В Казани открылся новый музыкальный проект – фестиваль камерной музыки «Эпоха традиций». Первый вечер, прошедший в субботу в Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева, был посвящен музыке XVII – XVIII веков.
Темный зал, освещенный свечами, величественный орган, на фоне которого все другие инструменты кажутся маленькими, человеческие голоса, разлетающиеся по всему залу и даже дальше... Кажется, на этот вечер время в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева не просто замерло, а стало двигаться назад. Все, кто решил прийти в по-зимнему холодный ноябрьский вечер на «Мистерию барокко», оказались не просто не концерте – на элегантном торжестве, как было принято в далекую эпоху барокко.
Таковым стало открытие фестиваля «Эпоха традиций» – нового проекта музыкантов Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Еще летом артисты оркестра театра под руководством виолончелиста Сергея Пономарева решили выйти из «подземелья» – оркестровой ямы – на свет, на сцену, объединиться в ансамбли и представить четыре вечера камерной музыки разных исторических периодов.
Первой была презентована эпоха барокко – мир париков, балов, таинств и многого другого, ставшего, в силу давности, забытым и несколько чужим. Музыка чужой не была, но была незнакомой: сочинения Орландо Лассо, Клемана Жанекена, Чезари Негри, Якоба Аркадельта редко можно встретить в программах концертов. Звуки лились непрерывно, без антракта и выходов ведущей: струнный квартет имени Н. Жиганова играл сольно, обогащался звучанием лютни, затем к музыкантам добавлялся орган. Инструментальные сочинения переходили в вокальные и возвращались обратно. Полтора часа и музыканты, и гости находились в одной машине времени, в которой не было посторонних шумов, отвлекающих дел. Осознать границы музыкальных произведений можно было только по аплодисментам.
Но внезапно в таком эфемерном потоке зазвучал орган, и спутать это сочинение нельзя было ни с чем – то была Токката и фуга ре-минор Иоганна Себастьяна Баха. И как 1750 год, год смерти композитора, подвел черту целой эпохи барокко, так и в этот вечер его сочинение стало рупором окончания концерта. Финальные овации ощущались как нежелание гостей прощаться с прошлым, ставшим родным и понятным, и возвращаться в настоящее.
Через месяц, когда казанская публика придет на второй концерт фестиваля «Эпоха традиций», она окажется уже в деревянном домике с резными ставнями или на веселой ярмарке – «Сказка ложь, да в ней намек» расскажет музыкальные истории о добре, которое всегда побеждает зло.