"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

14 ноября 2018 17:56

Творческая лаборатория "Молодой главный режиссёр в региональном музыкальном театре: опыт, вызовы и перспективы" в рамках фестиваля "Видеть музыку"

Молодые главные режиссёры из регионов рассказали о сложностях работы в музыкальных театрах, поделились своим опытом

Творческая лаборатория, в которой приняли участие молодые главные режиссёры из регионов, прошла в Московском Академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Модератором встречи стал художественный руководитель Детского Музыкального театра им. Наталии Сац, президент Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян.

Георгий Исаакян предложил молодым режиссёрам написать эссе о том, что такое молодой главный режиссёр регионального театра.

Главный режиссёр: проблемы и задачи

Екатерина Василёва, главный режиссёр Челябинского музыкального театра, рассказала о том, какие вопросы должен уметь решать главный режиссёр.

— Главный режиссёр театра, помимо основной своей профессиональной деятельности – постановки спектаклей, должен совмещать в себе качества хорошего руководителя, организатора, психолога и педагога. Это работа, которая требует большой ответственности, умения широко смотреть на процесс, выстраивать работу большого коллектива на перспективу, то есть мыслить завтрашним днём. Репертуарная политика должна балансировать между традиционными в общем понимании спектаклями и экспериментальным подходом. Необходимо сокращать дистанцию между театром и зрителем, чтобы привлекать новую аудиторию и помогать постоянным зрителям более осмысленно подходить к просмотру спектаклей.



Павел Сорокин, режиссёр Музыкального театра из Ростова-на-Дону, считает, что из-за отсутствия главного режиссёра художественное развитие региональных театров замедленно.

— Многие современные региональные театры имеют острую необходимость в главном режиссёре. Во многих театрах эта должность отсутствует, поэтому у выпускников вузов пропадает интерес к работе в одном коллективе и творческому развитию труппы.  



Современный театр: духовность и экономика


Анна Осипенко, служившая главным режиссёром в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, поделилась проблемой, из-за которой культурные учреждения, стремясь достичь экономических показателей, перестают выполнять свою основную – духовно-просветительскую – функцию.

— Во время учёбы в театральном институте нам говорили, что наши главные конкуренты — это не другие театры, а развлекательные учреждения. Всё чаще в пресс-релизах отмечается, что спектакль поставлен в 3D-технологии с уникальными спецэффектами. Редко там написано, что герои постановки решают важные нравственные проблемы, находятся в сложной психологической ситуации. В подобных текстах замечен кризис театра как учреждения, которое несёт идеи просвещения и духовности: преобладает философия театра развлечения.




В музыкальном театре часто встаёт вопрос от том, кто главный: дирижёр или режиссёр? Однако в театральном деле появился ещё и третий фигурант: генеральный директор, который часто совмещает функции и директора, и художественного руководителя. Именно от директора, который решает экономические вопросы, зависит успешность театра.


В настоящее время экономика задаёт курс культуре и духовности и, соответственно, отражается на работе в театре, который начинает ориентироваться на кассу и превращается в коммерческую организацию. Основная проблема в том, что в погоне за экономическими показателями театр перестаёт выполнять основную функцию культурного учреждения.

Провинциальные театры и информационная отдалённость

Константин Яковлев, главный режиссёр Алтайского музыкального театра, рассказал о проблеме доступа провинциальных театров к крупным СМИ и о подготовке кадров на провинциальной сцене.

— Большую часть труппы составляют артисты без специального образования. Кадры готовятся прямо в стенах театра. Это неплохо, но с профессионалами можно было бы добиваться иных целей. Как только актёры чувствуют, что они полностью подготовлены, они покидают провинциальную сцену. Единственный способ удержать специалистов – конкурентоспособная оплата труда.

Поскольку мы выполняем государственное задание, каждый сезон превращается в новый марафон: мы должны поставить не только несколько спектаклей в относительно короткие сроки, но и выполнить план по показателям: по премьерам, зрителям, гастролям. Театр должен выживать в этих непростых условиях, поэтому нужны приёмы ускорения репетиционного процесса, подготовительного процесса постановочной группы. Ещё до начала работы мы должны знать не только материал для постановки, но и чётко представлять, как его воплощать на сцене. Все постановщики работают в рамках строгого графика и договорённости.



Провинциальность для театров – это прежде всего информационная отдалённость. Полосы федеральных изданий о культуре чаще всего сообщают о постановках, которые идут в Европе, а не в Алтайском крае. Решение этих проблем я вижу в активной гастрольной деятельности. Москва должна помогать региональным театрам. Благодаря таким фестивалям, как "Видеть музыку" мы получаем о возможность творческого развития, выступления перед столичным зрителем, который является для нас новым.

Ошибки и опыт молодых главных режиссёров

Филипп Разенков, главный режиссёр Башкирского театра оперы и балета, поделился опытом и рассказал об ошибке в своей работе.

— Режиссёр-постановщик и главный режиссёр – это разные профессии. Я стал главным режиссёром в 26 лет: конечно, я не был готов к такому. Да и театр тоже не был готов… Я вступил в должность с революционными замыслами. Я допускал серьёзные ошибки, которых могло бы и не быть, если бы в институте учили, как правильно руководить труппой.

Я пришёл в театр с мыслью, что надо ставить спектакли, а не заниматься рутиной. Но также я полагал, что главный режиссёр должен что-то менять в театре. Ознакомившись с занятостью всех солистов в репертуаре, я обнаружил, что многие из них получают высокую зарплату, практически не выходя на сцену, а люди, которые действительно трудятся, получают гораздо меньше. Меня возмутила эта несправедливость. Я сказал директору, что молодые солисты работают за символическую плату. Он посоветовал собрать всех солистов, которые мало работают и уговорить их, чтобы они с бессрочных трудовых договоров переходили на срочные, и тогда будет всё замечательно.

 
С чувством, что я радею за правое дело и представляя, что сейчас театр продвинется вперёд, я собрал этих солистов – заслуженных и народных артистов, поговорил с ними и предложил им перейти на срочные трудовые договоры. Ожидаемой реакции не последовало: аплодисментов не было. Потом получилось ещё хуже. Одни согласились и перешли, а другие не перешли и рассказали обо всём директору. Он ответил, что он здесь ни при чём, это мнение главного режиссёра. 

— В институтах учат, что основное – это знания, а остальное придёт, — говорит главный режиссёр Иркутского музыкального театра имени Загурского Анна Фекета. Выпускнику театрального вуза кажется, что перед ним открыты все двери. Одна из основных проблем, стоящих перед выпускниками – это то, что дирекция театра не готова к тому, что молодой главный режиссёр начнёт что-то менять.

Иногда труппы не имеют главного режиссёра по нескольку лет, и они не готовы к тому, что придёт новый человек и будет им рассказывать, как играть. Артисты привыкают к тому, что к ним приезжают гастролирующие режиссёры. Таким режиссёром быть удобно: в чужой труппе тебя не беспокоит ни профессиональный рост артистов, ни то, как будет дальше прокатываться спектакль, ни проблемы, с которыми потом столкнётся дирекция театра. Главный режиссёр должен давать такие роли, которые, может быть, на данный момент не сможет сыграть артист, но нужно его дотягивать до этого уровня.



—  По своему опыту могу сказать, что молодой главный режиссёр — очень важная фигура для театра, ведь у него всегда много инициатив и новых предложений: он может вывести театр на должный уровень, — считает Николай Покотыло, главный режиссёр Красноярского музыкального театра.

Заключение

Георгий Исаакян подвёл итог беседы.

— Когда я просил своих коллег написать эссе, я надеялся, что они поразмышляют над тем, что такое музыкальный оперный театр в современном мире, как они видят взаимоотношения театра и зрителя, что ощущают: давление безвкусицы или, наоборот – есть запрос на высокий вкус.

На мой взгляд, режиссёр как художественный лидер должен размышлять о миссии театра, о новом или старом репертуаре, о том, насколько низко можно опуститься в угоду запросам публики, медиа, экспертного совета. В этой встрече недоставало таких размышлений.   

 

 

 

   

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть