"Стареющая звезда немого кино живёт в стареющем дворце…"
20 сентября 2021
Наш "Брат" Данила Багров. Фильм о Сергее Бодрове-младшем "Нас других не будет" открыл "Кинотавр"
20 сентября 2021
Из Бурятии с любовью. Постановка Сойжин Жамбаловой на фестивале "Артмиграция"
20 сентября 2021
Лаборатория "Ленфильм-дебют" начинает всероссийский отбор проектов
18 сентября 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Оркестру народных инструментов "Русские узоры" исполнилось пятьдесят

Юбилей оркестра "Русские узоры" Московской областной филармонии пройдет в форме онлайн-концерта.

Оркестр народных инструментов "Русские узоры". Фото с официального сайта Московской областной филармонии.
Оркестр народных инструментов "Русские узоры". Фото с официального сайта Московской областной филармонии.

Полвека назад, 4 декабря 1970 года, в Волоколамске состоялся первый концерт оркестра, созданного выдающимся музыкантом, народным артистом РСФСР Владимиром Александровичем Зозулей. Оркестр получил название "Русские узоры" и вошёл в состав Московской областной филармонии.

Фактически появился не просто очередной оркестр народных инструментов, а "большой, сложный и многогранный культурный проект", как сформулировал его нынешний художественный руководитель Илья Рейбарх. 

Илья Рейбарх с большим темпераментом и любовью к оркестру рассказывает читателям "Ревизора.ru" о "лице" оркестра, его пути развития, о достижениях, планах и предстоящем праздновании юбилея оркестра. Предлагаем читателям живую речь художественного руководителя.

Илья Рейбарх. 
 
"Основная идея Владимира Александровича Зозули была в том, чтобы создать на базе народного оркестра своего рода фольклорный театр. Он с самого начала требовал от музыкантов умения играть на нескольких инструментах, петь, танцевать, выступать в актёрском качестве. Все музыканты оркестра, все, без исключения, являются мультиинструменталистами и вокалистами, владеют уникальными для сегодняшней сцены русскими народными духовыми инструментами. Более того, артист оркестра Михаил Клименко владеет редчайшим искусством – фланкировкой шашками.

Это своего рода уникальная особенность театра, артисты имеют и профессиональную хоровую подготовку, у нас даже хормейстер есть.

По сути, это такой фольклорный театр, но на основе инструментализма. Это такое скоморошество – они же там исторически все были и домрачи, и скоморохи. Инструменталисты – и артисты – вокалисты-танцоры. Конечно же, пели все, не может быть, чтобы играли и не пели. Гоняли их, конечно.

Сейчас-то нам попроще. Хотя были небольшие переживания на сказке Пушкина "О попе и о его работнике его Балде", но, слава Богу…

Всё театрализовано, красиво. Ну, если нас не сожгут…  (Смеётся).

Нет, детям очень нравится".
 
Несколько слов о том, как маэстро видит организацию оркестра.
 
"Мне кажется, что у хорошего оркестра должны быть приглашённые дирижёры, приглашённые авторы программ, что должен быть художественный руководитель, но должна быть и масса других, классных специалистов. А когда это по жизни царство одного, и главным девизом жизни является: "Главное – ни в коем случае не умнее себя", - это меня очень печалит. Но, во-первых, у нас в Московской областной филармонии  есть целый концертный отдел, и там есть свои идеи и свои задумки, во-вторых, у нас в филармонии есть режиссёр, Олеся Невмержицкая, у неё есть свои проекты, иногда мы её просим режиссировать наши проекты… Вообще мне кажется, что это очень правильная история, когда каждый занимается своим делом, я отвечаю за ноты (смеётся)".
 
О репертуаре и музыкальном багаже оркестра.
 
"Мои аранжировки – это одна десятая, двадцатая часть богатейшей библиотеки оркестра.

Я пришёл с большим багажом инструментовок, которые я когда-то делал и эти инструментовки идут в качестве обновления репертуара, потому что этих нот не было. Но основные фамилии - это Александр Петрович Курченко, Александр Широков, и был совершенно выдающийся Марк Борисович Вахутинский. Это очень качественная работа.

Значительная часть того, что мы играем – это то наследие, что они нам оставили, это наши традиции.

Конечно, часть аранжировок сделана в последнее время. Это не такой уж трудоёмкий процесс, как кажется – программы для набора нот Finale и Sibelius сильно экономят время, силы и глаза.

Спасибо прогрессу".

 
О том, как уживаются в одном человеке мышление дирижёра оркестра народных инструментов и симфонического оркестра.
 
Илья Рейбарх окончил Московский государственный институт музыки им. Шнитке по классу балалайки, затем магистратуру в Академии им. Гнесиных, в 2004 году был удостоен звания лауреата II степени на Первом Всероссийском студенческом конкурсе дирижёров русских народных оркестров, в 2013 году поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по программе двухлетней профессиональной переподготовки по специальности "Оперно-симфоническое дирижирование".
 
"Мне всегда казалось и сейчас кажется, что когда народный оркестр возглавляет профессионал, на то есть пример В. И. Федосеева и В. А. Понькина, вот этих двух когда-то выдающихся баянистов, которые и в народном оркестре тоже успели очень много сделать. Большие задачи подтягивают за собой и большое качество. Поэтому это плюс, что у меня хорошее образование".
 
Про нынешние ковидные времена.
 
"Мы успели в паузу, которая образовалась между двумя волнами "закрытий", дать несколько очень хороших концертов.
 
Онлайн-запись "Мэкки-нож"? (Это запись Фантазии на тему К. Вайля "Мэкки-нож", очень виртуозного произведения, написанного Г. Шендерёвым). Горжусь этой работой. На неделю зависал, чтобы это сделать. Ребята на дачах, это был период, когда нас всех закрыли. Басист из Барнаула записывал. Он оттуда родом, улетел. Налегке. Потом звонит, завтра мне обещали дать бас. Сначала писали звук, пока он меня не устроил. Главное – это звук". 
 
О публике.
 
"Прежде всего, это публика спектаклей. "Музыкальный лес", "Сказка о попе и работнике его Балде", "Ваня и крокодил", в нём ещё и приглашённые фортепиано, скрипка, саксофон, но на основе "Русских узоров". Это, конечно, особая публика, она приходит в основном на актёров. В основном идут на афишу, а то, что на сцене народные инструменты… По-моему, они удивляются сами.
 
И вторая публика, которая приходит на концерты народных оркестров - это люди, которые хотят в первую очередь услышать родные мелодии, родные песни, и вот они, кстати, бывают больше всего благодарны, когда мы играем серьёзную музыку.

Конечно, они приходят на более простые произведения, но они с огромной благодарностью воспринимают всё. Чем серьёзнее мы относимся к ним, тем с большей любовью они относятся к нам. Ну, конечно, они, наверно, пришли послушать и "Валенки" и "Калинку"… Ну, мы их радуем и "Валенками" и "Калинкой".  Но мы стараемся до какой-то степени это минимизировать и воспитывать публику. Свою публику надо воспитывать.
 
Надо каждый раз переобуваться из дирижёра в конферансье. Потому что доверить кому-то вести программу, в которой одновременно уживается "Русская", в которой мы и поём, и свистим, и всячески хулиганим и Брамс с Григом. А впоследствии, я надеюсь, будет и Бернстайн, и ещё некоторые вкрапления – это, конечно, надо объяснить, как оно здесь оказалось. Объясняем.
 
Мы, конечно, не играем симфонии, мы не можем ставить такие задачи. А вот Свиридов с "Метелью"… Это больше Пушкин, чем Свиридов.

И Бетховена можно сыграть на балалайке, но это больше будет анекдот, чем музыка. А "Славянские танцы" Дворжака у нас есть в репертуаре, и это естественно".

 
Про юбилейный концерт.
 
"Про солистов и про концерт 4 декабря - это целая песня!

Значит, истоки у песни такие. У нас есть заместитель художественного руководителя Московской областной филармонии, заместитель Максима Исааковича Дунаевского Галина Леонидовна Голубова.

Это её гениальная идея, и мы её реализовали – сделать некоторую внутрифилармоническую историю, когда "Русским узорам" пятьдесят лет. И к нам приходят те или иные представители филармонии и нас поздравляют. Играют с нами. И в этом контексте происходит реализация идеи народных инструментов, что на них можно сыграть всё. Не в том плане, что вообще всё, что написано, а в том, что в любом жанре при определённых условиях и качестве подбора репертуара мы можем звучать убедительно.

Вот эта идея наложилась на этот концерт и получается, что к нам приходит от каждого коллектива МОФ свой представитель и играет на 96,5 процентов то направление, какое этот коллектив представляет. 

Пришёл Денис Забавский (дирижёр Государственного ансамбля русской музыки и танца "Садко" и виртуоз-балалаечник) – он принёс своё. Свою импровизацию на тему песни "На речке" в джаз-рок обработке, и у нас весь оркестр, бас-гитара, ударная установка и четыре жалейки играют то, что обычно в биг-бэнде делают саксофоны. И он играет с нами соло. Он принёс себя, он принёс своё, он принёс от "Садко" именно то, что он привнёс в "Садко".
 
К нам приходит Ольга Алексеева, солистка оркестра "Гусляры России", надо сказать, выдающийся исполнитель. Она приносит что – она приносит гусельную музыку, которую мы в обыкновенных концертах не играем.
 
К нам приходит дирижёр Филипп Петров, второй дирижёр симфонического оркестра Московской областной филармонии "Инструментальная капелла". Он дирижирует шестой танец Брамса. Изначально я не предлагал ему ничего из народной музыки. Брамс – это его профиль, его выбор.
 
Приходит Александр Гиндин, нижайший поклон Галине Леонидовне – она его уговорила. Но мне кажется, он долго не сопротивлялся, ему самому было страшно интересно. Он пришёл как ребёнок, который попал в магазин конфет, но он ещё не знает, что за вкусы там есть.

И он играет Баха. На мой взгляд, ре-минорный клавирный концерт Баха не хуже звучит на домрах, чем на рояле. Это моё личное оценочное суждение, мне нравится больше, как этот концерт звучит на клавесине. Ведь  Бах писал концерт для клавира, не для рояля, и вот Гиндин с нами это играет, получилось что-то потрясающее. Мы играем партию оркестра. Очень необычно, но я не думаю, что Бах был бы против.
 
Приходит к нам Алина Яровая. Оперные арии не совсем то, здесь мы выглядели бы несколько бледновато, я предложил ей, может быть, романсы, а может быть, мюзикл, тоже очень интересно. Она ухватилась за мюзикл. И я с удовольствием тоже уцепился, и мы с ней поём из "Кошек" Эндрю Ллойд Уэббера. Мне кажется это тоже очень убедительно. Что-что, а уж мюзикл способен инкорпорировать в себя любые тембры и это всегда будет классно.
 
К нам с поздравлениями придут джазмены Андрей и Михаил Ивановы, приведут с собой ударника и саксофониста.
 
Придёт победитель 72-го Кубка мира по баяну и аккордеону Кирилл Русинов. Это так странновато звучит, но это очень престижный международный конкурс, просто у немецких и финских исполнителей этот инструмент называется кнопочный аккордеон".
 
Это будет невероятно интересный концерт. Он будет транслироваться на YouTube-канале МОФ 4 декабря в 19.00 спустя ровно через пятьдесят лет после первого концерта оркестра "Русские узоры".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Стареющая звезда немого кино живёт в стареющем дворце…"
Наш "Брат" Данила Багров. Фильм о Сергее Бодрове-младшем "Нас других не будет" открыл "Кинотавр"
Премьера спектакля "Голливуд крупным планом" по пьесе Бенджамина Грина в Рязанском театре драмы

В Москве

Из Бурятии с любовью. Постановка Сойжин Жамбаловой на фестивале "Артмиграция"
Музыкальный театр имени К.С. Станиславского открыл новый сезон
Ростовская Турандот на VI фестивале "Видеть музыку"
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть