Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Опера большая и опера маленькая: обе комические и обе – из Сыктывкара

"Коми-опера" привезла на V фестиваль "Видеть музыку" два совсем свежих спектакля из гардероба классических хитов – оперных и опереточных

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку", проводимый Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов, несмотря на все сложности текущего момента, продолжается в столице. Наряду с отменами и неприездами коллективов есть и отрадные новости – подключаются новые участники, а некоторые традиционные фигуранты привозят аж по нескольку спектаклей, буквально спасая фестивальную афишу. Один из таких героев – Театр оперы и балета Республики Коми из далекого Сыктывкара, подаривший москвичам неувядающую классику оперного и опереточного жанров – "Любовный напиток" Доницетти и "Принцессу цирка" Кальмана. Показ прошел на сцене "Новой оперы" имени Евгения Колобова.

"Напиток" - спектакль совсем свежий мартовская премьера этого года, которую успели сыграть еще до карантина: его Театр оперы и балета Республики Коми подготовил к юбилейному смотру "Сыктывкарская весна", фестивалю, уже много лет  проводящемуся на севере европейской части России. В очередной раз здесь взялись за любимого Гаэтано Доницетти, но теперь остановившись не на относительном раритете (как бывало недавно – играли совсем забытую в наших весях "Фаворитку" и ставшего относительно популярным только в последнее время "Дона Паскуале"), а выбрав одно из самых популярных сочинений бергамасского мастера.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Для первой постановки в Сыктывкаре этого шедевра комического бельканто главный режиссер Илья Можайский выбирает неожиданное по нынешним временам концептуальное решение: абсолютный примат музыки. Задача, которую ставит режиссер – поддержать действием на сцене ту легкость, лучезарность, озорство, что составляют саму суть "Напитка", но при этом буффонадой не убить лирику – ведь партитура Доницетти просто сочится нежными мелодиями, простыми, но выразительными. Режиссер внимательно слушает каждый музыкальный оборот, изгиб мелодии, гармоническое решение в оркестре, щепетилен с фразировкой и акцентами – и ему удается добиться абсолютной естественности существования героев незатейливой комедии на сцене. В итоге – гармоничное сочетание феерии комического, настоящих брызг шампанского, и утонченной меланхолии, трогательной, светлой лирики, когда персонажи не только веселятся и веселят, но и грустят, страдают (пусть и немножко картинно), сомневаются, раскаиваются.

А "вмонтирована" эта естественность в пространство, можно сказать, инновационное: не то "парк культуры и отдыха", не то площадка киностудии с бутафорскими чудесами и всевозможными "роялями в кустах", оказывающимися каждый раз как нельзя кстати. Киношный элемент отыгрывается благодаря постоянному "прямому эфиру" - две камеры снимают нон-стоп все происходящее, крупные планы подаются на три огромных экрана, и публика может подробно лицезреть мимику артистов, их буквально киношно подробную игру. А начинается эта "мыльная опера" и вовсе почти как ужастик: под звуки вступления зрителю демонстрируется видеоролик, где косматый полусумасшедший старик, кто-то типа разочаровавшегося в мироздании несчастного мудреца доктора Фауста, изготавливает сомнительное снадобье под названием "L’elesir d’amore". Однако "вторжение киноиндустрии" в ткань спектакля носит скорее декоративно-развлекательный характер, не меняя сути истории, а лишь привнося элемент шоу и даже интерактива.

По этому поводу Можайский утверждает следующее: "Нам хотелось сделать спектакль, понятный молодежи, поэтому мы сделали современный ход, использовав такой прием: на киностудии снимается клип, и актеры разыгрывают эту веселую историю. Она с одной стороны очень  любовная и лирическая, а с другой – очень веселая и озорная. Мы позволили актерам похулиганить, весело существуя на сцене.  Форма "спектакль в спектакле" позволяет представить по-новому эту наивную и простую историю". И оно действительно получилось – в итоге, режиссерская воля есть, а режиссерского волюнтаризма – ничуть!


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

При этом обстановка на сцене – вполне итальянско-пейзанская: костромской художник Борис Голодницкий дает спектаклю яркий колорит, смелое разноцветье, в котором особую роль играют выразительные, с выдумкой сделанные костюмы что протагонистов, что массовки – у последней каждый также скрупулезно индивидуализированный. "Радужную" картинку удачно подсветила Нелли Сватова – и все вообще заиграло, заискрилось.

"Любовный напиток" - относительно несложная вещь для исполнения, хотя, конечно, соблюсти стиль Доницетти – все равно задача не простая. Новому главному дирижеру "Коми-оперы" Роману Денисову удается добиться от оркестра и хора (хормейстер Ольга Рогачева) легкости и певучести, в целом стройности и упругости темпоритма. Что уже не мало – а еще удается "слепить" оперу, придать исполнению цельности и верной драматургической линии. Точностью колоратур и изяществом звуковедения отличается Анастасия Морараш (Адина), благородством певческой манеры (при всем солдафонстве его персонажа) – Андрей Ковалев (Белькоре; иногда его герою даже чуть не хватает брутальности), органичностью сценического образа (эдакого деревенского тюфяка) – Борис Калашников (Неморино). Яркую актерскую харизматику и мастерское, разнообразное пение демонстрирует приглашенный из столицы Дмитрий Степанович (Дулькамара), чьи многочисленные эскапады невероятно хороши: про бывшего солиста МАМТа в столице как-то слегка подзабыли, а зря – на гастрольном показе он показал высокий класс и вокала, и сценической игры, по праву став центром всего спектакля – ведь не зря Доницетти вынес в заголовок своей оперы именно его, доктора Дулькамары, изделие.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Лирико-комическая стихия развернулась еще ярче, во всю ширь, во втором гастрольном спектакле. В отличие от оперы, которая стала полноценной хозяйкой в Сыктывкаре по историческим меркам не так давно, оперетта здесь имеет огромные традиции – ведь музкомедия существовала в республиканской столице еще с хрущевских времен, именно на ее базе уже в 1990-е был создан нынешний оперно-балетный стационар. И он с легким, но таким одновременно обязывающим, непростым академическим жанром не расстается – оперетты, музкомедии и мюзиклы ставятся нередко и пользуются популярностью у публики. Достаточно сказать, что великое творение великого Кальмана появляется на сцене "Коми-оперы" уже в третий раз – предыдущие премьеры состоялись в 1968 и 1996 годах, а нынешняя – весной прошлого года.

Большую трехактную австро-венгерскую оперетту "Принцесса цирка" (в наших краях, благодаря кинематографу, более известную под названием "Мистер Икс") Илья Можайский решает как своего рода grand-operette – с несокращенным, показанным во всю ширь музыкальным материалом, с многочисленными сюжетными линиями, с четырьмя парами главных или очень важных героев, с эскападами и репризами, с кордебалетом и обилием разнообразных мизансцен. Словом, всё серьезно. Иногда такой подход оперетте вредит – делает ее длинной, затянутой, несмешной, выдает с головой ее несовершенства и родовые травмы. В варианте "Коми-оперы" этого не происходит – действие развивается очень динамично, мизансцены продуманы, рисунки ролей вдумчиво прочерчены, спектаклю в целом свойственны две характеристики, без которых настоящей оперетты нет: это праздничность и легкость. Этому способствует и русский текст пьесы, сделанный Можайским: реально смешно и одновременно изящно.

Не обошлось и без настоящего цирка – вставной номер с "акробатическими косморептилиями" виртуозно исполнили артисты театра огненных и цирковых искусств "Power of fire". Цирковое пространство, в котором происходит всё действие оперетты, придумал сценограф Юрий Самодуров, сделав его не только эстетичным, легкими штрихами обозначив особую атмосферу циркового закулисья и арены, но и весьма мобильным, в том числе за счет чего достигается кинематографическая динамика спектакля, не теряется его тонус. "Говорящие" костюмы Наталии Кравченко и веселят публику, и посылают ей нужные мессиджи. Интересно сделан свет Нелли Сватовой: в сочетании с дозировано используемой видеопроекцией он усиливает атмосферу театральности и неординарности всего высказывания.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Прекрасно проработаны актерские роли. Яркий лиризм и благородство – у Дарьи Гапоновой (Теодора) и Андрея Ковалёва (Мистер Икс), обаяние молодости и лукавая игривость – у Анастасии Морараш (Мари) и Михаила Ярмольского (Тони), классическая опереточная комедийность, фонтанирующий комизм – у Антонины Белобровой (Каролина) и Геннадия Муралёва (Пеликан), шаржированность, гротескность, характерность – у Яны Пикулевой (Пуассон) и Анатолия Журавлёва (Барон). Убедительное слово, не буксующее, не вызывающее неловкости ни по интонации, ни по темпоритму, плюс достойный вокал, умение двигаться, быть изящными, элегантными, ловкими на сцене – всё это говорит, что артисты-вокалисты "Коми-оперы" по-настоящему высокопрофессиональны, если не универсальны.

Но всё ли так радужно в спектакле из Сыктывкара? Почти всё, за исключением, казалось бы, пустяка. Увы, в музыкальном решении спектакля есть одно досадное "но". Оперетта идет со звукоусилением, почти всё поется и говорится в микрофоны. Сегодня это стало уже практически общим местом наших театров оперетты и музкомедии (включая Московский театр оперетты и Петербургскую музкомедию) – не только мюзикл, но и классическую оперетту, где нужен полноценный оперный вокал, академическое звучание и большой посыл звука в зал, перевели на синтетику. Всё чаще стали этим грешить и оперные театры, которые нет-нет, да все же берутся за опереточный жанр – за последнее десятилетие живой звук в оперетте можно было услышать только в столичных оперных театрах, а в региональных, увы, уже нет.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Это откровенно плохо – чего бы ни говорили защитники этой практики, сетуя на несовершенную акустику залов и плохую слышимость разговорных диалогов. Последнее, кстати, говорит лишь о невладении артистами сценической речью – еще не так давно оперетта пелась и игралась везде без микрофонов и разговорные диалоги были прекрасно слышны: в тех же залах, с той же несовершенной акустикой. В долгосрочной перспективе это портит артистам голоса – заставляя их переключаться с естественной на микрофонную подачу звука, а тех, кто больше занят в легких жанрах, приучая только к ней – голоса снимаются с опоры, культивируется полуэстрадная манера звукоизвлечения, близкий и плоский звук, и очень скоро такой вокалист вообще оказывается потерянным для живого пения.

Но это, как говорится, видение проблемы "на вырост". А в данном конкретном спектакле подзвучка оказалась громковатой и грубоватой, а оркестр (который сам по себе был очень хорош – с замечательными инструментальными соло) – слишком напористым, слишком ярким, нимало не заботящимся о балансе с певцом: действительно, а зачем, когда последний всё равно поет в микрофон? Следствием этого стало очень плохая слышимость хора, певцы которого индивидуально не были подзвучены – между хором и оркестром баланса не было совсем, первый был нещадно забиваем вторым. Конечно, хор в оперетте – это не хор в "Хованщине", тут его роль и значение не такие существенные. И, тем не менее, кажется, его артисты заслуживают лучшей участи – они же, всё-таки, не безмолвный миманс!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть