Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

15 октября 2020 15:09

Пять плюс пять – будет Анна!

Фестивали "Видеть музыку" и "Серьезно и легко" подарили миру оперу-фантазию о героях бессмертного толстовского романа

Фото: Марина Павлова
Фото: Марина Павлова

Мировая премьера оперы – событие по нынешним временам не такое уж частое. Особенно, если это так называемая гранд-опера – большая опера с полноценным сюжетом и драматургическим развитием, с обилием действующих лиц, распевающих мелодичные арии и ариозо, дуэты и ансамбли, с огромным симфоническим оркестром и внушительным хором... Попахивает анахронизмом. Особенно, если такая опера – всерьез.

Сегодня, если что-то подобное и появляется в оперном жанре, то чаще как своего рода стеб, эдакое зубоскальство по поводу пафосных оперных форм и форматов – с обилием стилизаций и аллюзий на оперную музыку прошлых эпох. Именно в таком ключе были выдержаны, например, десятниковские "Дети Розенталя", написанные в 2005 году для Большого театра, или представленная в прошлом году в "Зарядье" опера Владимира Николаева "Рабочий и колхозница".

Но некоторые композиторы все же продолжают пытаться писать большие оперы всерьез. Например, Александр Журбин, празднующий в этом году знаменательный юбилей, по случаю чего он проводит в столице целый фестиваль, игриво названный им "Серьезно и легко!" И именно мировая премьера его оперы "Анна К." в Концертном зале им. Чайковского стала вторым событием этого фестиваля, который будет длиться полгода – сентября по февраль. Причем это уже пятый по счету монографический и авторский фестиваль композитора.

Но это еще не всё: на этой мировой премьере случилась чудесная встреча сразу двух фестивалей – журбинская "Анна К." была включена в программу V Фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку", проводимого Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры России и Фонда президентских грантов. Этот форум проходит в столице с конца сентября по начало ноября: к сожалению, его афиша претерпевает изменения в сторону сокращения в силу пандемийно-карантинных реалий сегодняшнего дня, но все же многие интересные события на нем уже состоялись или еще состоятся, и он, безусловно, невероятно разнообразит музыкально-театральную афишу Москвы.


Фото: Марина Павлова

Мировая премьера прошла в формате концертного исполнения. Хотя режиссер концертной версии Игорь Яцко пытался придать ей элементы театрализации, а Илья Рябов предложил некоторый видеоряд, призванный усилить общее впечатление, все же проект с трудом можно назвать даже semi-stage. При этом мировая премьера "Анны К." - событие театрального фестиваля: парадокс? Только отчасти: журбинская партитура насквозь пронизана театральностью, этот опус настойчиво просится именно на театральную сцену – остается только надеяться, что недалек тот день, когда опера будет поставлена в театре.

Созданная семь лет назад партитура несколько лет пролежала в Большом театре: первоначально мировая премьера планировалась именно там, в главном театре страны. Но что-то не срослось – и за ее представление "городу и миру" взялась Госкапелла Валерия Полянского, коллектив, который не боится новой музыки и нехоженых троп. Сразу вспомнилось, что восемь лет назад именно коллектив Полянского провел мировую премьеру другой оперы Журбина – "Альберта и Жизели". У Валерия Кузьмича не только мощные хор и оркестр, но и собственный пул солистов-вокалистов, а еще – огромный опыт концертных исполнений опер, как весьма популярных, так и редких, практически забытых. И, конечно же, новых.

Хотя Журбин был нацелен на создание подлинной гранд-опера, пройти мимо веяний постмодернизма, которые есть – суть культуры нашей эпохи, не под силу даже ему. Постмодернистскими по сути были и его две предыдущие оперные работы, поставленные на сценах московских театров – "Мелкий бес" и "Метаморфозы любви". В "Анне К." постмодернистский флер в стиле Акунина, Пелевина или Татьяны Толстой развернулся в полную ширь. Либреттисты Анна Родионова и Сергей Плотов оттолкнулись от великого романа Льва Толстого "Анна Каренина" и нафантазировали первый бал... нет, не Наташи Ростовой, а другой Анны Карениной – дочери толстовской героини и ее возлюбленного Вронского, которая по законам того времени и высшего света носила фамилию своего не биологического, но, если так можно выразиться, церковно-юридического отца Алексея Александровича Каренина. На этом балу юная Аннушка встречается с Вронским и узнает подлинную историю своей матери. Действие оперы разворачивается сразу в двух временных пластах – в 1893 году, когда собственно и происходит первый бал Анны-младшей, и в первой половине 1870-х, когда разворачивается жизненная драма Анны-старшей.


Фото: Марина Павлова

Таким образом, роман Толстого – это не только повод для создания оперы, но и активный участник нового опуса, мы видим на сцене хорошо знакомых персонажей классики – всех Карениных, мать и сына Вронских, Стиву Облонского, Бетси Тверскую, графиню Лидию Ивановну... Но есть и новый герой – композитор Чайковский, чью музыку слушают герои оперы и в начале 1870-х, и в 1893-м. Словом, сюжет закручен лихо и многослойно, следить за ним – увлекательно, угадывать дальнейшее развитие событий – азартно, сюжетная драматургия у новой оперы есть.  Но есть, кажется, и существенный минус: некоторая событийная избыточность, распыление внимания на множество деталей, а самое главное – качество самих текстов скорее разочаровывает. Соответствовать прозе Толстого – задача очень не простая. Похоже, либреттисты к этому и не стремись, желая сделать свое творение современным, понятным публике начала 21 века. И, кажется, здорово просчитались с этим – слушать незатейливые, простецкие, если не вульгарные фразы из уст все-таки толстовских героев несколько неуютно.

Музыка новой оперы, бесспорно, сильно выше ее либретто. В ней есть всё, что нужно для этого великого жанра, для того, чтобы поверить, что он жив и по-прежнему состоятелен – выразительные мелодии, резкие контрасты, драматургическое развитие, фактурный оркестр, музыкальные сложности и музыкальная простота, банальные, очевидные красивости, которых композитор совсем не боится, и масса ярких новаций. Есть вкусно обрисованные образы – из неглавных шикарно получились законодательница великосвестких установлений графиня Лидия Ивановна или колоритная Няня, чью партию-роль композитор поручил фольклорному голосу. Из главных – наверно, обе Анны, каждой из которых композитор дал музыку очень искреннюю. Из атмосферных – образы бала-праздника и железной дороги, красными нитями проходящие через все повествование.


Фото: Марина Павлова

Трудно с одного прослушивания объять такое гигантское сочинение: это дело будущего – тут нужен неповерхностный подход. Однако очевидно, что замысел грандиозный, и реализован он небесталанно. Немалая заслуга в этом впечатлении – у исполнителей. Прежде всего, у блистательных коллективов Госкапеллы во главе с невероятным мэтром Полянским, который уверенно совладал с непростой формой нового опуса. И, конечно же, у солистов – Екатерины Чудотворовой (Аннушка), Елены Терентьевой (Анны), Евгения Либермана (Каренин),  Андрея Бреуса (Вронский), Богдана Нагая и Максима Сажина (Сережа-мальчик и молодой Сергей), – Руслана Розырева (Стива), Юлии Томиной (Бетси), Евгении Сегенюк (Лидия Ивановна), Людмилы Кузнецовой (Вронская), Надежды Крыгиной (Няня), Валерия Гильманова (Бородатый мужик) и др., вдохнувших жизнь в героев новой русской оперы.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть