Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Рахманинов. Весна. Юбилей.

Театр имени Наталии Сац: концерт к 150-летию Рахманинова.

Все фото Елены Лапиной.
Все фото Елены Лапиной.

Гала-концерт из вокально-симфонических сочинений Сергея Рахманинова Театр имени Наталии Сац посвятил 150-летнему юбилею композитора. Симфонический оркестр и хор оперной труппы исполнили программу в рамках проекта "RE-Конструкция" в зрительском фойе Большой сцены. Дивная музыка самого русского композитора разлилась весенним половодьем в уникальных интерьерах театрального пространства.

Фантазия для симфонического оркестра "Утес" (op. 7, 1893) и "Адажио", III часть из Второй симфонии (op. 27, 1906—1907), составили первое отделение вечера. Хоровой цикл "Три русские песни" (соч.41, 1926) и знаменитая кантата "Весна" (op. 20, 1902) на стихотворение Н. Некрасова "Зеленый шум" для солиста, хора и оркестра завершили выступление. За дирижерским пультом занял место Народный артист России Евгений Бражник, хормейстер – Заслуженный деятель искусств России Вера Давыдова. Солист – Георгий Сологуб (баритон). Ведущий концерта – Дмитрий Дьяченко.

1 апреля 1873 года родился Сергей Васильевич Рахманинов, величайший русский композитор, выдающийся музыкант – национальная гордость и слава русского музыкального искусства. Накануне 150-летнего юбилея в Театре имени Наталии Сац прозвучала программа "Рахманинов. Весна. Юбилей". Концерт-приношение памяти русского гения стал для коллектива театра актом глубочайшего уважения к творчеству великого Рахманинова. Большое вступительное слово в честь события произнес ведущий Дмитрий Дьяченко.

Программа концерта выстроилась интересным сочетанием еще не вполне зрелых опусов молодого автора и произведений, ставших квинтэссенцией стиля, по мнению многих, "самого русского композитора". Фантазия "Утес"  - первая оркестровая работа Рахманинова, эпиграфом к которой взяты начальные слова одноименного стихотворения М.Ю. Лермонтова. За ней последовала медленная часть Второй симфонии, которая уже написана ярким индивидуальным почерком Рахманинова. Последний хоровой опус "Три русские песни"  признанного во всем мире автора перекинул арку к кантате "Весна" - первому обращению начинающего новичка к вокально-симфоническому жанру. На протяжении концерта было чрезвычайно познавательно сравнивать этапы становления рахманиновского стиля, безошибочно узнаваемого и неповторимого. Рассказы ведущего погружали слушателей в разные периоды жизни и творчества Сергея Васильевича.



Симфоническая фантазия "Утес", открывшая вечер, программно  отсылает к лермонтовским строкам, но не ограничивает образную сферу музыкальной композиции содержанием стихотворения. Музыка шире и глубже передает личное впечатление создателя от повода вдохновения. И факт, что у фантазии есть еще один литературный источник, рассказ "На пути" А.П. Чехова, указанный позднее Рахманиновым в дарственной надписи на подаренной писателю партитуре, не сковывает полет композиторской мысли. Стихотворение Лермонтова и рассказ Чехова - это лишь толчок к зарождению творческого замысла композитора.

Музыка не служит иллюстрацией слов. Литературно-поэтические смыслы претворились в оркестровой партитуре в лирическую взволнованность и напряженность экспрессии. Психологизм переживаний выражен через интонации, мелодические обороты, оркестровку, богатство тембральных красок. Эти выразительные средства в умелых руках музыкантов под руководством маэстро Евгения Бражника убедительно работали на создание образной сферы. Контрастное противопоставление музыкальных противоположностей, их взаимодействие и взаимовлияние были в фокусе внимания оркестрантов. Дуэт флейты (Николай Донской) и флейты-пикколо (Софья Апасова) обилием звукописных элементов причудливо рисовал стремительный образ золотой тучки. Вздохи валторны (Александр Арапов) печально провожали улетевшую гостью.



Выразительное исполнение оркестром "Адажио" наполнило все вокруг чувством бесконечного счастья. Светлая рахманиновская лирика, нежная музыкальная поэтика разлилась под сводами зрительского фойе Театра им. Сац, заполняя все уголки прихотливого пространства. Скрипки вздохнули полной грудью. Первая тема, будто равнинная река, повторяла витиеватые изгибы интерьера уникального здания. Мелодия солирующего кларнета (Алексей Бычков) задышала широтой среднерусского пейзажа, "уплывая" до горизонта сквозь панорамные окна фойе Большого зала. Музыканты оркестра чутко отнеслись к типично русской подголосочной полифонии, свойственной Рахманинову, бережно вплетали мотивы в общую канву музыкального полотна. Гобой (Иван Паисов), английский рожок (Петр Черкезов), первая скрипка (Владимир Белов) уместно брали страстное или нежное слово в сольных высказываниях. Общее развитие музыкального материала в среднем разделе, следуя дирижерскому посылу, приобрело довольно подвижный темп. На гребне динамической волны вновь выплеснулась первая тема струнных. Рахманиновская мелодия чудесной красоты увлекала и сладостно подчиняла себе все мысли и чувства.

В основу цикла "Три русские песни" для хора и симфонического оркестра Рахманинов взял три народные песни "Через речку, речку быстру", "Ах, ты, Ванька", "Белилицы, румяницы вы мои". Хоровая партия написана только для альтов и басов. Сформировавшийся стиль зрелого композитора во всем блеске проявился в каждом элементе оркестровой фактуры. Мастерство автора в очередной раз демонстрировало приверженность русскому композиторскому мышлению, не выходя за рамки постромантизма. В номере "Белилицы, румяницы вы мои", самом ярком и эффектном, хор уступил по энергетике оркестру, смягчив интервальную остроту. Но взял реванш в финальном номере концерта.

Достойным венцом рахманиновского вечера стала кантата "Весна" на стихи Н. Некрасова, написанная в счастливый период венчания Рахманинова с Натальей Александровной Сатиной. "Зеленый шум" ворвался чувством весеннего обновления. Брожение соков и чувств в оркестровом крещендо мощно породило первую хоровую фразу: "Идёт-гудёт Зелёный шум, Зелёный шум, весенний шум!" Трехчастная форма одночастной кантаты с развернутым монологом баритона в среднем разделе следует настроениям стихотворения. Контрастные середине крайние части олицетворяют то, что в народе называлось пробуждением природы весной. Солист Георгий Сологуб вокальной выразительностью и большой силой убеждения передал психологический драматизм рассказа крестьянина.



Праздничный вечер в честь юбилея Сергея Васильевича Рахманинова прошел на большом подъеме. Концерт состоялся в рамках проекта "Re-конструкция", который был создан художественным руководителем Театра Сац, режиссёром Георгием Исаакяном. Два сезона реконструкции Большого театрального зала дали прекрасный повод проводить концертные мероприятия в оригинальных пространствах зрительских променадов. Это начинание полюбилось публике и подняло на принципиально высокий уровень исполнительское мастерство оркестрантов и хоровиков труппы. Коллектив значительно расширил свой вокально-симфонический репертуар.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть