Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Римский-Корсаков был бы не против

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Музыкальный театр Карелии в четвертый раз приехал на фестиваль "Видеть музыку" и во второй раз в камерном формате. VII фестиваль музыкальных театров проводится в Москве Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке отечественного Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив.

Музыкальный театр из Петрозаводска участвовал в самом первом фестивале с моцартовской "Волшебной флейтой", позже привозил балет "Коппелия" и монооперу Таривердиева "Ожидание". Если первые два спектакля были полноформатными, то последний был представлен в суперкамерном виде: мало того, что это моноопера, так еще и исполнена она была под рояль. Два года назад такое решение было вполне ожидаемо и объяснимо: мир был охвачен пандемией. Но и в этом году карельский театр предпочел показать на фестивале оперу малой формы.

Миниатюра Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" была представлена на Малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац: вновь под рояль (концертмейстер Наталья Настенко) и с минимальным реквизитом. В первой картине действие разворачивается в гримерке – герои сидят и общаются у зеркал, на столиках полагающиеся театральные аксессуары, тут же – манекены-болванки с надетыми на них пудреными париками. Во второй – на сцене одинокий стол, покрытый белой скатертью, на котором два фужера и бутылка. Герои одеты в современные костюмы, никаких намеков на времена Моцарта, Пушкина или Римского-Корсакова – в первой половине оперы они совсем кэжуал, во второй – чуть построже.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

В постановке Анны Саловой совсем нет никаких внешних эффектов: ни хора, исполняющего первые такты Requiem aeternam (звучит только оркестровое вступление в фортепианном изложении, а хоровая часть купирована), ни слепого скрипача, фальшиво пиликающего Voi che sapeto. Весь вес перенесен на актерскую игру двух солистов: в условиях камерной сценыи сценографического минимализма это сделать не сложно – артисты не просто как на ладони, а еще гораздо ближе к зрителям.

Два года назад подобное высокорисковое решение оказалось не просто оправданным, а крайне удачным: таривердиевское "Ожидание" прекрасно держалось на вокально-драматическом таланте сопрано Эльвины Муллиной. В этот раз, несмотря на двух участников спектакля и куда более богатую драматическую фактуру сочинения, такой же убедительности достичь не удалось. Александр Ватолкин – Сальери слишком тяжеловесен и нарочит в своем реалистическом прочтении хрестоматийного бездаря-завистника, а специфическая внешность Чингиза Кадырова мешает весь спектакль свыкнуться со столь неожиданным Моцартом. Думается, что в условиях большой сцены и то, и другое существенной бы помехой не стало – и утрирование первого, и своеобразие второго смягчила бы дистанция, или даже наоборот, оба акцента были бы там просто необходимы и добавили бы интриги. Но в камерном формате эти моменты здорово отвлекали, не давали сосредоточиться на главном.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Главное – это тема зависти, которая вневременна и универсальна, она – печальная часть человеческой натуры: современные костюмы как раз и подчеркивают эту "вечную актуальность". А еще это – рассказ о театре, о трудностях жизни закулисья, о людях искусства вообще, которые обостреннее обычных чувствуют несовершенства бытия, но и сами порой усиливают оные. Вместе с тем, за исключением некоторых акцентов, образы оперы решены весьма традиционно: если бы артисты надели на головы пудреные парики с манекенов, то, пожалуй, в тональности спектакля мало бы что поменялось.

Музыкальное исполнение отличалось хорошим ансамблем как между солистами, так и между ними и роялем. Объемному и звучному, но несколько глубоковато посаженному басу Ватолкина порой не хватало четкости дикции, легкому и приятному тенору Кадырова – стабильности верхнего регистра. И, несмотря на все ремарки, москвичи благодарны карельским артистам за возможность в очередной раз услышать вживую значительное сочинение русских гениев, которое, несмотря на сплошные преимущества своего формата (малая протяженность, малое количество участников), до сих пор не стало популярным и часто исполняемым – чего оно, конечно, весьма заслуживает. А камерный формат… Когда-то сам композитор весьма сожалел, что оркестровал свое детище и обрек его тем самым на жизнь на больших сценах. Так что Музтеатр Карелии, можно сказать, "исправляет ошибку" автора…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть