Пленум прошел в рамках программы Международного фестиваля-конкурса национальной патриотической песни “Красная Гвоздика” им. И.Д. Кобзона.
Среди участников дискуссии были: Олег Иванов – композитор, народный артист РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, председатель песенной комиссии Союза Московских композиторов и Союза композиторов Евразии; Олег Каледин – композитор, заслуженный артист РФ, народный артист Республики Ингушетии; композиторы Александр Добронравов, Анатолий Зубков, Александр Фёдоров, Раиса Саед-Шах, Игорь Зубков, Олег Шаумаров, заместитель председателя Сочинского отделения “Всероссийское Музыкальное общество” Марина Богданова. Выступали композиторы, живущие и работающие в регионах России: Виктор Кожевников (Ярославль), Николай Бирюков (Белгород), Николай Писаненко (Смоленск), Александр Чередниченко (Краснодар), Александр Филатов (Ульяновск), Александр Шалунов (Нижний Новгород), Тимур Дзейтов (Республика Ингушетия) и композитор Михаил Хохлов из Донецкой Народной Республики. Другие страны представляли член Союза композиторов Республики Беларусь Ирина Видова, композиторы Махди Аль-Махди (Сирия), Минко Ламбов (Болгария), Владимир Быстряков (Украина), Виктор Кистень (Республика Беларусь). Также участниками встречи были поэты-песенники Александр Шаганов, Михаил Андреев, Дмитрий Дарин, поэт Владимир Ильичев. От лица ректора ИСИ Ирины Сухолет высказалась ее представительница, студентка магистратуры ИСИ Оксана Цах.
В центре дискуссионной программы пленума были вопросы национальной идеи в искусстве и путей ее воплощения, создания национального суверенного музыкального продукта и разработки его авторской концепции, творческой свободы авторов, формулирования принципа ответственности при соблюдении свободы творчества и самовыражения, перспектив современного музыкального образования в России и облика современного патриотического музыкального искусства.
Участники Международного пленума выразили свое мнение по данным темам. Так, Олег Иванов высказался за сохранение традиций и богатого культурного наследия России в области музыки и песен и предложил обратиться к Президенту РФ Владимиру Путину за регулярной фондовой поддержкой для создания новых произведений "массового и духоподъёмного характера" на проектной платформе Союза композиторов Евразии. Он же инициировал привлечение к работе песенной комиссии представителей шоу-бизнеса, не имеющих профессионального образования, но готовых к сотрудничеству и сотворчеству.
Владимир Быстряков и Олег Каледин выразили опасение, что СМИ негативно влияют на музыкальные вкусы молодёжи, так как из музыкального "обихода" уходят пионерские и комсомольские песни и даже произведения Александры Пахмутовой, которые в предшествующих поколениях воспитывали веру в светлое завтра. Сегодня всё рушится, заявили музыкальные деятели, и поэтому воспитание должно быть пересмотрено нашим руководством.
Александр Филатов назвал проблемой недостаточное функционировании социальных лифтов, в том числе творческого характера. По его мнению, придать профессиональную огранку талантливым людям из глубинки – задача государственной системы конкурсов и лично именитых композиторов.
Оксана Цах озвучила позицию главы ИСИ Ирины Сухолет: "Публичные люди в музыкальной индустрии с приходом свободного доступа к интернет-ресурсам стали как никогда <…> примером для подражания миллионов подростков. Возникает вопрос, а на правильных ли артистов равняются наши люди?". Выступающая также отметила исчезновение идеологии из искусства, в то время, как стране "нужны музыканты, артисты, исполнители и композиторы с правильным мышлением". Для реализации этих целей Цах предложила разработать просветительские программы для общеобразовательных учебных заведений и вернуть в школы систему советского музыкального образования.
Михаил Хохлов призвал “с долей консерватизма относиться к музыкальным стилям и введениям, которые пришли извне и не свойственны русской культуре”. Хохлов с теплом вспомнил о советском институте худсовета и сделал вывод, что сейчас худсовет должен быть, в первую очередь, в душе каждого автора. Он предложил идею создать специальный орган для оценки качества музыкальных произведений и разработать годовой план по выпуску песен массового и духоподъёмного характера.
Ирина Видова отметила важность ценностей патриотизма для россиян и жителей стран бывшего СНГ. Видова считает, что композиторам и исполнителям патриотических песен нужна возможность быть услышанными: им стоит, например, предоставлять часы на радиостанциях и делать авторские программы. Кроме того, необходимо сформировать пакет предложений и принять план взаимодействия со СМИ, как на радио, так и на телевидении.
В завершение обсуждения выступил Андрей Батурин с предложением издавать песенные сборники по образцу советских, возродить выпуск нотных сборников, книг и статей в бумажном и в электронном виде, а также применять новейшие технологии вроде блокчейна, помогающие правообладателям защищать и подтверждать авторские права на произведения.