Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Леонид Половинкин: театр, джаз и детское кино.

Специально для "Ревизора.ru".

Леонид Половинкин. Фото: composers-heritage.ru
Леонид Половинкин. Фото: composers-heritage.ru

В мире музыки начала ХХ века немало выдающихся творцов, но одним из самых талантливых и многогранных музыкантов этой эпохи был Леонид Половинкин. Композитор, пианист, дирижер, музыковед, преподаватель и общественный деятель – его музыкальные (и не только) дарования затрагивали разные аспекты искусства и социальной жизни.

Леонид Алексеевич Половинкин родился 13 августа (по новому стилю) 1894 года в Тобольской губернии в семье Алексея Петровича и Анны Герасимовны. Его отец был инженером-строителем железных дорог и достиг на этом поприще такого успеха, что смог перевезти семью в Москву. Мать, из богатой купеческой семьи, еще в провинции привила мальчику любовь к музыке, обучая Леонида и его младшую сестру Елену игре на фортепиано. Когда семья Половинкиных переехала в Москву, Леонид поступил в знаменитую гимназию Л. И. Поливанова. Здесь он продолжил заниматься музыкой и начал изучать иностранные языки, вдохновленный своим дядей, человеком с широким кругозором, который поддерживал образование и открытие торговых школ (разновидность коммерческих училищ). Половинкин освоил английский, французский, немецкий языки и латынь. Кроме музыки, отрок увлекался рисованием, футболом, хоккеем, теннисом, бильярдом и плаванием.

Родители Леонида хотели, чтобы он получил такое образование, которое обеспечило бы ему стабильную работу и достойный заработок в будущем, поэтому будущий музыкант поступил на юридический факультет Московского университета после окончания гимназии. Однако, увлеченный музыкой, он также поступил в Московскую консерваторию в 1914 году. Сначала он изучал фортепиано у Л. Э. Конюса, а затем перешел в класс К. А. Киппа, под руководством С.Н. Василенко освоил композицию и инструментовку. Также он получал уроки у других выдающихся преподавателей, включая А. А. Ильинского, Р. М. Глиэра и Н. А. Малько.
 
Московская консерватория. Фото: classicalmusicnews.ru
 
Половинкин активно участвовал в культурной жизни и музыкальных событиях своего времени. В 1924 году он стал членом Ассоциации современной музыки.
 
Получив образование в Московской консерватории, Половинкин начал работать в Мамонтовской студии Монументальной оперы при ГАТОБе (Государственный театр оперы и балета, переименованный Мариинский), занимая должности композитора и дирижера. Позднее он перешел в Государственный театр драмы, где стал заведующим музыкальной частью и дирижером. Все это время Леонид Алексеевич активно выступал в качестве дирижера и исполнял собственные произведения.

Polovinkin - Humoresque No. 1
 
Половинкин был педагогом и преподавал в Московской консерватории: передавал студентам знания и опыт в части анализа музыкальной формы, сочинения и инструментовки.

После смерти своего учителя Г.Л. Катуара Половинкин продолжил его научно-преподавательские традиции и вместе с Д. Кабалевским и Л. Мазелем подготовил к изданию первую часть незаконченного труда Катуара "Музыкальная форма". Его занятия по принципам музыкального оформления вызывали большой интерес у студентов, и некоторые из них решили остаться для специализации в этой области.
 
Одной из значимых структур, которую Половинкин использовал в произведениях, была форма инверсионных вариаций, которую он применил в своей Третьей сонате. Она получила дальнейшее развитие в творчестве других советских композиторов.
 
Leonid Polovinkin - 3 Pieces from Op. 30 (Schleiermacher) (1928)
 
В 1926 году Леонид Половинкин получил приглашения от нескольких коллективов, включая Музыкальный театр имени Немировича-Данченко, Оперную студию-театр имени Станиславского и Московский театр для детей, основанный Наталией Сац. Он выбрал последний вариант и проработал на "детской" сцене около 15 лет в качестве заведующего музыкальной частью, композитора и дирижера. Половинкин также организовал детские симфонические концерты, где выступал в роли дирижера и рассказчика. Он сыграл важную роль в премьере симфонической сказки С. Прокофьева "Петя и волк", которая была написана по инициативе Н. Сац.

И. С. Козловский, Н. И. Сац, В. В. Барсова и Л. А. Половинкин после симфонического концерта. Фото: mus.academy
 
В 1920-е годы Леонид Половинкин был одним из самых заметных композиторов своего поколения. Его произведения, яркие и новаторские, отражали влияние джаза и выделялись своими оригинальными техническими приемами. В его музыке можно услышать созвучие с творчеством таких композиторов, как Д. Шостакович, А. Мосолов, В. Дешевов, Н. Рославец, А. Животов, Г. Попов и других.
 
Музыкальный язык Половинкина был отмечен критиками оригинальностью и уникальным стилем. Он сочетал интонации Брамса, Метнера и Скрябина, при этом вводил в мелодии новые элементы, отражающие современные городские реалии. Его произведения требовали от исполнителя высокого мастерства. Несмотря на то, что в партитурах некоторых пьес Половинкина было много опечаток, композиции стали популярными как в России, так и за рубежом.

Leonid Polovinkin - Les Attraits (Karpova) (1933)
 
В отличие от некоторых композиторов того времени, которые перестали интересоваться джазом, Леонид Алексеевич продолжал включать элементы этого стиля в композиции даже в конце 1930-х годов, когда джаз стал непопулярным и был признан враждебным. Он также привнес джазовые темы в классические и романтические фортепианные и симфонические произведения.
 
Музыка Половинкина отличается оригинальным стилем, несмотря на мелодические и иные приемы таких композиторов, как Брамс, Метнер и Скрябин. Ни один композитор не творит в "вакууме", переклички с коллегами бывают у любого гения. Произведения Половинкина иногда напоминают музыку Николая Мясковского, особенно в использовании изломанных хроматических тем. Леонид Алексеевич также применял токкатные звучания, похожие на произведения Прокофьева, и остинатные эпизоды, вдохновленные ранними работами Стравинского.
 
Подобно американскому композитору и философу Джону Кейджу, слывущего первооткрывателем электронной музыки и нестандартного звучания инструментов, Леонид Половинкин также экспериментировал с использованием подготовленного фортепиано. Он положил почтовую карточку на струны рояля, чтобы породить новые звуки в музыке. Он также привнес новшества в использование тембровых приемов на духовых инструментах и активно вводил шумовые эффекты, чтобы создать особую атмосферу в произведениях.

Фото: culture.ru
 
В 1932 году Половинкин прекратил преподавательскую деятельность в консерватории, возможно, чтобы сосредоточиться на работе в театре, которому он всегда был привержен. Театральная музыка предоставляла ему большую свободу для экспериментов и была менее контролируемой. Половинкин продолжал заниматься дирижированием и выступал с концертами, включая собственные композиции.
 
Leonid Polovinkin - Postlude No.2
 
В 1930–1940-х годах Половинкин также работал над музыкой для кинофильмов, что можно считать характерной приметой композиторского дела того времени. Кино стало "важнейшим из искусств" для государства, а появление звукового кино привлекло внимание композиторов. К сожалению, не все работы, созданные Половинкиным для кино, дошли до нас, но известно о его музыке к детским фильмам "Василиса Прекрасная" (1939) и "Конёк-Горбунок" (1941), которые имели успех.

С Наталией Сац. Фото: mus.academy.
 
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь Половинкина, как и всех без исключения советских граждан. В ноябре 1941 года музыкальный деятель был вынужден эвакуироваться в Ташкент. Он оставил работу в Центральном детском театре, но очень скучал по прежней жизни и своим нотам. В это время Леонид Алексеевич продолжал работать и выражал надежду, что его произведения, оперы и балеты, будут поставлены в Большом театре.
 
Leonid Polovinkin: Mazurka
 
Возвращение Леонида Половинкина в Москву в конце 1940-х годов после эвакуации сопровождалось некоторыми трудностями в его театральной деятельности. В результате выхода постановления ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года репертуар драматических театров оказался строжайше регулируемым, что мешало осуществлению новых премьер. В течение трех месяцев работы в Моссовете Половинкин не смог ни одной постановки довести до премьеры.

В то же время Леонид Алексеевич активно участвовал в общественной деятельности. Он был членом жюри народного художественного самодеятельности и делегаций Союза композиторов СССР, которые организовывали съезды советских композиторов в различных городах. Половинкин проявлял большую внимательность и профессионализм при рассмотрении произведений других авторов. Он оставлял письменные отзывы о прослушанных произведениях, выражая положительные оценки и делая замечания по технической стороне оркестровки.
 
Однако здоровье начало подводить Леонида Алексеевича во второй половине 1940-х годов. Скорее всего, то было следствие трудностей военных лет и неблагоприятных условий жизни. Нельзя сбрасывать со счетов и моральный аспект. Композитор не нашел аудитории для своих инструментальных сочинений, которые оказались невостребованными и практически не исполнялись. Печально известное Постановление ЦК ВКП(б) 1948 года, запретившее оперу "Великая дружба" В. Мурадели, затронуло и последние симфонии Половинкина. Хотя запрет был снят через год, Половинкину это уже ничем не помогло. Более того – он и  не узнал о "послаблении". В феврале 1949 года, прямо на улице Герцена, возле Московского театра драмы, куда он и направлялся, композитора поразил сердечный приступ, и он скончался. Самое огорчительное – то, что после физической кончины музыканта словно бы "умерли" и все его произведения. Наследие Половинкина оказалось в забвении примерно на 70 лет, музыковеды им очень слабо интересовались, к сожалению. Только благодаря одиночкам-энтузиастам его сочинения уже в наши дни зазвучали на эстраде. И в настоящее время большая часть его наследия находится в архивах и труднодоступна широкой публике.
 
Феномен Леонида Половинкина обусловлен сочетанием отличного музыкального образования, выдающихся природных способностей, широты кругозора, любознательности и чувства времени. Потому его музыка и по сей день является ярким отражением эпохи, в которую музыкальному деятелю довелось жить и творить. Сейчас в российском обществе растет интерес к ранним советским годам. Надеемся, этот "спрос" поможет популяризации наследия Леонида Половинкина.    

Ранее неизвестные произведения автора, открытые в рамках проекта "Неизвестные имена российского джаза", фондом ФИРКОН и радио "Орфей", можно послушать в видеоверсии уникального концерта в исполнении Большого джазового оркестра Петра Востокова по ссылкеДля любителей джаза фондом ФИРКОН и радио "Орфей" создана новая джазовая интернет-радиостанция, которая доступна для слушателей по адресу: https://jazzclassic.ru. Проект реализован фондом ФИРКОН при поддержке ПФКИ.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть