Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Выпьем, братцы!

Мюзиклы по праву стали основными ньюсмейкерами афиши фестиваля "Видеть музыку"

Сцена из спектакля "Шёлк". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Сцена из спектакля "Шёлк". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

V Фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку", проводимый Ассоциацией музыкальных театров и Министерством культуры России при поддержке Фонда президентских грантов, продолжается в столице вопреки сложностям пандемийно-эпидемиологического характера. Среди богатой жанровой палитры форума прочное место занимают мюзиклы – демократический и быстро развивающийся по нынешним временам жанр. Самый свежий спектакль этого направления на фестивале – "Шёлк" от петербургского театра "Мюзик-холл", который дебютировал на смотре музыкальных театров России в прошлом году амбициозным и не во всем оправданным проектом – оперой Доницетти "Дон Паскуале", а в этот раз явил столице работу более подходящего для себя формата.

Ленинградский "Мюзик-холл" - театр с большой историей (основан в 1928-м, разогнан в 1937-м, вновь воссоздан в 1966-м), в советское время он был широко известен, не раз гастролировал в Москве. Сегодня в родном Петербурге он выступает в Оперном зале бывшего Народного дома Николая Второго – в том числе, наверное, и этим определяются академические (в том числе оперные) амбиции его музрука, знаменитого "итальянца в России" Фабио Мастранджело. В Москве новую работу театра (премьера прошла год назад) показали на сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац.

Новый опус по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко сочинили композитор Иван Кушнир и либреттисты Лев Рахлин и Евгений Кубынин. Рахлин также выступил в качестве постановщика. И с этой задачей он справился гораздо лучше, чем с драматургией романа: пьеса получилась достаточно запутанной и невнятной, мотивация героев неочевидной, поступки туманными, ходы, как минимум, странными. Действие разворачивается попеременно то на юге Франции, то в далекой Японии, куда отправляется главный герой Эрве Жонкур с коммерческой миссией – привести здоровые личинки (ибо в Европе их поразила какая-то болезнь) тутового шелкопряда. Во Франции герой оставляет любящую жену, в Японии встречает экзотическую гейшу европейской наружности, с которой ему не удается даже толком пообщаться – разве что в своих мечтах и фантазиях: ее личность остается для него неразгаданной тайной. Весь мюзикл герой мечется между двумя странами и двумя женщинами, первая – вполне реальная, вторая, словно греза, да и похожи вообще-то они как сестры-близняшки: в итоге он теряет обеих – у мюзикла грустный конец.


Сцена из спектакля "Шёлк". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Еще хуже обстоит дело с музыкой: она откровенно невыразительная, если не бесталанна. Формально в ней вроде бы все есть – и динамичные разнохарактерные танцевальные номера, и проникновенные на первый взгляд арии, и более-менее собранные ансамбли, но в сухом остатке – пустота. Простота музыкального мышления, доведенная до унылого примитивизма, очень быстро утомляет и начинает раздражать. Возможно, автор слишком буквально воспринял свою задачу – написать "шелковую" музыку – легкую, струящуюся, обволакивающую, релаксирующе-психоделическую, немножко космическую (учитывая элементы таинственности и мистицизма в либретто), но получилось откровенно неинтересно, невыразительно и в итоге просто скучно. Добавим к этому, что весь спектакль идет под минус: синтетически агрессивное микрофонное звучание – это еще один фактор, который не прибавляет энтузиазма в восприятии всего действа. Впору в антракте или по окончании всего спектакля прибегнуть к рекомендации, которая неоднократно рефреном несется со сцены (воинственно-задорный припев повторяют завсегдатаи кабачка Вердена): "Выпьем, братцы, выпьем!"

Но в отличие от других жанров музыкального театра мюзикл – это не только партитура и драматургия. Это – прежде всего шоу. И тут продукт получился почти безупречным. На пустой сцене много танцуют, активно движутся – акробатическая хореография Ирины Голубевой и Екатерины Михайловой убеждает, а артисты кордебалета "Мюхик-холла" находятся в отличной форме. Роль отсутствующей сценографии (Вячеслав Окунев) выполняет видеоконтент (видеорежиссер Виктория Злотникова), когда на огромном заднике-экране зритель видит то готические черепичные крыши провансальского городка, то абрисы пагод и устрашающие разлеты японской графики, и этого оказывается вполне достаточно: картинка впечатляет. Колоссальна роль световой партитуры (Ирина Вторникова): световые акценты нередко играют сценографическую функцию – пространство спектакля благодаря этому заживает совершенно невероятной, какой-то фантастической жизнью. Роскошные, яркие и одновременно эстетичные костюмы Софии Матвеевой несут огромную смысловую нагрузку – особенно, что касается японской части повествования.

Несмотря на скромные музыкальные успехи партитуры, артисты "Мюзик-холла" вкладывают в исполнение все свое мастерство, и своими голосами и артистичностью во многом вытягивают проигрышный музыкальный контент. Особенно хочется отметить вокально-сценическое мастерство Лины Новы (Мадам Верден), Олеси Матаковой (Элен), Дарьи Кожиной (Мадам Бланш), яркого тенора Сергея Коровина (Эвре) и др., чьи сильные голоса и убедительные интонации в немалой степени приносят петербургскому спектаклю успех.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть