Дача Гаусвальда. Фото: yandex.ru
Дача Гаусвальда "играла роль" дома Ирэн Адлер в многосерийном фильме Игоря Масленникова о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также "снималась" в фильмах "Дон Сезар де Базан", "Летучая мышь", "Марица", "Без семьи". Причудливые очертания дома могут соответствовать любой эпохе и стране: средневековой Испании, Франции XIX века, Австро-Венгрии накануне Первой мировой войны.
Кадр из фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" с дачей Гаусвальд. Фото: nevaspecstroy.ru
Как же явилось на свет такое архитектурное чудо? История его прозаична: богатый булочный мастер Гаусвальд построил этот дом в качестве дачи для своей жены Евгении Карловны. Булочник заказал проект архитекторам Владимиру Чагину и Василию Шёне. Создатели взяли за образец архитектуру английских коттеджей.
Первоначальный дом был возведен в 1898 году. Он считается первым в России зданием в стиле модерн, остро модном на рубеже XIX-XX веков. Архитектура дома сохранила характерные черты стиля — подчеркнутую асимметрию, изломанные линии портала и крыши. Здание двухэтажное, на подвалах, с высоким каменным цоколем, сочетающее деревянные и кирпичные фрагменты, чтобы имитировать "пасторальный домик". Его изюминкой является сложная объемно-пространственная композиция из разновеликих объемов. Так, один угол дома представляет собой стилизованную башню старинного замка из кирпича. Потому-то этот дом с такой легкостью вписывался в кинематографические фантазии на исторические темы.
Кадры из фильма "Дон Сезар де Базан" с дачей Гаусвальда. Фото: kinocomedy.livejournal.com
Основной объем дачи Гаусвальда выполнен из дерева, фасады отделаны так называемой вагонкой, штукатуркой и окраской. Также в отделке фасадов применялись бутовый камень, облицовочная керамическая плитка, известняк, дерево, керамическая черепица, поливные полихромные изразцы. В 1910—1916 годах к дому сделали ряд надстроек и пристроек, сохранявших приёмы и формы модерна.
"Особняк Ирэн Адлер". Фото: kp.by
В советское время для дома Гаусвальда наступила тяжелая пора. Национализированное здание стали использовать как Бог на душу положит. Сообразно новым функциональным назначениям его и перестраивали.
Так, уже в 1918 году в особняк вселили 3-ю детскую колонию имени А. В. Луначарского. Детское учреждение просуществовало здесь до 1923 года. Затем дача много лет служила санаторием-профилакторием Ленинградского Металлического завода. Но самые печальные изменения внешний вид уникального объекта претерпел в результате капитального ремонта 1984 года, когда были упразднены многие элементы декора и отделки интерьеров.
Дача Гаусвальда до реставрации.
Но время показало: разнородное использование было не худшей участью для архитектурной жемчужины. В постсоветское время дача Гаусвальда перешла во владение коммерческой фирмы и… долгое время не отапливалась. В результате к 2008 году она пришла в аварийное состояние. Специалисты обнаружили страшную беду: около 85 процентов деревянных конструкций дома было уничтожено белым домовым грибом. Какое-то время существовала угроза, что пораженную грибом дачу просто разберут. Но Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга взял красивейшее некогда строение под контроль и провел повторную экспертизу его состояния. Экспертиз было сделано несколько. Более ранние давали безнадежные результаты, дом снова предлагали разобрать или сжечь, чтобы на его месте построить нечто новое. Но в 2017 году КГИОП официально объявил, что поражения деревянных частей дачи не настолько велики, как считалось ранее, и основной объем сруба может быть сохранен. В октябре того же года началась реставрация особняка Гаусвальда. Он входит в состав объекта культурного наследия регионального значения "Особняк Гаусвальда с тремя службами, участком парка и оградой", но является частной собственностью. Работы, которые проводил собственник, были полностью согласованы с КГИОП и получили официальное разрешение.
Дача Гаусвальда.
На стадии проектной работы к реставрации дачи Гаусвальда подключились специалисты компании Remmers, одного из крупнейших поставщиков специализированных средств для реставрации исторических зданий и сооружений не только в России, но и в мире. Представители Remmers вошли в группу проектировщиков и дали компетентные рекомендации относительно технологий, необходимых для реставрации особняка, и регламентов технологических работ.
В данном случае, так как речь шла о поражении деревянных частей, было необходимо применение антисептиков для древесины, активно противостоящих негативному воздействию бактерий, грибков, вредных насекомых и атмосферы. "Правильные" антисептики действуют комплексно и гарантируют защиту дерева от ультрафиолетового излучения, атмосферных разрушений и "биологических факторов" - грибков, микробов и насекомых.
С таким состоянием дома пришлось бороться метариалами компании Remmers.
Производитель Remmers выпускает высококачественные антисептические препараты как для превентивной защиты дерева от грибков и плесени, так и для обеззараживания уже пострадавших деревянных поверхностей. В линейке Remmers предусмотрены такие эффективные средства, как профилактическая грунтовка Imprägniergrund Plus, жидкая грунтовка Holzschutz-Grund, лазурь с высокой УФ-защитой Langzeit-Lasur UV, лазурь HK-Lasur Classic и другие. Помимо защитной функции, антисептики Remmers обладают и эстетической. Лессирующие составы Remmers сохраняют структуру дерева и подчеркивают его натуральную красоту. А также специалисты компании Remmers помогают клиентам в выборе антисептика, оптимально отвечающего требованиям ситуации, и выборе способа нанесения средства на древесину.
Визит официальных лиц на объект. Фото: www.gov.spb.ru
В июле 2018 года официальный сайт администрации Санкт-Петербурга сообщал о ходе реставрации редкого объекта деревянного зодчества, находившегося в аварийном состоянии. Дачу Гаусвальда посетила высокая комиссия в составе председателя КГИОП Сергея Макарова, архитектора-реставратора высшей категории, члена Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ Владимира Рахманова, заместителя руководителя проекта компании Владислава Сысоева и представителей компании, ведущей реставрационную деятельность на объекте.
Сергей Макаров с удовлетворением отметил большой объем работ, осуществленных реставраторами за год. Они укрепили фундаменты, отреставрировали сруб с максимальным сохранением его подлинности, благодаря чему исторический деревянный контур был восстановлен почти на три четверти. Чтобы восстановить геометрию особняка, здание сначала вывесили на домкратах, после чего усилили его фундамент, восстановили, а затем вернули здание на отремонтированный фундамент, растянув его ремнями.
Дача Гаусвальда в процессе реставрации.
Также сохранилась большая часть дореволюционной стропильной системы дома. На тот момент строители уже готовились приступать к укладке черепицы на крышу (на период работ черепицу сняли ради облегчения нагрузки на конструкции и положили временную кровлю).
За год был усилен и более чем на 80 процентов сохранен исторический фундамент дома Гаусвальда, состоящий из бутового камня. Фундаменты рабочие взяли в бетонную "обойму" и сделали им инъекцию бутовой кладки. Были полностью заменены три ряда сгнивших нижних венцов и участки сруба, поврежденные жуком-древоточцем.
Владимир Рахманов, выступавший консультантом при сохранении сруба, отметил особенность реставрационного процесса. Деревянные детали дачи Гаусвальда воссоздавались не просто из дерева, а из дерева – "ровесника" постройки. Реставраторы закупали никому не нужные избы начала ХХ века в Ленинградской, Новгородской, Псковской областях, разбирали их и все здоровые бревна использовали в качестве доноров для восстановления конструкций особняка.
Фото: www.gov.spb.ru
Руководитель проекта реставрации Вадим Сысоев указал и на другое "ноу-хау" работ в особняке Гаусвальда: чтобы не оставлять аварийное здание под открытым небом, его накрыли металлическим куполом и затянули пленкой и на протяжении всей деятельности сушили внутренний объем воздухом. Это помогло проводить реставрацию деревянных элементов при активном проветривании и постоянной температуре, за счет чего старинное дерево оставалось сухим и даже "лечилось" в процессе реставрации. Оба эти новшества ранее не применялись на реставрируемых объектах. Все работы над интерьерами здания, например, штукатурные, также выполнены по исторической технологии.
К слову, в ходе демонтажа позднейшей внутренней обшивки не только обновились интерьеры здания, но и раскрылась его история здания, скрытая от глаз людских переделками советской и послесоветской эпохи. Так, выяснилось, что первоначально цвет фасада дома Гаусвальда был оливковым. Его вернули дому, и он стал ближе к своему исходному облику. Внутри нашлись и документы первой половины ХХ века: письма, фрагменты газет, что приоткрыло страницы истории не только дома, но и его обитателей. Были найдены и изразцы от печи, служившей и для обогрева, и для украшения зала на первом этаже дома. Сейчас смело можно сказать, что в зале возрожденного дома Гаусвальда стоит та же печь, у которой грелась первая хозяйка дачи Евгения Карловна. Печь восстановили по сохранившимся обломкам.
Фото: www.gov.spb.ru
В отделочных и декоративных операциях на даче Гаусвальда широко применялись материалы компании Remmers, производимые в целях возвращения историческим объектам былой красоты.
Год назад Владислав Сысоев обещал завершить основной объем работ на даче Гаусвальда к лету 2019 года. Сегодня обещание выполнено. В конце мая санкт-петербургское телевидение выпустило сюжет о том, что реставрация уникального дома выходит "на финишную прямую". На территории объекта культурного наследия "заново родилось" шесть построек. Дача Гаусвальда может снова сниматься в кино. И, без сомнения, рукотворное чудо первого в России здания в стиле модерн украсит величественный архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга на долгие годы.