Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Французская музыка от татарского оркестра

Дирижёр Александр Сладковский и Государственный оркестр Республики Татарстан завершили абонемент в Московской филармонии концертом из французской музыки

Фото: предоставлено оркестром
Фото: предоставлено оркестром

Для заключительного концерта абонемента в Московской филармонии Государственный симфонический оркестр Татарстана во главе со своим художественным руководителем Александром Сладковским выбрал программу из произведений французских композиторов. Сам факт обращения к французской музыке выделял этот вечер из череды филармонических концертов. Всё же, как бы ни был разнообразен нынешний симфонический репертуар, оркестровые опусы Дебюсси и Фантастическую симфонию Берлиоза исполняют не так уж часто. Кроме того, публика шла на встречу с превосходным солистом: пианист Жан-Ив Тибоде довольно редкий гость на отечественных сценах, и тем более было интересно услышать его интерпретацию одного из самых известных фортепианных произведений французских композиторов – Пятого концерта Сен-Санса.

Однако, ни включение интересных партитур, ни эксклюзивные солисты никогда не соберут такой аншлаг на симфонической программе, какой наблюдался в Концертном зале имени Чайковского в этот вечер. Свободных мест не было вовсе, и было очевидно, что все эти слушатели пришли в филармонию именно на Сладковского и его оркестр. Столь полные залы собирают только те коллективы, в которых публика уверена: живой звук оркестра подарит неповторимую палитру звуков, не сравнимую ни с какими аудиоэффектами. И в этот океан впечатляющих звучностей Сладковский со своим оркестром погрузил зал сразу же, с первых тактов симфонического триптиха "Море" К. Дебюсси.

В случае с данной партитурой к ожиданиям потеряться в морской пучине звучностей надо подходить с осторожностью. Оркестровая ткань этой симфонии из трёх картин прозрачна, в ней слышен каждый голос, важна каждая нота и каждый нюанс. Но оркестр Татарстана буквально ошеломил зал, погружая его то в прозрачную глубину, то раскидывая по пенящимся гребням. Казанские музыканты блестяще показали темпераментность и силу этого произведения, ясность и логичность его структуры. Сладковский подчёркивал контрасты, усиливал акценты. И такая экспрессия сделала особо заметной близость импрессионистских зарисовок Дебюсси русской классике. Это прочтение делало понятной оценку крупнейшего русского композитора-симфониста ХХ столетия Н. Мясковского, считавшего, что: "Море" — лучшая партитура на свете".

Фото предоставлено оркестром

После столь впечатляющего начала, в концерте Сен-Санса оркестр отошёл на второй план, но оказался не второстепенным аккомпаниатором, а гибким и темпераментным партнёром. Жан-Ив Тибоде во многом уникальный пианист для нашего времени. Его самоуглублённый, чуждый поверхностности стиль воссоздаёт лучшие традиции прошлого, но сценическая свобода и раскрепощённость свидетельствуют о том, что при всём почтении к традициям, он – истинный сын своей эпохи. Снимая всё наносное, без лишних эффектов, но обращаясь к самой сути, и был исполнен Пятый фортепианный концерт Сен-Санса. А сыгранная на бис Павана Равеля подчеркнула, насколько этот пианист непревзойдённый интерпретатор французской музыки, с её речитативными, опирающимися на мелодику французской речи, рапсодиями, изысканными хитроумными находками в драматургии, бравурными, карнавально пышными кульминациями.


Фото предоставлено оркестром

Во втором отделении свободных мест в зале не прибавилось, что подтвердило: слушатель пришёл именно "на оркестр". Фантастическая симфония Г.Берлиоза продемонстрировала, какой совершенный исполнительский ансамбль создал Сладковский в своём казанском оркестре. Эта монументальная пятичастная симфония отличается внушительностью масштабов, эмоциональной силой и яркостью красок. Всё эти особенности "эпизода из жизни артиста" (такой заголовок дал композитор программе симфонии) Сладковский подчеркнул с предельной яркостью и экспрессией. Чуть полётнее и быстрее темпы – и вот уже изображение завывающего ветра в эпизоде грозы кажется абсолютно естественным, картина колдовского шабаша действительно устрашает унисонами духовых в похоронном гимне Dies irae, а игра col legno – смычком "наоборот", деревянным древком по струнам, впечатляет, будто впервые. Однако, чтобы так смело обнажать контрасты и противоречия, удлинять паузы, превращая их в эффектные замирания дыхания у всего зала, позволять эффектно "громыхать" медным и покорять звуковыми массами ударных, - для достижения всей этой артистичности и свободы нужна идеальная сыгранность оркестра и полное взаимопонимание оркестрантов с дирижёром. Ведь, казалось бы, все эти приёмы очевидны и доступны каждому интерпретатору этой фантасмагорической партитуры. Но заставить их "работать" и впечатлять также, как публику два столетия назад (а именно это удалось сделать татарскому оркестру!), такое эффектное исполнение – удел единиц. Судя по образцовой тишине между частями и грому оваций, раздавшему, когда еще даже не успела отзвучать последняя нота, - Сладковский и возглавляемый им Государственный оркестр Татарстана уверенно вошли в когорту единичных в своём роде оркестров, признанных и любимых в столице. А сыгранный на бис Ракоци-марш словно символизировал многообещающие будущие встречи с казанским симфоническим оркестром, о новом абонементе которого на будущий сезон уже объявила Московская филармония.

Фото предоставлено оркестром
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть