Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мышиная возня. "Летучая мышь" петербургского "Мюзик-холла"

Петербургский "Мюзик-холл" посягнул на гранд-оперетту: в "Геликоне" его труппа показала "Летучую мышь" Иоганна Штрауса

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Известный музыкальный коллектив из Северной столицы не первый раз приезжает на фестиваль "Видеть музыку", проводимый Ассоциацией Музыкальных Театров России при поддержке Минкультуры России и Фонда президентских грантов в этом году уже в шестой раз. И всякий раз он заявляет свои претензии на крупную форму, утверждая себя в качестве полноправного участника музыкально-театрального процесса, а вовсе не как пристанища сугубо развлекательных форм типа ревю. Впрочем, от былого, первоначального значения самого термина, по сути, в "Мюзик-холле" осталось только название – он уже достаточно давно превратился в один из полноправных музыкальных театров города на Неве, где ставят большие мюзиклы, оперетты и даже оперы. В частности, силами "Мюзик-холла" в Петербурге и Ленинградской области вот уже десять лет проводится общедоступный опен-эйр фестиваль "Опера – всем".

В прошлом году театр привозил мюзикл "Шёлк" Ивана Кушнира, два года назад – оперу Гаэтано Доницетти "Дон Паскуале". На этот раз столицу решили порадовать опереттой большого стиля, да не какой-нибудь, а одной из самых популярных и востребованных что у публики, что у театров – легендарной "Летучей мышью". Таким образом, обновленный театр (в нем многое поменялось с приходом на руководство директора Юлии Стрижак и музрука Фабио Мастранджело) показал в Москве полный набор своих жанровых амбиций.

Гаснет свет, маэстро взмахивает дирижерской палочкой и начинается, казалось бы, чудо высокого искусства – давно знакомые сладостные звуки льются из оркестровой ямы, на аванзанавесе написано по-немецки "Fledermaus", а сам он оформлен в духе венского Сецессиона – красоты Климта и Мухи заворожат любого. Но идиллия продолжается недолго. Ровно посредине оркестрового вступления занавес распахивается и больше слушателям уже не до чарующей музыки Штрауса: начинается жесткий экшн. Современная гостиная, белые кожаные диваны, на одном из них, под голубым шелковым покрывалом копошатся тела – оказывается, двух кавалеров. Хорошо, хоть не обнаженные – ограничились топлесом. Это друзья Айзенштайн (баритон Дмитрий Григорьев) и Фальке (также баритон Тигрий Бажакин): первый как вроде строгий натурал, второй – под большим сомнением, совместно проведенная ночь становится яблоком раздора и основой ссоры. И произошел этот сомнительный адюльтер за год до основных событий оперетты.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Вот такой любопытный пролог. С одной стороны, начисто убивший музыку – после феерической увертюры в зале не было аплодисментов: редкий случай! Во-вторых, возвращающий "Мышь" к оригинальному венскому варианту, сильно отличному от привычной для большинства советской версии, и не сказать, что очень удачному. В-третьих, наметивший вектора актуализации – действие перенесено в наши дни, а главными лейт-темами спектакля становятся коронавирус и шутки касательно ЛГБТ.

Первого бесконечно жаль, поскольку оркестр театра под управлением Мастранджело играет очень достойно – в стиле и с энтузиазмом. Но музыка как-то в целом сильно ушла в тень в этом спектакле, уступив место эксцентрике и несмешным шуткам. У вокалистов не все так благополучно. Пожалуй, лучше всех, адекватно своим партиям, прозвучали легкое сопрано Жанна Печенкина (Адель), тенор Клим Тихонов (Альфред) и уже упомянутый Бажакин. Вокал остальных большого впечатления не произвел, а у некоторых и вообще он был, прямо скажем, не хорош. Например, примадонна Анна Викулина, певшая в 2019-м в опере Доницетти колоратурную Норину, теперь взялась не за субретку, а за героиню – но на Розалинду ее сопрано явно не хватало – ни тембром, ни насыщенностью звучания, ни масштабом, а ее попытки тяжелить и крупнить голос, делать его более значимым, приводили к тому, что и верхи получались не очень уверенно, да и не всегда.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Оперетта – очень сложный жанр. И кроме практически оперного вокала тут еще требуется и драматическая убедительность и выразительность – на уровне актеров драмы. Если с первым было "на троечку", то и со вторым – не сказать, что сильно лучше. Самое разочаровывающее – это плохая дикция артистов, которые хотя и подзучены микрофонами, а все же произносят свои реплики и монологи нечетко и невнятно, глотают концы фраз, интонация их говорения бытовая, а не театральная, поэтому в большом зале половина слов попросту теряется и о смыслах некоторых фраз можно только догадываться. Раньше отечественный театр – что драму, что оперетту – нередко критиковали за утрированную четкость слова, даже высмеивали за своего рода старомодный стиль, однако сегодня очевидно, что стиль этот был выработан самой театральной практикой и говорить на сцене также как в жизни попросту невозможно.

Но не только в монологах-диалогах дело. Точнее не только и не столько в артистах, сколько в тех задачах, что перед ними были поставлены. Режиссер Василий Заржецкий, к сожалению, очень сосредоточился на внешней новизне своего продукта, стараясь насытить его современным звучанием и броским оформлением, и забыл о главном – о выстроенности мизансцен, о мере и вкусе с шутками и своеобразными состояниями героев (например, с изображением пьяных), о динамике общего, о пригнанности сцен друг к другу, чтобы между ними не возникало зазоров – неловких пауз, наконец, о стиле как таковом. В итоге – яркий на первый взгляд спектакль частенько смахивал на откровенную самодеятельность, наблюдать за которой было право неловко. Привлечение на подмогу всенародно любимого Сергея Мигицко (Фрош) существенно ситуацию не исправило – диалог в тюрьме с директором Франком (Вячеслав Дусенко) был явно затянут, грубоват и перегружен однотипными гэгами.

Ключевой момент любой оперетты – это юмор. К сожалению, и с этим в мюзик-холловской "Мыши" не угадали. За год пандемии шутки про коронавирус и вакцинацию не только устарели, они уже набили оскомину и вызывают лишь раздражение. Тем более, учитывая факт, что реальная ситуация с пандемией в мире совершенно не располагает к веселью. Еще в большей степени утомляет юмор ниже пояса и педалирование ЛГБТ-тематики. А этого в спектакле очень много, начиная от "мутного" Фальке и заканчивая весьма откровенным князем Орловским (меццо Анастасия Некрасова), загримированным под Сергея Зверева. Маркеров из телевизора и шоу-бизнеса в целом многовато – и в манере поведения некоторых героев, и в оформлении сцены, для которого слова китч и безвкусица – это самые мягкие эпитеты (сценограф Пётр Окунев, художник по костюмам – Елена Вершинина). Возможно, создатели спектакля, памятуя, что они работают в "Мюзик-холле", хотели насытить действо реминисценциями на "Мулен Руж" и вообще эстетику варьете и ресторанных шоу, однако, кажется, явно с этим перестарались – получилось эклектично до пестроты и некрасиво до антиэстетизма.

Не убедила и хореография Ирины Голубевой и Екатерины Михайловой: особенно устрашающей она оказалась в чардыше Розалинды – эксплуатирующей тему садо-мазо-развлечений и на академической сцене всегда выглядящей неуместно. Чуть лучше с видео-контентом (Вадим Дуленко) - по крайней мере, он на своем месте, хотя и не блещет оригинальностью. Словом, оперетта, от которой всегда ждешь праздника, феерии и брызг шампанского, – "Летучая мышь" - обернулась весьма затянутым и несмешным перформансом, в котором стиль и вкус были подменены прямо противоположными вещами.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть