Красноярский фестиваль искусств "Хворостовский" в этом году состоялся в Красноярске, Новосибирске и Москве с 13 октября по 5 ноября. В афише фестиваля были заявлены концертные и образовательные события. В рамках фестиваля впервые в Красноярске выступил заслуженный коллектив России - Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Мастер-классы по оперному искусству провели солист Мариинского театра Сергей Скороходов и оперная певица из Франции Македа Монне. Смотр организовала Красноярская филармония при поддержке регионального правительства.
Генеральный директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный перед началом заключительного концерта в Москве рассказал о фестивале:
Дмитрий Хворостовский - это часть сибирской души, её неотъемлемая часть. Он уже вписал своё имя в столпы красноярской культуры, среди которых Астафьев, Шпиллер, Годенко, Поздеев и другие заметные деятели культуры нашей страны. Для нас "Фестиваль искусств Хворостовский" - это крупнейшее музыкальное событие, которое нацелено на то, чтобы чествовать певца и популяризировать его вокальное наследие. Чтобы больше людей тянулось к искусству, через его пример вставало на путь профессионального развития в вокале и преумножало славу Сибири - как родины талантов.
Имя Хворостовского открывает фестивалю практически любые двери, обеспечивает стабильный международный культурный обмен вопреки любой геополитической ситуации. Это первый важный тезис. Второй - в этом году фестиваль посвящён теме наставничества. Наряду со знаковыми звёздами, состоявшимися артистами на сцене фестиваля мы видим лауреатов престижных международных конкурсов. Дирижёр Клеман Нонсьё, серебряная медаль рахманиновского конкурса - идеальный кандидат в представители нового поколения исполнителей, которые тоже идут к профессиональным вершинам, но уже подтвердили свой статус блистательных артистов. Гала-концерт в Большом зале консерватории стал частью марафона "Мой Рахманинов". В программе концерта присутствуют сочинения Рахманинова.
Дмитрий Хворостовский активно работал в Красноярске с тремя коллективами: Красноярским академическим симфоническим оркестром, Филармоническим Русским оркестром и с Театром оперы и балета. Сегодня на сцене будет множество музыкантов, которые ещё помнят совместные выступления с Дмитрием Александровичем. Этот факт создаёт сегодняшнему событию и всей фестивальной инициативе особую душевность как для участников, так, я надеюсь, и для зрителей.
Аида Гарифуллина, выступавшая с Хворостовским в 2017 году на его прощальном концерте в Австрии, в честь своего ушедшего старшего коллеги исполнила самые популярные оперные хиты. Певица выказала своё красивое и сильное сопрано и великолепное мастерство бельканто. Обаяние, артистизм, полный набор профессиональных и женских качеств, присущих оперной диве, вкушала благодарная публика.
Партнёр Аиды по сцене Сон Чи Хун сразу заявил о своём праве обладателя первой премии Конкурса Чайковского девятью верхними "до", смело начав выступление с Арии Тонио из оперы "Дочь полка" Доницетти. Его мягкий и упругий тенор обследовал все закоулки пространства, красиво разливаясь тембровыми красками.
Ариями, дуэтами, оперными сценами и симфоническими отрывками была представлена музыка Пуччини, Чилеа, Бизе, Массне, Беллини, а также Римского-Корсакова и Рахманинова. Баркаролла из оперы "Сказки Гофмана" Оффенбаха и Дуэт Лакме и Маллики из оперы "Лакме" Делиба спели Аида Гарифуллина и Ирина Шишкова к восторгу публики.
Успех памятного концерта во многом зависел от мастерства дирижёра, которое Клеман Нонсьё продемонстрировал с первых же тактов Увертюры к опере "Сорока-воровка" Россини. Спокойная уверенность, безошибочность выбранных темпов, сосредоточенное внимание и артистизм при завидной свободе мануального аппарата исходили от обаятельного дирижёра. Скромно, но сознавая своё лидерское место, Нонсьё сотворил невероятное звучание Красноярского оркестра, вытягивая всю красоту оркестровых тембров. Дирижёрское доверие к каждому оркестранту и оркестровой группе вознесли музыкантов на высококачественное исполнение, вдохновили на выразительную игру. Родилось полное взаимопонимание между дирижёром и оркестром, который реагировал на каждый посыл французского маэстро.
Аккомпанементы вокальным номерам - особое чутьё Нонсьё. Создавая оркестровую подушку голосам, деликатно ограняя умеренной динамикой звучание солистов, дирижёр в самом лучшем звуковом одеянии манифестировал певцов. Было очевидно, что им удобно петь с таким дирижёром.
Завершился вечер громким откупориванием маэстро Клеманом бутылки Шампанского в Застольной из оперы "Травиата" Верди, множеством букетов и бурными аплодисментами.