Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

О пафосной дате без пафоса. Премьера в театре Сац "В шесть часов вечера после войны"

В Театре имени Наталии Сац представили новую постановку – спектакль на музыку Тихона Хренникова "В шесть часов вечера после войны".

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

Название спектакля прекрасно знакомо представителям старших поколений – для них одноимённый фильм Ивана Пырьева с музыкой молодого еще композитора был знаковым. Эта кинолента и все её составляющие, среди которых музыка была важнейшим слагаемым, стали легендарной точкой отсчёта для многого. И для плеяды кинофильмов о Победе, и для типажей героев, на которых принято равняться поколению. Сам факт выпуска фильма о победе в самый разгар войны, в 1943-м, фильма, снятой в павильонах в далекой эвакуации, в Ташкенте, но при этом показывающего победную столицу, - это казалось немыслимым. Еще уникальнее делало картину то, что она воспевала любовь, верность, показывала в первую очередь не батальную мощь, а простые человеческие эмоции и устремления. Эту глубокую человечность формировала во многом музыка Тихона Хренникова, которая и вдохновила создателей новой постановки Театра Сац.

Режиссер Валерий Меркулов и художник-постановщик Наталья Чабаненко в своем спектакле следовали афоризму "театр начинается с вешалки": от гардероба до фойе Малого зала, где идёт постановка, зрителям встречаются многочисленные приметы военного времени. Взгляды приковываются к плакатам и кумачовым полотнищам, характерным той эпохе, к указателям "бомбоубежище" и "сторона безопасна при обстреле". Невозможно не обратить внимание на изысканные шляпки на билетерах и характерные повязки - "дружина" - на рукавах у театральных служителей.


Фото: Елена Лапина

Важнейшим аккордом при этом погружении в атмосферу военных лет становится главный атрибут сценографии в спектакле – видеопроекция позади сцены, демонстрирующая нескончаемые списки погибших перед началом, в течении спектакля – кадры военной хроники и фрагменты фильма-первоисточника и других военных эпопей, а в сцене видений раненого Василия – специально снятое для этой постановки "кино": этот момент решён как киномонтаж, снятый с артистами нынешней постановки в современном видеоформате. Однако, этот фрагмент нисколько не выбивается из общего видеоряда и в этом большая заслуга вкуса и мастерства съёмочной группы, трудившейся над постановкой.


Фото: Елена Лапина

Нет искусственности и ощущения монтажа и от музыкальной составляющей спектакля. (Иногда даже забывается, что постановка идёт под фонограмму (музыкальный руководитель и дирижёр- Ярослав Ткаленко). Хотя музыкальный ряд объединяет не только фрагменты из фильма "В шесть часов вечера после войны", но и музыку Хренникова к знаменитым шедеврам "Поезд идёт на восток", "Свинарка и пастух", оперы "В бурю", а также песни композитора разных лет. И все вместе эти знакомые мелодии создают такую щемящую атмосферу, вызывают столько памятных и волнующих воспоминаний, что и у тех, кто постарше, и у тех, кто моложе то и дело наворачиваются слезы. Ведь едва ли не в каждой семье деды поднимали "победные 100 грамм" под "Артиллеристы, точный дан приказ,\Артиллеристы, зовет Отчизна нас!..". А бабушки с дочерьми затягивали прощальную казачью: "На вольном, на синем, на тихом Дону\Походная песня звучала.\Казак уходил, уходил на войну,\Невеста его провожала"…


Фото: Елена Лапина

Несмотря на свою кажущуюся простоту, эти песни красивы, богаты выразительностью и требуют немалой исполнительской отдачи. И при должном исполнении, которое демонстрировали солисты Театра Сац, эти мелодии просто не могли не отозваться в душе каждого. А для юных слушателей, который было на удивление немало в зале, впечатления от такой музыки были, возможно, в новинку – на фоне того, что составляет музыкальный мэйнстрим нынче, такие высококлассные и мастерские шедевры, как эти песни, сегодня – редкость.


Фото: Елена Лапина

Донести всё это незаслуженно ушедшее музыкальное богатство достойно смогли артисты Театра Сац, и в первую очередь пары главных героев. В выборе исполнителей на эти роли создателям спектакля удалось достичь даже некоего внешнего сходства. По крайней мере, найти тот киношный, эталонный глянец во внешности, который отличал блистательных кинодив и влюбляющих в себя полстраны киногероев прошлого. Вера Азикова (Варя), Денис Болдов (Василий), Маргарита Кондрахина (Феня) и Константин Ивин (Павел) поражали внешностью кинозвёзд и накалом темперамента подлинных мастеров театра.


Фото: Елена Лапина

Драматическую линию главных героев оттеняли разнообразные персонажи, окружающие героев и на войне, и в тылу. Среди колоритных московских барышень особенно цельными, словно вырисовывающими судьбу своих героинь в одном лишь выходе, в даже безмолвном образе, выглядели задиристая дежурная по дому (Анастасия Ялдина) и музыкальный работник детского сада (Татьяна Ханенко). А Тётя Катя (Ольга Толоконникова) была не просто "старшей по дому", но и "старшей" по житейскому опыту, по силе воли и духа, - именно такой убедительной и харизматичной получилась Катя у Ольги Толоконниковой. Не случайно именно её героиня начинает пронзительный хор a capella "Каждый четвёртый", который можно считать лирической кульминацией спектакля. Именно этот момент заставил зал замереть, хотя впечатлили и жизнеутверждающий финал, и драматические коллизии разлуки Вари и Василия. Но поющие словно "про себя" о своих потерях, своей безутешной скорби полётные женские голоса, обречённо повествующие, как "Каждый четвёртый на небе сокол,\ Каждый четвёртый сбит на лету", - этот тихий плач прозвучал как оглушительный реквием по миллионам погибших.


Фото: Елена Лапина

Особая группа действующих лиц, в отличии от киноленты-первоисточника, была придумана именно к этой постановке. Это съемочная группа фильма, рассказывающая о процессе создания киноленты и переносящая зрителей "за экран". Обращение к такому приёму "театр о кино" объясняет режиссёр вымышленной кинобригады (Максим Усачёв). В его уста вложено посвящение этой постановки не только всем воевавшим на фронте и в тылу, но и артистам, работавшим на передовой и выступавшим перед бойцами, героически не оставившим служение искусству во время войны.

Дань памяти артистическим бригадам военных лет – важный и достойный шаг. Не менее значимо и воскрешение наследия Тихона Хренникова, который в страницах музыки к этому спектаклю, как и во многих своих опусах демонстрировал, что даже в музыке, созданной по самым официальным и пафосным поводам можно и нужно находить человеческие и трогающие всех интонации.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть