Если войти в здание училища Гнесиных, подняться на лифте на 11 этаж, а потом спокойно спускаться вниз пешком по лестнице, то возникнет ощущение, что ты находишься в сумасшедшем доме! На каждом этаже в разных углах холлов поют, дирижируют, играют на разных музыкальных инструментах. Дурдом, да и только. Но это же творческие люди! А творчество всегда с легкой "сумасшедшенкой".
Как это было? Первые впечатления абитуриента
Я поступала в знаменитую Гнесинку в 15 лет. Причем, собиралась на дирижерско-хоровое отделение, а поступила на "Народный хор". Как? Шла после занятия фортепиано домой, и вдруг педагог мне говорит: "Хочешь сходить сейчас на отчетный концерт "Народного хора?" Почему бы и нет, думаю. Пришла, села и всё. Покорили. Яркие костюмы, необычные для меня танцы, фееричные песни. Все озорно и разгульно! Не то, что в академическом хоре: статично, костюмы черно-белые, классическая музыка. Яркое выступление студентов сделало свое "гиблое" дело, так считала моя мама. Я тут же подала документы на отделение "Руководитель народного хора". Почему "гиблое"? Потому что, вместо красивого академического голоса, моя семья была вынуждена слушать специфическое громкое народное пение. Но меня это не остановило!
Фото: Youtube
Поступила! А что же дальше? Процесс учебы
Увлекательные экспедиции летом по деревням и селам, расшифровка песен, обучение танцу и актерскому мастерству, и даже песни и пляски на улице – все это волновало, увлекало и не отпускало весь период обучения. Мы бегали на концерты и других отделений и уже совершенно по-другому относились и к академическому хору, и к вокалистам, и к оркестру русских народных инструментов, к пианистам, тромбонистам, виолончелистам... Это была семья. Одна, дружная, музыкальная семья. Педагоги рассказывали на занятиях о других факультетах, об их особенностях и прелестях. Мы студенты, дружили факультетами, создавали музыкальные группы, ансамбли. Ты не только "варился" в своей будущей профессии, но становился полноценным профессиональным музыкантом. И в этом заслуга, как и педагогов, так и всей системы обучения легендарной Гнесинки.
В чем "изюминка" Гнесинки?
Отличие и престиж Училища и Российской Академии Музыки имени Гнесиных от других музыкальных вузов – в большем выборе факультетов и специальностей. Здесь можно научиться и эстрадно-джазовому, и народному вокалу, есть кафедра компьютерной музыки и звукорежиссуры; дирижирование как академическим, так и народным хором. Уровень подготовки Гнесинки достаточно высок и ценится за рубежом.
Училище не только сохранило все свои старые традиции, заложенные ещё в конце XIX века сёстрами Гнесиными, но и обрело современные аудитории, танцевальные и компьютерные классы, музыкальные инструменты, большую фонотеку и библиотеку.
Фото: Youtube
Рождение "легенды"
Итак, 15 февраля 1895 года в дверь, на которой висела табличка “Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных”, постучала первая ученица. С тех пор этот день считается днем рождения Гнесинки. Их было пятеро: четыре сестры и брат.
Идея создания училища принадлежала Евгении и Елене. Михаил создал композиторский отдел и класс свободного сочинения. Елена и Мария были пианистками. Первый выпуск фортепианного отдела состоялся в 1901 году, тогда среди двух выпускников была и младшая сестра Ольга. Во главе струнного отдела стояла Елизавета Гнесина.
Количество предметов постепенно увеличивалось, количество выпускников тоже. И вот уже в 1905 году 16 юных музыкантов закончили училище. С годами училище не только обрело государственный статус, но и превратилось в конгломерат учебных заведений, включающий в себя все три ступени музыкального образования — начальную, среднюю и высшую. К тому времени уже одна Елена Фабиановна Гнесина возглавляла созданные учебные заведения, последним из которых стал институт — ныне Российская академия музыки (РАМ). В разные годы учебные заведения, носящие имя Гнесиных, окончили известные композиторы, дирижеры и исполнители.
Елена Гнесина в центре. Фото: архив.
Жизнь училища и Академии сейчас – это каждый день лекции, репетиции, концерты, конкурсы, фестивали, а учебный год – это огромный труд всего педагогического коллектива. Настоящая "симфония" со своим стройным звучанием.
Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Микаэл Таривердиев, Людмила Зыкина, Владимир Федосеев, Иосиф Кобзон, Давид Тухманов, Любовь Казарновская, Александр Градский, Евгений Кисин, Валерия, Дима Билан, Диана Гурцкая, Надежда Кадышева, Полина Гагарина, Павел Смеян. Эти имена дала нам Гнесинка. Кто знает, может, к этому списку присоединитесь и вы?