Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Император и его свита

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото предоставлены ГАСО РТ.
Все фото предоставлены ГАСО РТ.

Государственный академический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского завершил свой персональный абонемент в Московской филармонии. Финалом цикла стала сложная и изысканная программа из оркестровых шедевров Пауля Хиндемита и Белы Бартока, а также знаменитый Первый скрипичный концерт Макса Бруха, исполненный совместно с одной из самых многообещающих молодых скрипачек – Еленой Таросян.



Открывали концерт и стали подлинным открытием с точки зрения исполнительской интерпретации "Метаморфозы тем Вебера" Пауля Хиндемита. Как и ряд других театральных сочинений композитора, эта партитура, задуманная первоначально для воплощения на сцене, в итоге получила практику исполнения в чисто оркестровой версии. Заказанная хореографом Леонидом Мясиным переработка музыки Карла Марии фон Вебера к постановкам сказок Карло Гоцци превратилась в партитуре Пауля Хиндемита в оркестровый хоррор про знаменитую героиню – принцессу Турандот. Но её история, как красочно поведал ведущий концерта Артем Варгафтик, оказывается не ироничной и весёлой, как у Гоцци и Вебера, а маниакально-депрессивной, про владычицу, с наслаждением убивающую женихов. Жестокий и мрачный образ смакуется всеми возможными оркестровыми тембрами и красками, которые невероятно изобретательно и колоритно сочетает Хиндемит. Своей насыщенностью оркестровой фактуры и звуковой палитры этот шедевр откликается стилистике Концерта для оркестра Белы Бартока, который замыкает эту программу и весь абонемент Госоркестра Татарстана нынешнего сезона. Обращения к таким партитурам продемонстрировали прекрасную сыгранность и еще более невероятное эмоциональное, творческое единство музыкантов ГАСО Татарстана со своим художественным руководителем.

Александр Сладковский опирается на дирижёрскую культуру академической школы, что неизменно чувствуется в его интерпретациях партитур, подобных опусам Хиндемита и Бартока. Его умение быть в высшей степени эмоциональным, но жёстко и рационально вести за собой оркестр, воплощающий все драмы и коллизии, – это позволяет создавать непредсказуемые образы и фантастические картины, наполняющие "Метаморфозы…" Хиндемита. В их густой, насыщенной фактуре оркестру удалось достичь необходимого баланса между созерцательной статикой и напористым движением, тихими миниатюрными соло и впечатляющими динамическими нарастаниями.



В фантастическом финальном марше виделись словно кинокадры из фильмов о китайских императорах, с их роскошными дворцами и торжественными шествиями, или картины пустынных караванов, устремлённых к богатству восточных базаров. Сладковский с оркестром Татарстана создали невероятно зримое и красочное претворение "Метаморфоз…" Хиндемита. Судя по многочисленным "браво", зрителям удалось увидеть в музыке все эти роскошные картины и насладиться оркестровыми изысканностями этой партитуры.

Обращение к Первому концерту для скрипки с оркестром Макса Бруха стало первым выступлением на московской сцене Госоркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского со скрипачкой Еленой Таросян. Она одна из наиболее ярких звезд молодого поколения, лауреат многих конкурсов в том числе – последнего конкурса имени Чайковского. В драматичном диалоге скрипки с оркестром, открывающем (вместо традиционного оркестрового вступления) концерт, солистка подчеркнула весомость каждой ноты и паузы, каждого изгиба декламационной мелодии. Оркестр подчеркивал страстность и театральность сольного высказывания, уходя на второй план в кантиленных эпизодах, а в оркестровых подчеркивая эмоциональную напряженность. Елене Таросян прекрасно удалось воплотить драматизм первой части, насыщенный, яркий звук и уверенная свобода исполнения подчеркивали эмоциональную раскрепощённость исполнения. Не менее убедительно, чем драматические кульминации первой части, звучали и трогательные кантилены середины. Практически совершенное и с точки зрения сольного, и с точки зрения ансамблевого исполнения, звучание словно воздвигало памятник прекрасной эпохе овеянных романтикой выдающихся скрипачей прошлого. Окончательно убеждал в такой концепции виртуозный финал, в котором подчеркивалась не столько жанровая танцевальность, сколько выразительная рапсодичность сольного высказывания, а возвышенные монологи оркестра и чеканные соло скрипки подготавливали монументальный итоговый гимн, воспевавший совершенство классики и силу красоты. Такую жизнеутверждающую концепцию Первого концерта Бруха предложил тандем Елены Таросян и Госоркестра Татарстана под управлением Сладковского. Конечно, это пронзительное прочтение вызвало бурю оваций, в ответ на которую Елена Таросян удивительно чувственно, красиво и проникновенно исполнила на бис каприс Венявского. Наверняка эта прекрасная скрипачка подарит слушателям еще множество не менее впечатляющих интерпретаций, но созданное ею в концерте Бруха совместно с ГАСО Татарстана и Сладковским приношение прекрасной ушедшей эпохе было убедительно и выразительно.



Исполнение Концерта для оркестра Белы Бартока Госоркестр Татарстана посвятил грядущему юбилею Сергея Кусевицкого – великого контрабасиста, дирижера и заказчика массы выдающихся шедевров. Благодаря ему появились многие знаменитые партитуры, в том числе и написанный Бартоком в эмиграции в США в 1943 году Концерт для оркестра. К эпохе отсылает цитирование в предпоследней части концерта знаменитой темы нашествия из первой части "Ленинградской" симфонии Шостаковича, причём, эту краткую нисходящую мелодию, заимствованную первоначально из популярной немецкой оперетты, оба композитора используют с едким сарказмом, подчеркивая примитивностью "мотивчика" его античеловечную природу. Подобное воплощение иронии неизменно становится сильной стороной интерпретаций Госоркестра Татарстана под управлением Сладковского, недаром музыкантам так прекрасно удаются прочтения сочинений Малера и Шостаковича, полные подтекстов и саркастических смыслов. В оркестровом концерте Бартока ирония в цитате темы нашествия из Седьмой, "Ленинградской", симфонии Шостаковича звучала также органично, как в финале "учёное" фугато или имитирующие колокольные звоны аккорды оркестра, резко контрастирующие с последующим внезапным глиссандо арфы и будто насмехающимися перекличками духовых.

Еще одной сильной стороной оркестра под управлением Сладковского всегда были динамические контрасты, музыкантам ГАСО Татарстана неизменно удаются впечатляющие нарастания звучности и драматические кульминации. В концерте Бартока подобные динамические контрасты – важнейший драматургический приём, ещё и поэтому его исполнение Сладковским и  оркестром было невероятно эффектно. В первой и третьей частях хрупкие соло флейты, гобоя, кларнета и переборы арфы эффектно контрастировали с динамическими волнами нарастаний и устрашающими обвалами звучностей, а эпизоды оцепенения и остинато превращались в картины инфернального ужаса. Довольно мрачные фантастические оркестровые картины были прекрасно воплощены мастерскими соло и мощными кульминациями.

Вторая и четвертая части напоминали о ещё одном достоинстве ГАСО РТ под управлением Сладковского – эффектной визуализации оркестровых полотен, когда перед глазами сами собой всплывают картины из кинолент. Самые яркие ассоциации вызывала вторая часть, с загадочными тихими остинато ударных, распевами медных, напоминающих монашеские песнопения, гнусавыми и насмешливыми перекличками фаготов и кларнетов с флейтами. Замысел концерта, задуманного для демонстрации всего диапазона оркестрового колорита, в каждой части этой прихотливой партитуры раскрывался Госоркестр Татарстана просто совершенно.



В этой невероятно колоритной и полной оркестровых эффектов музыке таится огромная опасность закопаться в деталях и развалить это неоднозначное, признанное одной из кладезей оркестровых сложностей, произведение. Но Сладковский и его музыканты, имея на сей день без преувеличения огромный опыт исполнения многозначных, полных смысловых и технических превратностей партитур, сыграли Концерт для оркестра Бартока, не ослабив ни на минуту его неукротимой драматургической пульсации. Водоворот фантастических картин и впечатляющих звучаний достиг невероятной насыщенности к финалу, и этот взрыв эмоций и красок вызвал буквально неистовые аплодисменты. Такой отклик публики подтверждает, что казанский оркестр и его художественный руководитель способны исполнять серьёзные и сложные оркестровые партитуры столь динамично и ярко, что они становятся привлекательны самой широкой аудитории. Поэтому публика уже сегодня спрашивает в кассах Московской филармонии абонемент ГАСО Татарстана на следующий сезон.

Новый цикл выступлений в Концертном зале имени Чайковского Госоркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского будет включать интереснейшие программы. Одна будет посвящена музыке Шостаковича, вторая – немецкому постромантизму и будет включать произведения Рихарда Штрауса, Арнольда Шёнберга и Людвига ван Бетховена, а финалом станет специальный концерт к юбилею Мориса Равеля. По-прежнему Госоркестр Татарстана остаётся единственным региональным оркестром, представляющим персональный абонемент на крупнейшей сцене Московской филармонии – в Концертном зале имени Чайковского. А столичную филармонию в этом сотрудничестве зрители благодарят особенно еще и за трансляции концертов, причём эти записи прекрасного качества остаются доступны и позволяют в полной мере снова и снова погрузиться в атмосферу концертов.



Вслед за впечатляющим Концертом для оркестра Белы Бартока музыканты были награждены очередным шквалом оваций, в ответ на который исполнили суперэффектный "бис" – "Выход императора" из оперы Золтана Кодаи "Хари Янош". Следуя пословице "императора играет свита", на этом концерте подлинным императором, которого блестяще играет свита, стали Александр Сладковский и музыканты Госоркестра Татарстана. Им в очередной раз удалось подарить москвичам по-имперски шикарную программу и поистине царскую палитру впечатлений.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть