Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

25 октября 2017 17:09

Детская сказка и взрослая притча: "Гензель и Гретель" в Новой Опере

Премьеру сказочной оперы “Пряничный домик, или Гензель и Гретель” показал в октябре московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова.

Фото: Даниил Кочетков
Фото: Даниил Кочетков

Едва ли найдётся тот, кому не знакома сказка братьев Гримм “Гензель и Гретель”. Идея создания оперы на такой сюжет принадлежит сестре композитора Энгельберта Хумпердинка – Адельхайд Ветте, попросившей написать брата несколько песен к домашнему кукольному представлению на Рождество (Адельхайд Ветте стала и автором либретто будущей оперы). Премьера музыкального произведения состоялась в Веймаре в канун Рождества 1893 года, за дирижёрским пультом стоял сам Рихард Штраус.

Через год опера была представлена в Гамбурге – там уже дирижировал Густав Малер, вскоре последовали постановки по всему миру. “Гензель и Гретель” стала самой популярной оперой в Германии, а за пять сезонов с 2011 по 2016 год во всём мире она заняла 13-е место в списке самых исполняемых оперных сочинений.
 
Рождественская история предполагает христианскую составляющую. Она и присутствует у Хумпердинка – дабы обрести гармонию с родными, обрести друг друга, нужно пройти через испытания и искупление грехов – за себя и за других. У немецкого композитора не мачеха, но мать отправляет детей в лес – те попались под горячую руку, не вовремя попробовали специально приготовленный к Рождеству пирог, который, ох, каких трудов стоил! И дети отправляются к Чёрному камню – месту, где для пирога мама бруснику рвала.

Фото: Даниил Кочетков
 
Но тут с полной корзиной съестного возвращается домой Петер, отец Гензеля и Гретель. Узнав, что жена отправила детей к Чёрному камню, рассказывает ей, не ведавшей местных поверий, об этом месте – обиталище ведьмы, похищающей маленьких детей, чтобы превратить их в пряники. Гертруда тут же устремляется за детьми, а вслед за ней бежит Петер.
 
В это время у подножия зловещих гор брат и сестра собирают ягоды, бродя по лесу. А лес – магический и чудный, полный загадочных видений, зверей и птиц. От страха дети бросаются друг к другу в объятия, но их успокаивает появившийся Песочный человечек, навевающий сон детской молитвой, обращенной к четырнадцати ангелам – самым пронзительным музыкальным фрагментом:
 
Душу сонную свою
Богу в руки отдаю.
Господи, помилуй,
Дай, как прежде, силы,
Не покинь меня во тьме,
Новый день дай встретить мне,
И от зла спаси нас,
И за всё прости нас,
И когда пора придёт,
На небо отведи нас!
 
Бог и вправду всех простит. После злоключений у ведьмы в Пряничном домике спасены будут и родители, и дети, а злоба наказана:
 
В дни святого Рождества
Скажем важные слова:
Пусть порой тяжело,
Но с добром не сладит зло!

Фото: Даниил Кочетков
 
Не отошла от главной мысли создателей оперы режиссёр постановки Екатерина Одегова. “Гензель и Гретель” получилась точной, отобразив дух немецкого мрачного романтизма и старинные поверья, но соединив их с глубоким христианским подтекстом. Брат с сестрой похожи на близнецов – оба рыжие, цвета одежды – костюмчик и платье одинаковые – голубые. И сон им один и тот же снится…Одна душа на двоих. Та душа, к которой даже в зловещей местности Чёрного камня (в либретто – горно-лесной массив Ильзенштайн –  знаменитое логово ведьм Гарца, знакомое по трагедии Гёте и стихотворному циклу Гейне) придут ангелы – знак и символ спасения.
 
В воплощении идеи режиссёру помогли художники – лауреат премии “Золотая маска” Этель Иошпа и Анна Кострикова. Все цвета немецкого Рождества присутствуют в оформлении оперы – красный, зелёный, белый. Брусничные ягоды-шары, причудливые, магические звери-призраки – Ворон, Козёл, Олень, Лыжник-гном, Старый ангел, Тревожная мать, Русалка… Это блуждающие тени страшного леса, будоражащие души детей.

Фото: Даниил Кочетков

Это и яркий Пряничный домик, похожий на рождественскую карусель с элементами готического собора, где изваянных скульптур олицетворяют “пряничные дети”, съеденные ведьмой раньше. Это и сама ведьма – комическое воплощение зла, но всё же исчезающее со всеми своими чарами. Путешествие души во времени и пространстве в поиске гармонии, прощения и любви.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть