Фото: МГАДМТ им. Наталии Сац/Елена Лапина
Балетмейстер Кирилл Симонов давно привлек внимание театралов суверенностью своих решений знаменитых балетных сюжетов или новелл, избранных им для сценического воплощения. Хрестоматийно-академичная "Спящая красавица" соседствует у него с крайне радикальной "Коппелией", озорной "Аэлитой" или саркастичным "Маскарадом". Диптих из "Шута" в постановке К. Симонова и "Свадебки", сочиненной балетмейстером африканского происхождения Патриком де Бана из Германии, смотрится "путешествием в разные стороны" прежде всего потому, что оба балета, спровоцированные С. Дягилевым, центробежны относительно "текущего момента".
Молодой Прокофьев и модный, уже опытный Стравинский задачи решают разные. Один полон юношеского сарказма, а другой ищет логику в магии свадебного ритуала, исполненного парадоксального драматизма, близкого к трагедии.
Фото: МГАДМТ им. Наталии Сац/Елена Лапина
"Шут" развивается в духе модного дефиле. В действии преобладает ирония по поводу семейных отношений людей, вроде бы занятых одним делом, более того, творчеством. Это лишь обостряет конфликт: Шут жену убивает, но она не помирает. Зато у других шутов супруги после всеобщей драки поумирали. Правда, порой кажется, будто "шутихи" просто перешли в иное измерение – туда, где были когда-то (и снова будут) жар-птицами. Это оправдывает привкус гламура в их облике, на что ссылается сам постановщик.
"Свадебка" явление более сложное и глубокое. Патрик де Бана сделал основным сюжетом историю Вацлава Нижинского – его метаний, потерь и ошибок, своеволия, болезни и одиночества. По свидетельству самого постановщика "это свадьба, которой никогда не было в реальности". Исполнитель заглавной партии Олег Тихонов бесстрашно точен в клинической картине состояний гения балета, лишенного возможности существовать в привычном мире балетных образов, о которых он тоскует, пытаясь вспомнить свои "полеты наяву". В сером сумраке дворца, закрытый от мира, он стремится взлететь, вновь пережить отнятые недугом эмоции, но остается в плену аутизма, никем не понятый. Трагическое напряжение несбывшегося пронизывает партию хора, оставаясь тяжким послевкусием этой горестной истории.
Фото: МГАДМТ им. Наталии Сац/Елена Лапина Читайте на портале Ревизор.ru итоговый обзор оперных спектаклей в рамках IV фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку"Читайте на портале Ревизор.ru итоговый обзор мюзиклов в рамках IV фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку" О балетах "Шут" и "Свадебка" читайте на портале Ревизор.ru