Инна Чурикова: королева и купчиха, баронесса и ткачиха
27 января 2023
Премьера в Рязанском театре драмы: "Доходное место" Александра Островского
27 января 2023
Крещенский фестиваль в Новой опере. История Фауста.
27 января 2023
Какой эксклюзивный подарок можно сделать?
26 января 2023

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Римский-Корсаков был бы не против

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Музыкальный театр Карелии в четвертый раз приехал на фестиваль "Видеть музыку" и во второй раз в камерном формате. VII фестиваль музыкальных театров проводится в Москве Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке отечественного Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив.

Музыкальный театр из Петрозаводска участвовал в самом первом фестивале с моцартовской "Волшебной флейтой", позже привозил балет "Коппелия" и монооперу Таривердиева "Ожидание". Если первые два спектакля были полноформатными, то последний был представлен в суперкамерном виде: мало того, что это моноопера, так еще и исполнена она была под рояль. Два года назад такое решение было вполне ожидаемо и объяснимо: мир был охвачен пандемией. Но и в этом году карельский театр предпочел показать на фестивале оперу малой формы.

Миниатюра Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" была представлена на Малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац: вновь под рояль (концертмейстер Наталья Настенко) и с минимальным реквизитом. В первой картине действие разворачивается в гримерке – герои сидят и общаются у зеркал, на столиках полагающиеся театральные аксессуары, тут же – манекены-болванки с надетыми на них пудреными париками. Во второй – на сцене одинокий стол, покрытый белой скатертью, на котором два фужера и бутылка. Герои одеты в современные костюмы, никаких намеков на времена Моцарта, Пушкина или Римского-Корсакова – в первой половине оперы они совсем кэжуал, во второй – чуть построже.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

В постановке Анны Саловой совсем нет никаких внешних эффектов: ни хора, исполняющего первые такты Requiem aeternam (звучит только оркестровое вступление в фортепианном изложении, а хоровая часть купирована), ни слепого скрипача, фальшиво пиликающего Voi che sapeto. Весь вес перенесен на актерскую игру двух солистов: в условиях камерной сценыи сценографического минимализма это сделать не сложно – артисты не просто как на ладони, а еще гораздо ближе к зрителям.

Два года назад подобное высокорисковое решение оказалось не просто оправданным, а крайне удачным: таривердиевское "Ожидание" прекрасно держалось на вокально-драматическом таланте сопрано Эльвины Муллиной. В этот раз, несмотря на двух участников спектакля и куда более богатую драматическую фактуру сочинения, такой же убедительности достичь не удалось. Александр Ватолкин – Сальери слишком тяжеловесен и нарочит в своем реалистическом прочтении хрестоматийного бездаря-завистника, а специфическая внешность Чингиза Кадырова мешает весь спектакль свыкнуться со столь неожиданным Моцартом. Думается, что в условиях большой сцены и то, и другое существенной бы помехой не стало – и утрирование первого, и своеобразие второго смягчила бы дистанция, или даже наоборот, оба акцента были бы там просто необходимы и добавили бы интриги. Но в камерном формате эти моменты здорово отвлекали, не давали сосредоточиться на главном.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Главное – это тема зависти, которая вневременна и универсальна, она – печальная часть человеческой натуры: современные костюмы как раз и подчеркивают эту "вечную актуальность". А еще это – рассказ о театре, о трудностях жизни закулисья, о людях искусства вообще, которые обостреннее обычных чувствуют несовершенства бытия, но и сами порой усиливают оные. Вместе с тем, за исключением некоторых акцентов, образы оперы решены весьма традиционно: если бы артисты надели на головы пудреные парики с манекенов, то, пожалуй, в тональности спектакля мало бы что поменялось.

Музыкальное исполнение отличалось хорошим ансамблем как между солистами, так и между ними и роялем. Объемному и звучному, но несколько глубоковато посаженному басу Ватолкина порой не хватало четкости дикции, легкому и приятному тенору Кадырова – стабильности верхнего регистра. И, несмотря на все ремарки, москвичи благодарны карельским артистам за возможность в очередной раз услышать вживую значительное сочинение русских гениев, которое, несмотря на сплошные преимущества своего формата (малая протяженность, малое количество участников), до сих пор не стало популярным и часто исполняемым – чего оно, конечно, весьма заслуживает. А камерный формат… Когда-то сам композитор весьма сожалел, что оркестровал свое детище и обрек его тем самым на жизнь на больших сценах. Так что Музтеатр Карелии, можно сказать, "исправляет ошибку" автора…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

Встреча с театром
В Москве пройдет спектакль "Рабочий и колхозница. Гала. 85 лет любви"
Прогулка по цехам: музыкальная переквалификация
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть