Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 октября 2020 19:30

Укрощение строптивого

Композитором фестиваля "Видеть музыку" этого года неожиданно стал немецкий классик прошлого века Карл Орф

Станислав Ганькин, Рамиль Сафиуллин, Антон Завьялов. Фото: пресс-служба фестиваля
Станислав Ганькин, Рамиль Сафиуллин, Антон Завьялов. Фото: пресс-служба фестиваля

Выдающегося композитора и педагога (как известно, Орф разработал собственную теорию музыкального воспитания на основе многолетних занятий с подрастающим поколением) знают у нас главным образом как автора сверхпопулярной во всем мире сценической кантаты «Кармина Бурана". Это сочинение на нынешнем V Фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку", проводящемся Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры России и Фонда президентских грантов, заявлено дважды: на сцене "Новой оперы" уже показал свою версию Донецкий театр оперы и балета им. А. Соловьяненко, а в ноябре ожидается версия волгоградского театра "Царицынская опера". Но у Орфа есть много и других, не менее интересных сочинений. Одно из них – оперу "Умница" - привез на фестиваль Северский музыкальный театр: ее показ состоялся в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац.

"Северский? Это вообще где?" - спросит иной меломан-театрал. И вопрос едва ли будет свидетельствовать о бескультурье – подобную неосведомленность легко простить и объяснить. Действительно, сибирский театр пока не гремит во всероссийском масштабе, более того, город Северск Томской области – до сих пор закрытое административно-территориальное образование, поскольку еще со сталинских времен он – один из значимых центров атомной и химической промышленности страны, до 1989 года являлся засекреченным, отсутствовавшим даже на общедоступных географических картах. Между тем, театр ведет свою историю аж с 1957 года, с 1993-го он существует в статусе музыкального, что позволяет ему охватывать все жанровое многообразие музыкально-театральных форм. Более того, он остается единственным музыкальным театром всей Томской области – как ни парадоксально, в находящемся совсем рядом областном центре, одном из старейших сибирских городов и признанных культурных центров всей Сибири, среди восьми театров музыкального как не было, так и нет.


Алексей Поляков, Закир Валиев, артисты оркестра. Фото: пресс-служба фестиваля

Опера не является самым главным жанром Северского театра, однако, и опера Орфа – не совсем опера в традиционном понимании. Сам композитор и вовсе противился таковому жанровому определению – и оно понятно почему: это скорее некое музыкально-драматическое действо, в котором вокальные номера (для исполнения которых, несмотря на всю их кажущуюся простоту, если не примитивизм, требуется настоящая академическая вокальная подготовка) в сопровождении камерного оркестра чередуются с разговорными диалогами, причем и те, и другие – совершенно равноценны и равноправны в драматургическом развитии пьесы. Из широко известных аналогов ближе всего к такому типу театра – знаменитая "Трехгрошовая опера" Брехта – Вайля, да и в целом воздействие эпического театра великого немецкого драматурга на "Умницу" очевидно. Ее мировая премьера состоялась во Франкфурте-на-Майне в 1943-м, а советская премьера прошла в 1971-м в ленинградском МАЛЕГОТе. В конце 1990-х в Москве "Умница" непродолжительное время была в репертуаре Камерного музыкального театра Бориса Покровского.


Закир Валиев, Рамиль Сафиуллин, артисты оркестра. Фото: пресс-служба фестиваля

Орф был лоялен нацистскому режиму, его творчество процветало в рейхе – в частности, "Кармина Бурана" была одобрена самим Геббельсом, считалась одним из образцовых произведений нового германского искусства. Эти факты с трудом укладываются в голове, особенно, когда смотришь в театре "Умницу" - произведение острохарактерное, беспощадно высмеивающее не только имманентные человеческие пороки, такие как глупость, жадность, лицемерие, самодурство, но и осуждающее всякое насилие, в том числе и в первую очередь то, источником которого выступает власть. История об умной крестьянской девушке, укротившей короля-самодура, короля-насильника, укротившая разумом и любовью, совершенным гуманистическим инструментарием, несомненно, идеалистична в своей основе, но очень действенна, выразительна, она глубоко трогает. Площадной, балаганный театр, который лежит в основе этого опуса, словно обостряет все его идеи, окрашивает посылы невероятно ярко и выразительно.

Именно эту суть театра Орфа удалось донести до публики северским артистам. Стихия гротеска, острохарактерного комикования в образах бродяг (Станислав Ганькин, Антон Завьялов, Рамиль Сафиуллин) и мимических персонажей (Бюргерша – Оксана Волкова, Фрау – Ольга Нерадовская и пр.) противостоит эпической сдержанности, невозмутимости Дочери крестьянина (Гульназ Абкадырова), и истеричной экспрессивности Короля (Закир Валиев). Вокал последних двух, чьи партии наиболее оперны, убеждает – и красотой и выразительностью голосов, и техническим владением. Музыкальное руководство осуществила Ольга Алёшина – она успешно управляется с непростым материалом, в котором чересполосица музыкальных и драматических эпизодов требует точности и даже филигранности, а кроме того – умения собрать форму синтетического по сути опуса.


Закир Валиев, Ольга Нерадовская, Алексей Куксёнок, Василий Терещенко. Фото: пресс-служба фестиваля

Все действие режиссер Валерий Маркин развернул вокруг двухуровневой деревянной конструкции – грубо сколоченной, на первом этаже которой – тюрьма, на втором – "хоромы" Короля (сценограф Светлана Чазова). Эта "дачная веранда" отлично олицетворяет, с одной стороны, убогость условного королевства, с другой, его иерархичность, кастовость. Выразительные костюмы Елены Чазовой смело мешают эпохи – тут и военные мундиры с аллюзией на нацистскую форму, и традиционные бюргерские костюмы в условно историческом стиле, и гражданское платье межвоенной поры. Жесткий свет Наталии Гары обостряет восприятие, делает мир "Умницы" неуютным и колючим, словно подчеркивая – никакая это не сказочка-притча, это история на все времена, в том числе и про нас, сегодняшних. Украшением спектакля становится с единичными репликами мимическая пара Девушки (Марина Нечаева) и Юноши (Артем Мерш), чьи почти балетные выходы (хореограф – Надежда Бобрикова) наивно отзеркаливают непростые отношения центральной пары героев.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть