Постапокалипсис авангарда
22 мая 2025
Музей-заповедник "Остафьево - Русский Парнас" приглашает на Арт-фестиваль для всей семьи "О! Пушкин"
22 мая 2025
Земля Малая, артисты большие
22 мая 2025
Москва впервые примет одну из крупнейших профессиональных джазовых конференций мира - VII Международный форум JAZZ ACROSS BORDERS
22 мая 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

От Баха до Апекс Твина: Пасхальный фестиваль под сводами храма

Фото: пресс-служба храма Святого Людовика
Фото: пресс-служба храма Святого Людовика

В этом году Пасха объединила весь христианский мир — 20 апреля совпали даты по юлианской и григорианской пасхалиям. Такой редкий случай вдохновил на новое культурное событие: впервые в храме Святого Людовика в Москве пройдёт Пасхальный фестиваль. С 25 апреля по 23 мая здесь проходит пять концертов — от средневековой полифонии до постмодернистской хонтологии.

Музыка — как дыхание духа
 
Любой фестиваль это повод собраться вместе, пережить продлённое культурное событие. Здесь оно посвящено музыкальному выражению жизни Духа, который, как известно, дышит где хочет и не знает эстетических и временных границ. Когда пишут о том, что храм на какое-то время становится культурным пространством, в рамках русского культурного кода это может звучать необычно, поскольку сакральное у нас ярко противопоставлено мирскому. В Европе эта граница несколько более размыта, в основном, из-за мощного миссионерского движения, которое на протяжении всей истории необходимо отвечало чертам окружающей действительности. Если в эстетике православия через византийское золото выражалось стремление к вечному неземному свету, это и было основным, то на Западе церковь в большей степени стремилась быть в авангарде общественной и культурной жизни, поэтому и искусство развивалась более активно. В те же средние века в католической церкви появились прото-театральные жанры — миракль и моралите. На большие праздники организовывались мистерии, когда народ заполнял улицы города и устраивал, как бы это сейчас сказали, масштабный перформанс, посвященный событиям священной истории. Сами службы иногда были крайне театрализованы. Да и музыка, как дело профессиональное, произошла именно из лона церкви. Ведь полифония (без которой непредставимы ни барокко, ни романтизм, ни даже додекафония) изначально — искусство многоголосного пения богослужебных текстов. Своеобразие восточной традиции — в некоторой её закрытости, интровертированности, в неизреченной красоте, стоящей за словами. Произведения эти не создали столь же мощной и влиятельной традиции, но они наполнены живым чувством.

Но если основа православной музыки — человеческий голос, то в католических церквях с XIV века начинает появляться орган, который вскоре станет самым грандиозным и богатым по звучности инструментом. Из всех клавиров нам сейчас привычнее и ближе фортепиано, и орган часто ассоциируется с ним (хотя бы по довольно легкому взаимному переложению репертуара) но здесь интересна смысловая разница: если фортепиано не может уйти от своей ударной природы (молоточек бьёт по струне), и пианист всегда — деятель, то органист нажатием клавиши или педали не делает ничего, кроме открытия потока воздуха. И он свободно проходит. Воздух – дыхание – дух.

Фото: пресс-служба храма Святого Людовика

29 апреля — Hauntology, vol.3: музыка альтернативного будущего
 
Пасхальный смысл радости воскресения заложен в подзаголовке, а сама хонтология — интересное явление современной культуры. Этот термин изобрёл Жак Деррида и использовал для описания состояния коммунистической идеи, которая одновременно и существует, и не существует. В более широком понимании, это некая тоска по альтернативному будущему или несбывшемуся прошлому. В ту же хонтологию попадают многочисленные романы про попаданцев, кибер-Русь современных писателей, фэнтези про Гоголя, охотника на нечисть. Одна из главных причин хонтологии — желание уйти из мира действительного в мир воображаемый, недовольство тем, что предлагает нам повседневная реальность. Постмодернистское сознание, зыбкое, дискретное, отказывающееся от истины и её поиска, не заинтересованное в фигуре и наблюдающее, скорее, фон, ландшафт, родило эмбиент и вообще множество таинственной музыки, которая воздействует не мелодиями и музыкальными темами, а атмосферой. Для её создания используются и приемы минимализма, и электронные тембры, и немузыкальные звуки, а всё для того, чтобы в этой среде можно было бы спокойно раствориться. В исполнении двух скрипок, альта, виолончели и органа прозвучат композиции электронных дуэтов Апекс Твин и Отекер, музыка Мики Леви, Клауса и Дэвида Лангов и духовного минималиста Арво Пярта. Такой состав инструментов позволит иначе взглянуть на произведения, в которых чёткость и ясность звучания классических инструментов, чаще всего, не подразумевалась.

2 мая — «Песнь хвалы»: от Баха до наших дней
 
В концерте 2 мая московская органистка Екатерина Табакова представит программу «Песнь хвалы» с музыкой от Баха и до наших современников, Юрия Буцко и Дени Бедара. Драматургия программы выстроена от скорби к триумфу — что соответствует Пасхальному триединствию: страстям, смерти и воскресению Христа. В начале прозвучит баховские большая прелюдия и фуга в си миноре, траурная и полная суровой скорби; «Agnus Dei» (Вот Агнец Божий, который берёт на себя грех мира.) из величественной мессы си минор. Но вскоре появится и надежда — её знаком станет органная соната Феликса Мендельсона в ля мажоре, основанная на лютеровском гимне «Из глубокой скорби я взываю к Тебе». Этот гимн — вариация на 130 псалом, который повествует о смирении, наступающем после победы над искушениями. Так же, прозвучат несколько сочинений московского композитора Юрия Буцко, переосмыслившего традицию русской церковной музыки, сумевшего очень красиво совместить древность и современность, без заимствований, копирования и цитат, но с глубоким чувством этих корней. Завершит концерт прелюдия и токката франзуского композитора Дени Бедара на тему католической пасхальной секвенции Victimae Paschali laudes («Да приносят христиане хвалу Пасхальной жертве»). Интересно, что каждое произведение этого концерта имеет в своей основе историческую музыкальную тему, связанную с библией; и если её знать — можно представить этот вечер как медитацию на пасхальную тему.

Фото: пресс-служба храма Святого Людовика

9 мая — «Москва пасхальная»
 
Иван Гавриков исполнит «Картинки с выставки» Мусоргского в органной версии и сонату Ивана Соколова. Хотя «Картинки» были написаны в Петербурге, вдохновлял автора московский стиль. Орган в этом случае придаст знакомой музыке объём и торжественность, а Соколов — редкий пример композитора, чья музыка говорит с современностью языком света и радости.

Хотя «Картинки с выставки» были написаны в Петербурге, по посещении Мусоргским выставки картин Александра Гартмана, сам Гартман, один из создателей русского стиля в архитектуре, черпал больше вдохновения в храмах и палатах старой Москвы, чем в петербургском классицизме. Дух у «Картинок» совершенно русский, подходящий больше патриархальной Москве, чем строгому и холодноватому Петербургу. Добрая и праздничная русская сказка, картины жизни народа. «Картинки с выставки» — едва ли не самое популярное русское произведение XIX века для транскрипций. Написанные в оригинале для фортепиано, они звучали и в оркестровой, и в электронной версии, в роковой и джазовой обработке. А органное переложение Рубина Абдуллина открывает ещё одну грань их звучания. Иван Соколов — уникальная фигура в музыкальном мире Москвы и России. Пианист, композитор, блестящий рассказчик и просветитель, он один из немногих, кто способен писать современную музыку, полную любви к жизни и добросердечия, в которой не отразилось и тени упадка и декадентства XX века.

16 мая — весна в Париже

Вечер 16 мая станет настоящим путешествием – музыка перенесет вас в весенний пасхальный Париж, где цветет сирень, а вечерний воздух наполнен легкостью и мечтами. Под сводами храма Святого Людовика прозвучат орган и флейта – изысканный дуэт, созданный для того, чтобы окутать вас атмосферой нежности и красоты. Лирика и философская глубина музыки Сезара Франка сменяется живописной лёгкостью транскрипций фортепианных прелюдий Клода Дебюсси. Музыка Токкаты Эжена Жигу напомнит блики света, проникающего через витражи, а «Ария» Эжена Бозза наполнит теплом и лёгкой меланхолией. Одна из жемчужин флейтового репертуара – соната Франсиса Пуленка, в концерте прозвучит ее лирическая вторая часть. Торжественным гимном завершит программу музыка «Кантикума» Шарля Гуно.

23 мая — «Аллилуйя!»: финал фестиваля

Завершит фестиваль барочная программа для сопрано, тенора и органа. Концерт 23 мая «Аллилуйя! Органно-вокальный вечер к юбилеям Генделя и Баха». Через тернии – к звёздам! Человеческая душа сквозь бури и испытания стремится к лучшим временам, к блаженству и совершенству, когда радостно и хвалебно звучит «Аллилуйя».

Последовательность номеров программы отражает путь от малой частицы гармонии к открытию великой тайны сокровищ небес – священному огню любви. Этот концерт — музыкальное путешествие сквозь радость и страдание, веру и преодоление. Величественные органные пьесы, утончённые вокальные арии и светлые гимны отразят путь души от испытаний к триумфу, от земных тревог — к небесной гармонии.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Постапокалипсис авангарда
Музей-заповедник "Остафьево - Русский Парнас" приглашает на Арт-фестиваль для всей семьи "О! Пушкин"
Земля Малая, артисты большие

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть