Фото из личного архива Юрия Богданова
Юрий, если сравнить Ваши студенческие годы, пресловутые 90-е, и настоящее время – в чём принципиальное отличие современных студентов Гнесинки от студентов тех лет?
Студенты изменились, потому что изменилось время. Раньше невозможно было так свободно ездить за рубеж. Я помню свою первую поездку в Грецию в 1989 году – мне это казалось чудом. А сейчас это в порядке вещей: студенты свободно ездят на международные музыкальные конкурсы, мастер-классы, уезжают совершенствовать своё мастерство в различные вузы мира и т. д.
Студенты сейчас меньше читают. Но эта проблема общая. Возможно, одной из причин является интернет.
Тогда нужно было идти в библиотеку, сейчас – достаточно открыть ноутбук. Небывалая раньше доступность записей великих исполнителей, возможность изучить автографы произведений, письма и дневники композиторов – в полной ли мере это используется современными студентами?
Действительно, эти открывающиеся в интернете уникальные возможности – изучить автографы композиторов, слушать редкие записи выдающихся музыкантов – трудно переоценить. Но такая доступность информации в интернете имеет две стороны, позитивную и негативную. О позитивной мы уже сказали. А негативная заключается в том, что лёгкость получения желаемой информации приводит к такой же лёгкости забывания этой информации на следующий день.
Люди, в том числе студенты, перестали применять усилия, чтобы получить желаемое – и от этого оно перестало быть таким ценным. Раньше нужно было затратить много усилий – пойти в магазин пластинок, искать, спрашивать, заказывать. Полученную запись очень внимательно и бережно изучали. Сейчас осознание того, что ты в любой момент можешь прослушать любую редкую запись часто приводит к тому, что студенты вообще перестают слушать. Ведь они думают, что смогут сделать это завтра.
Фото из личного архива Юрия Богданова
Есть ли ещё какие-то моменты, на которые стоило бы обратить внимание современному студенту музыкального вуза?
Профессия музыканта предполагает путешествия в разные страны, поэтому я посоветовал бы учить иностранные языки. Конечно, язык музыки – универсальный язык, но музыкант, помимо самого концерта, должен общаться с людьми до и после концерта, а также в процессе организации концерта. Обычно устроители фестивалей и концертов просят биографию на английском языке, обсуждают условия проведения концерта.
Следующий момент – это умение организовывать собственные концерты. Когда мы жили в СССР, эту функцию брало на себя государство. Если ты выигрывал крупный международный конкурс, государство занималось организацией твоих концертов. Сейчас время изменилось – многие студенты выигрывают международные конкурсы, но не имеют концертов. Я не считаю это правильным, но это факт. Поэтому советую новому поколению музыкантов учиться одновременно быть ещё и менеджерами, и продюсерами.
Не секрет, что в любом учебном заведении встречаются как педантичные, прилежные ученики (как правило, отличники), так и невероятно неорганизованные, рассеянные ученики (условно скажем, “пофигисты”). Причём, и те, и другие – бывают самой разной степени одарённости в смысле творчества, исполнительского мастерства. Лично Вам – с кем легче работать, с педантами или “пофигистами”? И почему?
По-разному. Во многом это зависит от таланта студента. Бывает, что огромная музыкальная одарённость сочетается с ленью. Это большая проблема. Бывает наоборот – очень прилежному студенту не хватает творческой одарённости. Это тоже проблема. Конечно, я предпочитаю иметь дело с прилежными и талантливым учеником. Но встречается это нечасто...
Фото из личного архива Юрия Богданова
Чего бы Вам хотелось пожелать системе высшего музыкального образования в нашей стране? Тут я подразумеваю даже не столько РАМ имени Гнесиных, а все музыкальные вузы нашей страны. Может быть, нужно что-то наверстать, преобразовать – или, наоборот, вернуться к хорошо забытому старому, возродить традицию?
История РАМ имени Гнесиных идёт с 1895 года, когда сёстры Гнесины организовали музыкальное училище. За более чем 120-летнюю историю в стенах Гнесинки преподавали и учились великие музыканты. Сохранение этой истории в сочетании с новыми формами обучения – например, открытие в Академии продюсерского факультета, открытие кафедры ЮНЕСКО – делают Академию имени Гнесиных одним из лучших музыкальных вузов мира.