Столетие Юрия Левитанского
22 января 2022
Названы самые красивые кремлевские ансамбли провинциальной России
21 января 2022
В Минкульте состоялся круглый стол Общественного совета, посвященный вопросам кино
21 января 2022
"Каждый должен делать что-то такое, что отличало бы его от других"
20 января 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Скрипичные баталии в Уфе

В Башкортостане завершился Третий Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова.

Лауреаты конкурса и Владимир Спиваков. Все фото предоставлены автором.
Лауреаты конкурса и Владимир Спиваков. Все фото предоставлены автором.

В Уфе завершился Третий Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова, организованный Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан при поддержке регионального Министерства культуры и главы республики.

Всемирно знаменитый скрипач и дирижёр, маэстро Спиваковым, не случайно выбрал Уфу в качестве места проведения конкурса. В 1944 году Владимир Теодорович родился в столице Башкирии, где его родители находились в эвакуации из блокадного Ленинграда. Своей родиной Спиваков считает два города – Уфу и Санкт-Петербург. В северную столицу семья музыканта возвратилась уже после войны, там прошли школьные и юношеские годы музыканта. Похоже, особое отношение к башкирской столице проецируется на стиль конкурса, который проводится в Уфе. Это состязание проходит в удивительно гармоничной атмосфере, пронизанной единодушием и воодушевлением, без лишнего ажиотажа, с отеческим и заботливым отношением ко всем участникам.
 
По составу исполнителей конкурс стал в высшей степени представительным. Заявки прислали более трехсот музыкантов из двенадцати стран мира. Во второй тур вышло восемь скрипачей, все имена которых достойны упоминания – это Джевон Ви (Южная Корея, Сеул), Чиса Китагава (Япония, Токио), Арсения Сибилева (Россия, Москва), Григорий Мирошник (Россия, Москва), Юлия Смирнова (Россия, Москва), Элиас Дэвид Монкадо (Германия, Мюнхен), Александра Вайссбеккер (Россия, Казань), Мари Хеллинг (Германия, Штутгарт). Еще двое участника первого тура, не прошедшие во второй этап конкурса – Мария Лундина (Россия, Москва) и Иван Наборщиков (Россия, Москва), в качестве поощрения смогли получить онлайн-консультации от членов жюри по своим выступлениям. Вообще, возможность обсуждения своих выступлений предоставлялась всем участникам второго тура, и это, конечно, немалая дополнительная нагрузка для жюри, но и очень важная особенность конкурса. Встретившись с жюри, каждому музыканту удаётся понять свои достоинства и недостатки, обсудить их, осознать причины, по которым жюри приняло то или иное решение в отношении конкурсанта. Разумеется, такие встречи позволяют снимать всяческие домыслы о несправедливых решениях. Но главное – осознавать и оценивать свои перспективы. Ведь не столько награды, сколько исполнительский опыт складывается на конкурсных выступлениях, а такое общение с авторитетными музыкантами формирует его превосходно. Это живое творческое общение конкурсантов и жюри – ценнейшее ноу-хау уфимского скрипичного конкурса.

Лауреат I премии Элиас Дэвид Монкадо и Владимир Спиваков за дирижерским пультом.
 
Каждый из вышедших во второй тур конкурсантов выступал как сложившийся яркий артист. Поэтому жюри было очень сложно производить отбор, ведь практически к каждой из таких ярких исполнительских индивидуальностей стоило бы применять особые оценочные критерии. А рассматривать столь своеобразные личности по неким шаблонам – такой отбор доступен только в высшей степени беспристрастным и опытным музыкантам. Судя по тому, что ни в соцсетях, ни в какие-либо иных профессиональных сообществах не было заметно никаких жарких баталий по итогам решений жюри, на уфимском конкурсе оценочные критерии были на высшем уровне. Такое единодушие в решениях жюри и в пристрастиях публики – важное отличие этого конкурса от многих других не только в России, но и в мире. Не секрет, что не только едкая полемика в соцсетях, но и откровенное саботирование и "забукивание" неуместных и несправедливых, с точки зрения широкой публики, лауреатских наград сегодня наблюдается на международных конкурсах сплошь и рядом. Во многом последовательность и обоснованность решений исходит прежде всего от председателя жюри, а Владимир Спиваков в этом качестве давно зарекомендовал себя. В его собственной творческой судьбе было немало блистательных побед на престижных конкурсах, так что маэстро прекрасно понимает переживания конкурсантов. И опыта судить выступления на разных конкурсах мира, причём с самых принципиальных позиций, у маэстро тоже предостаточно.


Лауреат I премии Элиас Дэвид Монкадо и Владимир Спиваков за дирижерским пультом.

Выбор возглавляемого им жюри участников третьего тура был стопроцентно принят всеми. В заключительный этап состязания вышли трое участников, между которыми награды распределились следующим образом: победителем стал Элиас Дэвид Монкадо (Германия, Мюнхен), второй премии удостоена Чиса Китагава (Япония, Токио), и третье место заняла Джевон Ви (Южная Корея, Сеул).

Вместе с наградами лауреаты получили очень ценные для скрипачей награды, которые являются еще одной замечательной особенностью конкурса Спивакова в Уфе. Обладатели призовых мест получают в подарок ценные инструменты работы известных мастеров. Победитель конкурса получил в дар превосходную скрипку 1918 года известного итальянского мастера Джузеппе Педраццини. Обладательница второй премии – не менее раритетную скрипку французского изготовителя первоклассных инструментов Николя Коссена (созданную в бельгийском городке Нёшато в период между 1860–1870 годами). Лауреат третьей – скрипку одного из лучших отечественных мастеров Игоря Улицкого (сделанную в Москве в 2019 году).


Лауреат III премии Джевон Ви.

Кроме того, специальными призами и денежными премиями в размере 1000 долларов отмечены москвички Юлия Смирнова и Арсения Сибилева. Специальный приз и денежную премию "Надежда" от Фонда имени Мустая Карима в размере 2500 долларов получили Александра Вайссбеккер, Мари Хеллинг, а также Гвидо Сант’Анна (Бразилия, Сан-Паулу), который так и не смог пробиться в Россию из-за карантинных мер. И этот приз в какой-то мере можно считать утешительным.

Итоговый гала-концерт лауреатов стал демонстрацией блистательного мастерства и незаурядных артистических достоинств обладателей высоких наград.

Джевон Ли в 13 лет стала лауреатом Третьей премии Юношеского конкурса имени Чайковского, а сегодня ей двадцать два года, и в её "послужном списке" – призы многих престижных состязаний. О том, что ей особо удается романтический виртуозный репертуар, свидетельствуют и высокие награды на конкурсах имени Крейслера (специальный приз, 2018) и имени Энеску (II премия, 2021). А после победы в конкурсе концертов в Джульярдской Школе музыки (2019), выпускницей которой она является, состоялся дебют скрипачки в нью-йоркском Линкольн-центре. На гала-концерте конкурса Спивакова её исполнение входящих в программу второго тура Вариаций Эрнста для скрипки-соло на тему ирландской народной песни "Последняя роза лета" прозвучали с большим драматизмом и яркими эффектами, указывающими на незаурядный артистизм исполнительницы.


Лауреат II премии Чиса Китагава.

Чиса Китагава в свои 24 года является победителем целого ряда авторитетных международных конкурсов, а в следующем сезоне у неё состоится сольный дебют в Концертгебау в Амстердаме. В одном из интервью Чиса Китагава призналась, что мечтает сыграть Чайковского на родине композитора, в России. И хоть на церемонии закрытия конкурса она играла не произведения русского классика, но в звучании её скрипки ощущались всё богатство звука и свобода владения инструментом, которые необходимы при исполнении виртуозного скрипичного концерта Чайковского. Она также исполнила входившие во второй тур "Вариации на оригинальную" тему Венявского и покорила публику блистательной виртуозностью, которая, однако, не становится главной целью скрипачки, а превращается в искусное средство для воплощения галереи самых ярких образов.


Лауреат I премии Элиас Дэвид Монкадо и Владимир Спиваков.

Победителю конкурса Элиасу Дэвиду Монкадо 21 год. Он студент зальцбургского Моцартеума в классе Пьера Амояля, а до этого учился у Захара Брона в Академии Интерлакена. Наставничество прекрасных педагогов слышится с первых нот. Конечно, важен и тот факт, что в биографии молодого скрипача – множество побед на конкурсах и выступлений с именитыми оркестрами мира. Но помимо опыта, Элиас Дэвид Монкадо – обладатель незаурядного таланта, позволяющего ему захватывать зал своим исполнением. В его интерпретации Концертадля скрипки с оркестром П.Чайковского чувствовалась та пленительная артистическая свобода, которая отличает интерпретации зрелых музыкантов. В его исполнении не было суеты, но оно нисколько не было затянутым. Он избежал распространённой у молодых артистов погони за сверхбыстрым темпом, и, любуясь всеми мелодическими богатствами музыки Чайковского, степенно и мастерски преподнёс слушателям все многочисленные красоты этого знаменитого концерта. Закономерно, что после такого исполнения последовала овация.

В финале публика Государственного концертного зала "Башкортостан" стоя аплодировала лауреатам, и абсолютно все слушатели этого торжественного вечера, вне зависимости от своего статуса и профессиональной принадлежности, жарко рукоплескали победителям. И публика, и почётные гости, среди которых были министр культуры Амина Шафикова, и.о. Руководителя Администрации Главы Башкирии Урал Кильсенбаев, генеральный директор Национального симфонического оркестра Башкирии Артур Назиуллин (он же – директор конкурса, обеспечивший идеальные условия для его проведения), – все с нескрываемым энтузиазмом благодарили конкурсантов и маэстро Спивакова за тот праздник скрипичного искусства, которым стал гала-концерт, завершивший Третий Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова в Уфе.


Лауреаты конкурса, Владимир Спиваков и министр культуры Башкирии Амина Шафикова.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Столетие Юрия Левитанского
Названы самые красивые кремлевские ансамбли провинциальной России
В Минкульте состоялся круглый стол Общественного совета, посвященный вопросам кино

В Москве

Театральная школа во всю страну
Закрытие VI фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку"
В Москве проходит второй этап 41-го Международного студенческого фестиваля ВГИК
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть