Нонна Гришаева и Александр Олешко станут ведущими Церемонии вручения Премии "Звезда Театрала"-2021
26 октября 2021
Волонтер наследия: лучшие практики и инициативы
26 октября 2021
Удивительная Сатка Арт. Продолжение Фестиваля Юрия Башмета на Южном Урале
25 октября 2021
"Юнона и Авось" на Казанском вокзале
25 октября 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

13 октября 2021 17:35

Антон Висков: "Я смогу объединить современное слышание - мелодическое, гармоническое, с вековыми традициями, которые знакомы слушателям"

Интервью с композитором Антоном Висковым

Антон Висков. Фото из личного архива
Антон Висков. Фото из личного архива

Композитор и арт-директор Ансамбля духовной музыки "Благовест" Антон Висков побеседовал с Ревизором.ru и рассказал, что будет представлено на концерте "100 любимых мелодий и необыкновенных историй из жизни композиторов", почему программа будет интересна всей семье, а также как проходит подготовка к концерту в честь юбилея Георгия Свиридова и о планируемом знакомстве публики с "неизвестным" Свиридовым.

Антон Олегович, 27 октября состоится концерт из цикла  "100 любимых мелодий и необыкновенных историй из жизни композиторов" с участием Ансамбля духовной музыки  "Благовест", где Вы выступите в качестве ведущего и не только.  Чем интересен этот проект и ваша роль в нем?

Это один их первых концертов цикла, и его оригинальность в том, что в одной программе собраны наиболее известные, горячо любимые популярные мелодии, которые нам оставила история музыки. Это и знаменитая  "Мелодия " Глюка из оперы  "Орфей ", это и так называемое "Адажио" Альбинони, которое, на самом деле, принадлежит перу Ремо Джазотто, замечательному исследователю итальянской музыки. Под влиянием творчества своего кумира, выдающегося итальянского композитора эпохи барокко Томазо Альбинони, он написал собственное произведение и в силу своей скромности выдал "Адажио" за сочинение самого Томазо.

Прозвучит также знаменитая  "Аве Мария " Каччини. На самом деле, это тоже одна из музыкальных мистификаций. Эта вещь принадлежит перу нашего соотечественника - я всегда говорю это с гордостью - Владимиру Вавилову, выдающемуся лютнисту, гитаристу, исследователю старинной музыки. Из русской музыки в программе заявлен  "Вокализ " Рахманинова, который отсылает нас одновременно и к каким-то барочным временам, и, конечно, к русской старине, к знаменному распеву, вообще эта мелодия олицетворяет образ России.



100 популярных любимых мелодий – это условное число, или у вас действительно будет представлена сотня наименований в концертах?

Мне представляется, что, несмотря на обилие музыки в мире, на самом деле, любимых мелодий не так много. Но я думаю, что сотню мы в итоге наберем. Например, прозвучит популярная  "Лунная соната" Бетховена, но в обработке для фортепиано и хора, партию которого я написал. Первая часть "Лунной сонаты" превращена в некое духовное произведение с текстом молитвы  "Miserere Nobis", то есть - Помилуй нас, Господи. Мне кажется, такое изменение бетховенского оригинала достаточно оправдано, потому что музыка действительно звучит как молитва, как такая покаянная молитва, на мой слух. И поэтому я старался это передать.

Даже ритмически у Бетховена в верхнем голосе пунктирный ритм совпадает с первым словом.

Да-да, может быть. Кроме того, та мелодия, которую я подписал, тоже ложится на текст  "Miserere ". Действительно, можно представить, что композитор разговаривает с Господом и просит у Него о покаянии, о прощении.

Да, легко это представить. А тональность остается оригинальная до-диез минор?

Да, не меняется.  "Мелодия " Глюка тоже будет исполняться в моей аранжировке солирующих голосов, солирующего инструмента, в данном случае – флейты, партию которой я буду исполнять сам, и хора с фортепиано. Также в концерте будет задействован орган. Как же без органа! Вот такие большие планы для нового проекта.

А поскольку это цикл, в первом концерте есть приятный сюрприз для слушателей. Они имеют возможность заказать на следующий концерт свое любимое произведение для исполнения. И мы обязательно сделаем хоровую обработку и представим это сочинение в следующей программе цикла. Это первая особенность концерта.

Помимо того, что слушатель сможет заказать на следующей встрече, так сказать, к столу еще одно  "любимое блюдо ", состоится своеобразная дуэль между композитором Антоном Висковым и теми великими композиторами, которые будут в этом концерте представлены. Мы приглашаем слушателей стать секундантами этой творческой дуэли между современным композитором, то есть вашим покорным слугой и композиторами прошлого с их незабвенными шедеврами. Собственно говоря, публика будет решать, насколько в наше время создание произведений современного автора достойно музыки замечательных мастеров прошедших времен. Вот такая смелая задача. Я вызываю на дуэль всех своих великих коллег.


Антон Висков. Фото из личного архива

Не боитесь проиграть? Какие у Вас есть ресурсы, чтобы слушатель выбрал Вас?

Дело в том, что проиграть таким коллегам – это честь. Но я уверен, что у них выиграю (смеется). Потому что живу в наше время, я ближе по своему мышлению, восприятию, своему слуху, образу к нашим современникам. И поэтому я смогу объединить современное слышание - мелодическое, гармоническое, с вековыми традициями, которые знакомы слушателям.

Одна из форм дуэли - сравнение  "Аве Марий " Каччини-Вавилова и Шуберта с моей  "Аве Марией ". В этом отношении мы и посоревнуемся. Публика услышит  "Вокализ " Рахманинова и мой  "Вокализ ". Возможно, такие параллели будут еще, потому что у меня есть кое-какие задумки, программа еще формируется. Например, это романс  "Для берегов Отчизны дальной " Бородина в версии Бородина и в моей версии. Так что, будем интриговать слушателей.

Очень интересно, потому что Вы, вероятно, в этот момент и будете рассказывать залу особенности стиля, эпохи?

Естественно, все будет сопровождаться рассказом об истории создания произведений, интересными фактами из жизни композитора.

Этим и ценен такой  "ликбез " на концертах для всей семьи, какой предполагается в вашем новом проете  "100 любимых мелодий... " На первом концерте с вашей стороны ожидаются всякие  "любопытности ", к примеру, по поводу Моцарта и Глюка, который строил козни Моцарту. А вообще Моцарт может быть и заслужил это? Как о человеке о нем не всегда были лестные отзывы современников?
 
Как сказал Пушкин:  "Гений и злодейство – две вещи не совместные ". Моцарт всё судил с высоты своего божественного полета. Поэтому, конечно, не все же могли дотянуться до его уровня. Может быть, кому-то было обидно. Я, например, уверен, что именно Моцарт отравил жизнь Сальери своей музыкой, а не наоборот.

В том смысле, что как только Сальери слышал эти совершенно лучезарные мелодии, он просто переставал спать и есть?

В том-то и дело, что и привело его к умопомешательству, совершению самоубийства, даже якобы к его признанию в отравлении Моцарта и все такое. Это Моцарт виноват! Будто бы в психиатрической клинике, на исповеди Сальери сделал признание. Во всяком случае, по Вене ползли такие слухи. В общем-то Пушкин как бы ими и оперировал. Но, думаю, это скорее слухи. Просто не давала музыка Моцарта покоя Сальери. К слову сказать, у нас в планах с Ансамблем "Благовест" отметить день памяти Моцарта 5 декабря исполнением его  "Реквиема" с органом в Соборе англиканской церкви Святого Андрея. Будет такая органная версия  "Реквиема".


Антон Висков и ансамбль "Благовест". Фото: пресс-служба "Благовест"

На предстоящем концерте 27 октября, думаю, детская аудитория будет присутствовать в большом количестве, какие-то элементы интерактива для детей предполагаются? Например, сыграть на музыкальных инструментах, что-то подобное?

Это хорошая мысль, и мы обязательно ею воспользуемся. В каких-то программах, детских особенно, я иногда приглашал детскую аудиторию на сцену. У меня есть целый набор дудочек, всяких бубенчиков и других ударных инструментов, которыми дети могут подыгрывать. Раньше дети были очень скромные, кого-то на сцену вытащить было очень трудно, стеснялись. В последнее время, когда приглашаешь на сцену, они выходят все! И что с ними делать, как их организовать, как потом опять обратно усадить на места - концерт же должен продолжаться - это сложно. Но, конечно же, мы будем использовать какой-то элемент, будет очень интересно, если и наши юные слушатели также примут участие в исполнении.

А каким образом Вы захватываете детское внимание? Для Вас существует специфика общения с юными слушателями?

Вы знаете, дети есть очень хорошие. Они подготовлены, они настолько культурные, что с ними вообще никаких не бывает проблем. Они слушают, открыв рот, внимают каждому слову. Видно, что родители с ними постоянно проводят очень методичную работу. Всегда после концерта я благодарю родителей, каких они воспитали замечательных детей! Бывает, конечно, аудитория совершенно неподготовленной, и такое бывает. Есть много разных приемов. И один из них – это демонстрация слайд-шоу. Когда существует какой-то движущийся видеоряд, внимание переключается на это. И тогда дети уже могут воспринимать музыку как бы подспудно, ушами слушая музыку, а глазами смотря какое-то изображение. Это и проще, и таким образом они и к музыке приобщаются, и, в то же время, не отходят от своих любимых прыгающих картинок.

Антон Олегович в концерте будут звучать Ваши  "римейки " на чужую музыку. А оригинальные Ваши сочинения вошли в программу?

Конечно, будут звучать те вещи, которые уже давно завоевали популярность, исполняются повсеместно. Это и некоторые хоры, например, на слова Есенина  "Душа грустит о небесах ", сочинение очень любимое публикой. Затем песня  "В лесном краю " - это стилизация под украинскую народную рождественскую колыбельную. Будет звучать стилизация под спиричуэлсы. Программа выстроена разнообразно. Она, в общем, охватывает почти три столетия музыки, начиная от барокко и заканчивая современными композициями, композициями в джазовом стиле.

Ваши собственные опусы для какого состава?

Используются различные сопровождения для хора. Это может быть и фортепиано, и арфа, и какие-то ударные инструменты, колокольчики, флейта, орган.

На органе Вы играете сами, владеете им?

Да, с огромным удовольствием. Я в этом концерте буду и как ведущий, и как флейтист, и как пианист, и как композитор, и как органист. Очень приятно за себя.

Еще какие у Вас концертные планы?

У нас сезон уже в полном разгаре. Уже столько всего было, что у меня впечатление, что прошло уже полсезона, хотя он только начался. В Большом зале консерватории ансамблем  "Благовест " исполнялась кантата  "Иоанн Дамаскин " и мой цикл  "Песнопения и молитвы ". До этого у нас была поездка в Челябинск на фестиваль духовной музыки, где состоялась мировая премьера моей оратории  "Александр Невский ". В сентября перед ней это была московская премьера.

Знаю, что у Вас состоится концерт, посвященный юбилею Георгия Свиридова.

Да. Это тоже, на мой взгляд, интересный проект. Мы хотели бы сделать программу необычно. Будет звучать несколько свиридовских опусов, которые известны не многим. Во-первых, по авторским наброскам мною были восстановлены такие хоры, как  "Величание Пасхи " ("Пасха Красная"),  "Дево днесь " - очень интересное рождественское песнопение,  "Воскресение Христово видевше ". Может быть, еще будет  "Не рыдай мене мати". Свиридов сам записывал произведение на пленку магнитофона. И сохранилась только эта пленочная магнитофонная запись. Поэтому наше дело было восстановить все это, как музыкальный диктант, записать на слух. А потом уже придать этому какую-то форму: кантаты или хора с сопровождением, в общем – отредактировать.

А на этой пленке Свиридов сам играет на фортепиано?

Да, он там сам играет и поет, все дребезжит, так что очень сложно разобрать. Но как-то с помощью интуиции и собственных технических навыков удалось это сделать. Второй раздел юбилейного концерта будет содержать знаменитую поэму для сольного голоса и фортепиано  "Отчалившая Русь". Ее многие инструментовали, но у Свиридова был замысел сделать ее с хором и с солистами, наподобие поэмы  "Памяти Сергея Есенина", то есть такую ораторию. Мы этот замысел тоже реализовали, у нас поэтому в  "Отчалившей Руси" поют солисты, один из них замечательный Дмитрий Степанович, участвует хор и фортепиано. И некоторые фрагменты этого сочинения мы бы хотели исполнить - целиком не получится, поэма заняла бы целый концерт. А нам хотелось бы, чтобы там было что-то еще.

Кроме того, прозвучит знаменитый романс из  "Метели", переложенный для хора, фортепиано и солистов на слова Андрея Золотцева. Это друг Свиридова, замечательный литератор, поэт, и он написал слова к романсу из  "Метели ". Этого никто еще не слышал. Программа концерта, я бы сказал, станет мировой премьерой многих сочинений Свиридова.

Когда произойдет это знакомство с неизвестным Свиридовым?

16 декабря в день рождения Свиридова. Прямо день в день. Во второе отделение будут включены части из нового произведения Антона Вискова  "Поэма памяти Георгия Свиридова " для солистов, хора и в нашем случае для фортепиано, может быть добавятся какие-то ударные инструменты на слова любимых свиридовских поэтов – Блока, Есенина. Тоже премьерное исполнение. Программа содержит и признанные шедевры Свиридова, и неизвестные опусы композитора, и свежая музыка  "Поэма памяти Свиридова ". Может получиться очень интересно для нашей публики, будем стараться.

А Вы были лично знакомы с Георгием Васильевичем Свиридовым?

Ну, а как же, это мой учитель, наставник, мастер. Он никогда не преподавал. Это было творческое и дружеское общение на протяжении более десяти лет, где-то в середине 80-х годов. Я приходил к нему в дом, постоянно показывал свою музыку. И он всегда что-то свое играл, это было очень интересно. Вот эти воспоминания и вошли в мой литературный сборник  "Воспоминания о Свиридове ", который неоднократно переиздавался.

Вы не только композитор, флейтист, пианист, органист, ведущий своих программ, но и автор литературных произведений о композиторах.

Да, у меня есть  "Статьи о композиторах ". Также такой литературный проект, как  "Путеводитель по музыкальным местам России ". Я его написал в шуточном стиле.

Как Вы все успеваете?

У меня круглосуточный режим (смеётся). Сейчас у меня еще много проектов помимо коллектива  "Благовеста ". В Астрахани будет постановка по произведениям Достоевского на мою музыку, также на музыку Пярта, Шнитке. Сейчас я работаю с этим проектом, отправляю им ноты. В декабре планируется Рождественский концерт с Камерным хором в Петрозаводске. Вместе с солистами вокального ансамбля  "Arielle " и учащимися музыкальной школы им. Прокофьева мы ставим спектакль  "Ночь перед Рождеством " в Москве. Одновременно пишу детские музыкальные сказки, уже закончил  "Сказку об Алёнушке и братце её Иванушке ". До этого работал над моно-оперой для высокого голоса  "Ванька Жуков " по рассказу Антона Чехова. В данный момент продвигаем ее, решаем, где показать впервые.

Какие события ждут слушателей в ноябре?

Сейчас вместе с  "Благовестом " планируем концерт  "Stabat Mater сквозь века ". В первом отделении будут звучать песнопения из духовных сочинений на текст Stabat Mater различными композиторами, а во втором - прозвучит русская Stabat Mater вашего покорного слуги. Сочинение написано мной на стихотворные переводы латинской молитвы знаменитыми русскими поэтами: Фетом, Жуковским, Меем и Мережковским. Это эквиритмические переводы с латыни. Впервые Stabat Mater - большая кантата будет звучать по-русски. В этом концерте мы тоже предлагаем слушателям своеобразную дуэль между композиторами прошлого и современным прочтением этого сочинения. Оно написано в стиле нео-барокко и по образному строю отсылает нас к той эпохе, когда творили Перголезе, Вивальди. Также прозвучит  "Stabat Mater " Франца Шуберта и, возможно, какие-то части из монументальной кантаты  "Stabat Mater " Франсиса Пуленка. Некоторые фрагменты из моего сочинения уже исполнялись, но целиком еще нет. Это будет мировая премьера.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Волонтер наследия: лучшие практики и инициативы
Нонна Гришаева и Александр Олешко станут ведущими Церемонии вручения Премии "Звезда Театрала"-2021
Удивительная Сатка Арт. Продолжение Фестиваля Юрия Башмета на Южном Урале

В Москве

"Юнона и Авось" на Казанском вокзале
История о том, как рай превращается в ад. "Альфа & Омега" в "Геликон-опере"
Театр им. Н.И. Сац: реконструкция в стиле Re-Конструкция
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть