Юрий Башмет: "Сам факт проведения фестиваля Петра Ильича Чайковского приобрел особое значение".
27 июня 2022
Как много стало молодёжи!..
27 июня 2022
Новый конкурс промышленного дизайна и инновационных проектов "Дизайн Акт-2022"
25 июня 2022
"Мама, я блогер!" в Центре им. Вс. Мейерхольда
25 июня 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Пауль Хиндемит и опера "Нуш-нуши" в Театре Сац

Специально для "Ревизора.ru".

Артем Макаров. Фото предоставлены Театром имени Наталии Сац.
Артем Макаров. Фото предоставлены Театром имени Наталии Сац.

Постановки не самых известных композиций в Театре Сац – дело уже традиционное. В этот раз разговор коснется оперы Пауля Хиндемита "Нуш-Нуши". Впервые в России концертное исполнение этой редкой партитуры представит оперная труппа Театра имени Наталии Сац 25 марта в рамках проекта Re-конструкция, созданного художественным руководителем Театра Сац в течение периода реконструкции основной сцены театра.

В рамках этого цикла исполняются раритетные симфонические и оперные шедевры в пространствах фойе основной сцены, оказавшемся прекрасно приспособленным к концертным программам самых разных форматов. К оперным редкостям принадлежит и "Нуш-нуши" Хиндемита, к которой Театр Сац обращается первым в нашей стране. Музыкальным руководителем этой премьеры стал главный дирижер Государственной Башкирской оперы Артём Макаров, с которым "Ревизор.ru" побеседовал накануне.
 
Артем, здравствуйте! Первый вопрос. Пауль Хиндемит обойден у нас в России вниманием... Почему так?
 
Правильно вы заметили. На самом деле, это судьба не только Хиндемита. У нас ведь, если разобраться, и Вагнера-то ставят только в столичных театрах (Москва, Питер), еще реже – Штрауса, а уж совсем редко Хиндемита. Музыка конца XIX-го века непроста для восприятия, чем дальше, тем сложнее. К музыке Хиндемита человеческому мозгу и уху нужно быть готовым, работать. Может быть, поэтому. Если инструменталисты играют его хоть иногда (я сам играл в консерватории сонату скрипичную), то оперную музыку мы практически не слышим. Пожалуй, в прошлом году в "Геликоне" что-то было поставлено, и вот сейчас возникла идея у Георгия Георгиевича. Это было неожиданным для меня, я не был знаком с этой музыкой. Мне пришлось почитать, поузнавать, познакомиться с тем, что это часть трилогии. Интересно, что в то же время был написан триптих Джакомо Пуччини: "Плащ", "Сестра Анжелика", "ДжанниСикки". Интересная параллель. Сама по себе опера необычная – сатира, юмор, в какой-то степени пародия на оперный жанр (по мнению самого Хиндемита). То там, то там мы слышим Вагнера, Штрауса, Малера чуть-чуть. Хиндемит немножко иронизирует над композиторами, хотя, безусловно, он вырос на их музыке, она оказала на него влияние. Я же сам ещё не начал работать с оркестром, мне недавно дали партитуру, это – богатство инструментов. Я в предвкушении. Сама музыка?.. Что-то заходит с первого раза, но не все. Чем дальше я вслушивался, тем было интереснее. Я всегда стараюсь найти что-то необычное, в своем театре в Башкирии тоже.
 
Насколько мне известно, предполагается концертное исполнение…
 
Поскольку сейчас Большой зал на реконструкции, а в Малом зале сделать это невозможно (оркестр полнозвучный, настоящий), исполнение предполагается вот в том пространстве (указывает). По поводу концертного или полуконцертного исполнения могу сказать следующее. Мы немножко раньше начали спевки, потому что партии достаточно сложные, хоть и короткие.

Ротонда фойе Театра Сац.

А в чем сложность?
 
Во многом – сложная интервалика, непривычная для певца, который поет классический репертуар. Тут нужно посидеть, подумать, постучать, привыкнуть. Иногда в них быстрый темп, очень много слов,иногда тональность присутствует. Я был приятно удивлен, что к делу все серьезно отнеслись, и я надеюсь, что это будет полуконцертная версия, чтобы люди не стояли с пультами, а могли что-то изобразить. Она будет интереснее зрителю.
 
А про партию Нуш-нуши можете что-то рассказать?
 
У него нет партии, это безмолвное существо, мифически-сказочное. Дело в том, что он погибает под тяжестью одного героя (генерала, это роль, да). И все, больше он не появляется. Оригинальный текст оперы – немецкий, но мы с Георгием Георгиевичем решили перевести. Георгий Георгиевич сам перевел. Перевод – очень качественный, очень остроумный. Текст получился более сглаженный, ибо немецкий текст очень откровенный, если вспомнить, что там на самом деле происходит.


Афиша представления. 
 
Что может дать публике полуконцертное исполнение? Молодежи?
 
Это – сказка для взрослых, но мы посмотрим. Если появится желание сделать полноценную постановку, то возможно это и будет. Дело в том, что данная опера – одноактная, нужно будет что-то добавить (возможно, из триптиха). В первую очередь, это знакомство с неизвестным материалом.
 
У кого из героев самая сложная партия?
 
Здесь много действующих героев, но главный герой Тум-тум. Пройдоха, слуга, который служит то одному, то другому. Его партия самая продолжительная (общая длительность оперы – 55 минут). Все остальные партии небольшие. Это вселяет надежду на то, что партии будут выучены к марту.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юрий Башмет: "Сам факт проведения фестиваля Петра Ильича Чайковского приобрел особое значение".
Novakid приглашает на бесплатный эфир про финансовую грамотность для детей
Как много стало молодёжи!..

В Москве

"Мама, я блогер!" в Центре им. Вс. Мейерхольда
Арт-проект молодой российской художницы дает каждому человеку возможность стать коллекционером
Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова приближается к творческому зениту
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть