"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 ноября 2017 14:08

На уровне чародейства

В числе многих интереснейших событий московской музыкальной осени хочется особо отметить два концерта старинной музыки.

Фото: Александра Муравьева
Фото: Александра Муравьева

Дирижер Филипп Чижевский и его оркестр Questa Musica (вместе с хором) исполнили "Королеву фей" Перселла. Английская музыка семнадцатого века звучала в Большом зале Московской Консерватории. Это первое в России исполнение "Королевы" полностью - на аутентичных  инструментах. В Концертном зале имени Чайковского состоялось выступление оркестра, хора и солистов "Collegium Vocale Gent" во главе с дирижером Филиппом Херревеге.

Музыкальная драма "Королева фей"  написана Перселлом в 1692 году. В соответствии с художественными  нравами времени, она задумывалась как микст  музыки,  пения и  танцев. Занимательную феерию слушали и смотрели участники придворного празднества: "Королеву фей" показали в Театре Ее величества как  праздник  в честь  15-летия свадьбы британского монарха.  В основе - пьеса Шекспира  "Сон в летнюю ночь", в сюжет которой намешаны  разного рода театральные развлекательности -  как их  понимал семнадцатый век. В спектакле, где лирика не противоречила комизму, действовали пьяный поэт и аллегория Ночи, Времена года пели о себе, Гименей солировал после оперного Китайца с Китаянкой, обезьяны плясали как люди, а лебеди превращались в фей. Все волшебства и превращения абсолютно естественны в рамках жанра сценической "маски". Перселл, как многие другие композиторы в истории музыки, обильно использовал танцевальные мотивы, как народные, так и "облагороженные". В  "Королеве фей" соседствуют чинная чакона и непринужденный хорнпайп, осмысленные, конечно, в традициях музыкального барокко. В музыке  есть  печальный плач и разбитное веселье,  мысли о бренности и ликование.  Под  нее  хочется плясать - и одновременно можно  медитировать.

Фото: Александра Муравьева
 
Без барочных театральных эффектов (делавших спектакль очень зрелищным, но весьма  длинным) творение Перселла само по себе воспринимается "как отдельная опера".  Музыку с пением можно исполнять отдельно.  Чижевский так и сделал, превратив спектакль в концерт и сохранив атмосферу праздника.

В звуках оркестра, как рыба в воде, купающегося в принципиальной эклектике "Королевы", было все необходимое.  И театрально  щедрая роскошь: эти гроты и дворцы, фонтаны и колесницы с языческими богами драконы и висячие сады можно было вообразить через прелесть чуть суховатого, но теплого и насыщенного барочного звучания. Вкушать вместе с Questa Musica  разнообразие тембров, когда рондо с фанфарами натуральных труб  впечатляет не меньше, чем  последовательные вступления голосов хора, - оказалось весьма увлекательным занятием. Чижевский искусно играет с излюбленными той эпохой "изобразительными" имитациями. Клекот птичьего гомона (пиччикато струнных – крик павлинов) или отголоски эха сменяются музыкальным "порханием" ровно в тот момент, когда о порхании поют, или тягучим маревом мелодии,  если  речь в ариях идет о власти снов.  Собирая в единое  целое нежное "бряцание клавесина", вздохи барочной гитары и перекличку барочных гобоев с барочной же басовой лютней, смакуя  тонкости музыкальной фактуры, дирижер  находит суть перселловской манеры: неповторимое сочетание взрывчатой активности и медленного течения, броского, чуть грубоватого напора и аристократической утонченности. О вокалистах "Королевы" (Анастасия Белукова, Борис Рудак, Олег Цыбулько и Василий Хорошев) можно сказать, что женщины в целом пели лучше мужчин, но это не отменяет общего качества. А когда на сцену выходила гостья из Перми Надежда Павлова,    поражая зал одновременно гибкостью и звонкостью голоса, а потом искусно заставляла  голос медленно "таять" - слова из либретто "Королевы фей" о "небесных певуньях"  можно было отнести не только к птицам.

Фото: Александра Муравьева

Концерт "Collegium Vocale Gent"
 
Бельгийские  гости из Гента исполнили "Vespro della beata virgine" — "Вечерню Пресвятой Девы Марии" Клаудио Монтеверди. Это часть мировых торжеств по празднованию 450-летия со дня рождения композитора. Слушать "Вечерню" в таком фантастическом, да что  там, просто чародейском  исполнении – поистине подарок  судьбы. Коллектив Херревеге разумеется, далеко не единственный, кто играет  "исторически информированно":  с безвибратным звуком и в старинном строе, на жильных струнах, на инструментах древней конструкции или тех,  которые. сейчас уже не найдешь в оркестрах.  Но после этого концерта   остается дивное послевкусие: "вот только так,  и никак иначе". Такова сила музыкальной убедительности.

Фото: Московская филармония

Восемь солистов, один другого лучше, а тенор и контратеноры – вообще  изумительны в  свеем умении сочетать виртуозность с духовной наполненностью. Тринадцать номеров "Вечерни", в которых мастерство Монтеверди, работавшего  на эстетическом "стыке" реннессанса и барокко, преломляется в разных гранях музыки, как солнце в гранях бриллианта. Публика Филармонии,  с первых тактов сидела, чуть дыша, боясь  пропустить хоть мгновенье. От  начального "Deus in adjutorium" до финальных "Ave maris stella" и "Magnificat". Со всем разнообразием музыки – от строгого и сложнейшего полифонического многоголосия (Монтеверди славился как мастер мадригалов)  до витиеватых и не менее сложных - по вызову голосам певцов -  сольных барочных "арий", от псалмов до мотетов, прослоенных чисто музыкальными фрагментами.

Фото: Московская филармония

Самое поразительное в этом музицировании - чувство формы и чувство ансамбля. Лютни,  орган-позитив, виолы, человеческие голоса и прочие инструменты – все сливается в духовно-музыкальном экстазе, столь цельном, что словами это не передать. Звук у Херревеге поразительно объемен. Он заполняет  все пространство зрительного зала, и, кажется, все мироздание. При том, что децибелы отнюдь не форсируются, кроме, может быть,  финального эпизода. И это  одна из самых сильных сторон бельгийского дирижера: достигать предельной выразительности без малейших следов  эмоциональной натуги.

Фото: Московская филармония 

Херревеге и его музыканты выявляют грандиозную суть камерной "Вечерни". Музыка Монетеверди у них такая,  какая и есть -  церковная и светская, ученая и доступная всем, обращенная к небу – и к  каждой отдельной душе. Элементы легкой "театрализации", или если точнее, подражания концерта действу в церкви, когда певица временами превращалась то ли в дирижера-хоровика.  то ли в регента. и управляла антифонами, или когда  высокий мужской голос из-за  сцены перекликался  с голосом  на сцене,  - привносили  особые смысловые краски в эту  чудесную конструкцию. Звуковой "вкус"  каждого  инструмента и каждого человеческого голоса был подчеркнут  и деликатно, и  настойчиво: у гентских музыкантов всегда так.  А почти дотошное внимание Херревеге  к деталям  не только не  мешало  ощущению целого,  но это целое как раз и создавало.  Не просто  убедив  мастерством.  А  на  уровне чародейства.  

Фото: Московская филармония


Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть