Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Московский ансамбль современной музыки в Петербургской филармонии

Автор: Ревизор.ru
Фото предоставлено Пресс-службой Петербургской филармонии
Фото предоставлено Пресс-службой Петербургской филармонии

20 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступит Московский ансамбль современной музыки – один из лучших российских коллективов, исполняющих сочинения XX и XXI веков. На концерте "Голос кита 2.0" прозвучат пьесы американских композиторов: от создателя музыкального "Черного квадрата" Джона Кейджа и классика минимализма Стива Райха – до авангардиста Джорджа Крама и постминималиста, обладателя Grammy, автора музыки к фильмам Паоло Соррентино Дэвида Лэнга.

Наряду с традиционными музыкальными инструментами на концерте прозвучат и необычные: пьесы Кейджа будут исполнены на препарированном рояле – его звучание будет изменено с помощью дополнительного оборудования, пьеса Райха "Разные поезда" сложится из звучания квартета музыкантов и записи звуков поездов и фрагментов препарированной речи, для исполнения "Голоса кита" Крама все исполнители, согласно идее композитора, должны будут надеть маски, а пианист будет играть не только на клавишах, но и на струнах рояля.

На создание пьесы "Голос кита" (1971) Джорджа Крама вдохновили "песни" горбатого кита. По замыслу автора, сочинение охватывает события от начала до конца времен, его средние части-вариации носят названия геологических периодов – от Архейской эры (4 миллиарда лет назад) через Мезозойскую, когда Землю населяли динозавры, к Кайнозойской, в которой живет современное человечество.

Пьесы "Примитив" и "Тотемный предок" были написаны великим композитором и философом XX века Джоном Кейджем в 1940-е годы, когда он подрабатывал аккомпаниатором в классах современной хореографии. Создатель знаменитой пьесы 4’33 – музыкального "Черного квадрата", манифестирующего принципиально новое отношение к музыкальному времени и музыкальному звуку, Кейдж также изобрел так называемое "подготовленное фортепиано". В стремлении расширить возможности традиционного инструмента, он открыл в нем непредсказуемые тембры, усилив ударное начало.

"Разные поезда" (1988) Стива Райха – классика американской музыки, одного из основоположников минимализма – это композиция для квартета и фонограммы со звуками поездов и перекомпонованной речью: именно речь становится основополагающим компонентом целого, из ее интонаций вырастают мелодии.

"Идея пьесы пришла из моего детства, – поясняет композитор, – Когда мне был год, родители развелись (и стали жить в разных городах), из-за этого в 1939-1942 годах я часто переезжал на поезде из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно. В то время поездки казались мне захватывающими и романтичными. А теперь, оглядываясь назад, я думаю, что, если бы я был в Европе в те годы, то как еврей я бы поехал на совсем другом поезде. Имея это ввиду, я хотел создать произведение, которое точно отразило бы эту ситуацию".

Пьеса состоит из трех частей: "Америка – Перед войной", "Европа – В годы войны", "После войны": в основу первой из них положена записанная речь гувернантки композитора, с которой он в детстве ездил между городами, в основу второй – воспоминания бывших узников концлагерей.

Пьеса "Мой совершенно пустой рот" (1999) обладателя Пулитцеровской премии и премии Grammy, автора музыки к кинофильмам Паоло Соррентино, постминималиста Дэвида Лэнга – возникла из фразы (My Very Empty Mouth), которой его учили в детстве, помогая запомнить порядок планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. "Теперь я уже не помню всего предложения, и потому остальная часть солнечной система утрачена".

В 2003 году композиция вышла на альбоме Child, ставшего для Лэнга "попыткой изучить разные переживания, какими я их помню из своего детства". "Что мне больше всего интересно, особенно сейчас, когда у меня есть свои дети, так это то, что детство – это время, когда человек учится думать, чувствовать, двигаться вперед, – говорится в авторской аннотации к альбому, – Поскольку каждое музыкальное произведение каким-то образом должно научить слушателя своим собственным правилам, показать, как именно оно работает, это сравнение я считаю содержательным".

Московский ансамбль современной музыки – один из немногих в нашей стране коллективов, ставящих своей целью исполнение сочинений XX и XXI века и обладающих в этой области экспертным статусом. Созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова, к настоящему моменту ансамбль осуществил более 1000 российских и мировых премьер.

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть