"Плохие хорошие". По пьесе Оскара Уайльда "Веер Леди Уиндермир". Театр имени Пушкина. Режиссёр Евгений Писарев.
11 декабря 2024
Те, кто сказал "Слово"
11 декабря 2024
"Любовное настроение" по одноименному фильму Вонг Карвая. Театр Наций. Режиссёр Артём Терёхин.
11 декабря 2024
В Казани наградили победителей регионального отборочного тура благотворительного фестиваля «Добрая волна»
11 декабря 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

28 декабря 2022 13:52

Концертом Владислава Сулимского и Якова Кацнельсона в зале "Зарядье" завершился фестиваль "Опера Априори"

Специально для "Ревизора.ru".

В ходе концерта. Все фото Иры Полярной.
В ходе концерта. Все фото Иры Полярной.

Можно ли применить слово "шедевр" к самой программе концерта?

Заключительный концерт IX международного фестиваля вокальной музыки Опера Априори воплотил в себе изысканность и рафинированность, свойственную всем проектам Елены Харакидзян, реализуемым с помощью её главного детища Apriori Arts Agency. Эта изысканность выражается через имена приглашённых солистов, а это всегда удивительные артисты, через выбор произведений и создание формы концертов – а это всегда идеи Е. Харакидзян, и даже через такие детали, как, скажем, концертный буклет, информационная наполненность, да и художественное воплощение которого поднимается до уровня академического издания.
 
Владислав Сулимский (баритон) и Яков Кацнельсон (фортепиано) исполняли произведения Б. Бартока, А. Дворжака, Л. Яначека, М. Мусоргского, композиторов, между которыми практически невозможно найти общие черты – это разные культуры, разные эпохи, разный музыкальный менталитет, разный музыкальный язык в конце концов. И, тем не менее, концерт производил впечатление своеобразной музыкальной монографии. Он, собственно, и выстроен был очень ритмично – каждое из двух отделений состояло из сольного фортепианного произведения и вокального цикла. Вероятно, нет необходимости представлять этих выдающихся музыкантов, просто сразу обозначу, что то, что они делали, точнее будет назвать не исполнением, а воплощением замысла композиторов. Иначе говоря, здесь не было обычно хорошо чувствуемого зазора между музыкальным произведением и исполнителем.

Владислав Сулимский
 
Концерт начался с фортепианного цикла Белы Бартока "Три народные песни из Чика" и "Варварского аллегро". Время, когда создавались эти произведения, было совершенно замечательной эпохой. Это были годы взрывного расцвета художников и композиторов, живших в относительно компактном географическом пространства – когда появились Золтан Кодаи, Джордже Энеску, Константин Бранкузи, Хаим Сутин, Марк Шагал, когда, с одной стороны, все эти художники внимательно всматривались в народное искусство, а с другой – в конечном счёте замкнулись на тогдашнюю столицу современной культуры – Париж. И эти фортепианные циклы Бартока как раз и отражают глубокий интерес к народному творчеству, тем более, что одной из его важных заслуг стало изучение и сохранение огромного числа народных мелодий, ведь Бела Барток был одним из первых, кто понял огромное значение только появившихся тогда возможностей звукозаписи именно в сфере этнографических исследований.

И Яков Кацнельсон воплотил именно эту "варварскую", архаичную, невероятно энергичную и внутренне чрезвычайно ритмически свободную сторону этих произведений. Сделав акцент именно на этом более, чем на естественно заложенную в этих произведениях академическую составляющую. И это вызывает глубокое восхищение, потому что очень жёстком и точном ритмическом нотировании Бартоком этих произведений, исполнителю удалось сохранить присущую "Трём песням" ритмическую "безбашенность" более высокого уровня, а это чрезвычайная редкость.
 
"Библейские песни" Антонина Дворжака – удивительное, нечасто исполняемое произведение, которое находится несколько в стороне от самых известных и популярных его сочинений. А между тем оно написано совсем незадолго до появления самых популярных  произведенийкомпозитора – Виолончельного концерта и Девятой симфонии "Из Нового света", то есть, тогда, когда Дворжак жил в Нью-Йорке и преподавал в Национальной консерватории Америки. Это фантастический по своей внутренней концентрации и возвышенности вокальный цикл, написанный на тексты Псалмов Давидовых. Дворжак использовал старочешский перевод Кралицкой библии 1579 года, и звучание чешского языка придаёт этому произведению ощущение какой-то домашней теплоты, если можно так сказать.

Характер, фактура и само воплощение псалмов чрезвычайно разнится, среди них есть и гимнические, и интимно-лирические, и с элементами народных интонаций. Безусловно, для такого певца как Владислав Сулимский, это чрезвычайно благодатный материал, предоставляющий огромный спектр возможностей. Я имею в виду не вокал как таковой, а именно образную сферу.

В том, как написана партия фортепиано, чувствуется симфоническое мышление композитора, да он потом, кстати, и оркестровал первые пять песен цикла. И Яков Кацнельсон аккомпанирует очень по оркестровому, показывая этот оркестровый потенциал и, скажем, фактура юбиляций в Пс 121 в аккомпанементе носит совершенно оркестровый характер.

Яков Кацнельсон
 
Второе отделение концерта открыла соната ми-бемоль минор "1. X. 1905" Леоша Яначека, реакция композитора на трагические события в Брно, когда первого октября во время демонстрации погиб рабочий. Третью часть сонаты, "Похоронный марш", Яначек сжёг ещё перед премьерным концертом 27 января 1906 года, а две первые выбросил потом во Влтаву. Но их копии сохранились у пианистки Людмилы Тучковой, которая, собственно, и исполняла тогда сонату.

С тех пор так и исполняют две части – "Предчувствие" и "Смерть". Трудно определённо сказать, насколько это великое произведение. Это очень странное сочетание условного "постмодернистского" шопеновско-скрябинского романтизма, в ткань которого включены элементы из совершенно иной эпохи и которое записано ритмически непростым языком, когда композитор как бы хочет перевести исполнение произведения на своё ручное управление. И плюс ко всему этому свой отпечаток накладывает программность произведения, её привязка к событию, к комплексу внешних эмоций, и это тоже является элементом, существенным и для исполнения, и для восприятия.

Яков Кацнельсон из широкого спектра исполнительских возможностей выбрал трагическую составляющую этой музыки как доминирующий её смысловой элемент. И это было очень точным и, вероятно, самым правильным решением. Соната прозвучала и как совершенно самостоятельный акцент в концепции концерта, и как музыкальное предисловие к кульминации вечера – вокальному циклу "Песни и пляски смерти" М. Мусоргского на стихи графа А. А. Голенищева-Кутузова.
 
Полагаю, что не станет новостью, если я скажу, что музыкальное произведение по-настоящему состоится лишь тогда, когда оно исполняется и приобретает тот масштаб, какой ему придаёт исполнитель. И "Песни и пляски смерти" в исполнении Владислава Сулимского и Якова Кацнельсона вышли за рамки камерного вокального цикла и приобрели тот уровень символики, какой заложили туда Мусоргский и Голенищев-Кутузов. Цикл песен "Колыбельная", "Серенада", "Трепак" и "Полководец" превратился в спектакль. Можно было бы сказать, в моноспектакль, в театр одного актёра, но в создании этого страшного спектакля участвуют два музыканта и если говорить об уровне ансамблевого взаимодействия, то в первую очередь это одинаковое ощущение времени у обоих, и то, насколько они становятся одним целым в этой музыке. Если говорить о технической стороне вопроса, то можно, конечно сказать, что вокальные возможности Владислава Сулимского заметно превосходят потребности камерного жанра, а, скажем, в аккомпанементе Якова Кацнельсона обратить внимание насколько виртуозно он управляет фортепианным звуком и как филигранно использует возможности инструмента и даёт отзвучать фразе. Но ведь это лишь средства, с помощью которых достигается высокий драматизм, эта персонифицированность Смерти и та борьба между жизнью и смертью в каждом из романсов, где всегда победу одерживает смерть.
 
Это был фантастический концерт, изумительный ансамбль, который в каждом исполненном произведении сделал так, что смыслы выходили за пределы текстов.

После концерта.
 
Будем надеяться, чтовижническая деятельность Елены Харакидзян, уже не одиножды совершившей подвиги, будет развиваться и дальше, несмотря на сложности нашего времени.

Тем более, что аншлаг подтвердил оправданность и необходимость этих усилий.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Плохие хорошие". По пьесе Оскара Уайльда "Веер Леди Уиндермир". Театр имени Пушкина. Режиссёр Евгений Писарев.
Те, кто сказал "Слово"
"Любовное настроение" по одноименному фильму Вонг Карвая. Театр Наций. Режиссёр Артём Терёхин.

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть