Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Николай Капустин. Самый джазовый из отечественных академических музыкантов.

Специально для "Ревизора.ru".

Николай Капустин. Фото: classicalmusicnews.ru
Николай Капустин. Фото: classicalmusicnews.ru

Николай Гиршевич Капустин (1937-2020) — советский и российский композитор, джазовый пианист, получивший известность в музыкальных кругах в Америке, Англии, Японии и других странах. Пожалуй, в мире Капустин был более известен, чем на родине. Но и в СССР и России его знали. Специалисты считали его самым джазовым из отечественных академических музыкантов.

В конце 2010-х годов в Германии вышла книга джазовой певицы Яны Тюльковой "Разговоры с Николаем Капустиным", составленная в основном из диалогов с маэстро. Фотографии и информация из этой книги использованы в настоящей статье.


Яна Тюлькова и Николай Капустин. Фото: ekskluziv-smi.ru

Николай Капустин родился 22 ноября 1937 года в маленьком городе Горловка на тогдашней Украине. Его мать, Клавдия Капустина-Козьмина, которая некоторое время работала машинисткой в НКВД, очень любила музыку и умела играть на пианино. В жизни Николая Гиршевича мама стала первым человеком, кто открыл ему мир музыки, в особенности, фортепианной. Гирш Капустин — отец будущего пианиста — был мясником и работал на мясной фабрике. С началом Великой Отечественной войны он вместе со всей семьей — женой, двумя детьми (Николаем и Фирой), а также тещей — Пелагеей Степановной Козьминой — был эвакуирован в Киргизию, в город Токмак.
 
Семья Николая Капустина: мать Клавдия (первая справа), отец Гирш (второй справа), сестра Фира (по центру сзади), дядя по отцовской линии Михаил (второй слева), жена Михаила (по центру впереди), двоюродный брат Владимир (первый слева), 1948 г. Фото: книга "Разговоры с Николаем Капустиным".  
 
Вскоре глава семейства отправился на фронт. На тот момент Николаю было всего лишь 3 с половиной года. Остальные члены семьи остались в киргизском городе на протяжении двух лет. В разговоре с Яной Тюльковой в 2015 году Николай Капустин признался, что единственной запомнившейся вещью о бабушке было лишь то, что он постоянно сидел на ее коленях.

Первый интерес к музыке появился у Николая Капустина из-за его шестилетней сестры — Фиры, которая продолжала заниматься скрипкой, даже будучи в Токмаке, она брала частные уроки.
 
Николай Капустин и его сестра Фира, приблизительно 1948-1949 год. Фото: там же.  
 
До эвакуации Фира брала уроки скрипки у Петра Винниченко, который отправился на фронт с началом войны. В 1943 году семья вернулась в Горловку. В это же время преподаватель музыки также вернулся в родной город, и было решено продолжать уроки. Помимо скрипки, Петр Винниченко играл на фортепиано. Его познакомили с шестилетним Николаем Капустиным. Учитель увидел большой потенциал и талант ребенка, когда тот играл сонатины Клементи. Муцио Клементи некогда создавал эти произведения как упражнения для учеников. Они направлены на осмысление ребенком принципа динамичности, сочетания различных стилей исполнения: плавно, отрывисто и т.д., а также на развитие технических навыков.

Николай Капустин и Петр Винниченко, 1952 г. Фото: там же.  
 
Петр Винниченко развивал Николаю необходимые для пианиста навыки и продолжил свои занятия до 1949 года. Так как его основным инструментом была скрипка, а умение и потенциал мальчика превышали возможности Петра, он нашел ему новую преподавательницу — Любовь Французову, ученицу Самуила Майкопара — выдающегося музыканта и педагога. Через три года именно она готовила Петр Винниченко к поступлению в Академическое музыкальное училище при Московской консерватории им. П.И.Чайковского. "Она работала со звуком. Техника важная вещь, но ее недостаточно. Я уделял большое внимание работе над техникой самостоятельно", — рассказывал Николай Гиршевич Яне Тюльковой.
 
В возрасте 12-13 лет, прежде не имея уроков композиции, Николай Капустин сочинил свою первую сонату для фортепиано. "Любовь Французова знала, что я сочиняю, и запрещала мне это делать, так как это отвлекало от главного занятия — практики на пианино".
 
Первая и последняя страницы сонаты для фортепиано №1, 1952 г.Фото: там же.  
 
Капустин смог поступить в музыкальное училище, у него была достаточно сложная для 14-летнего возраста программа ("Рондо-каприччиозо" ми минор Ф.Мендельсона, "Прелюдия" до-диез минор С.Рахманинова, "Прелюдия и фуга" си-бемоль мажор И.С.Баха), а также безошибочно написанный экзамен по сольфеджио. "Я помню, как все искали на вывешенных листах свои имена и я тоже. Я смотрел на этот список принятых студентов и пытался найти свое имя дважды, но не мог. Я не понимал, в чем проблема. Затем ко мне кто-то подошел и сказал: "Не плачь, тебя приняли на теоретико-композиционное отделение". Я посмотрел и действительно увидел себя в списках. Я попал в класс Аврелиана Руббаха".

Аврелиан Руббах смог увидеть потенциал Николая Капустина к сочинению музыки и поддерживал его начинания, особенно в джазе. Он стал не просто педагогом, который научил юного Николая виртуозно играть на фортепиано, но и занял место наставника в жизни будущего джазмена. 

Знакомство с джазом произошло почти случайно: он познакомился в училище с Андреем Кончаловским, сыном Сергея Михалкова. Из-за не очень благоприятных условий в общежитии семья Михалковых пригласила Николая Капустина пожить у себя. "Я жил в их доме несколько лет как приёмный сын. Так мы впервые начали интересоваться джазовой музыкой, слушая по ночам "радиостанцию Голос Америки"". Позже, в 1956 году, именно в этом доме Николай Капустин познакомится с джазменом Олегом Лундстремом.


Николай Капустин во время обучения в Московском музыкальном колледже, 1954 г. Фото: там же.

Летом 1956 года Николай Капустин завершил этот этап своей жизни, о котором впоследствии он будет говорить как о "самых продуктивных и интересных годах". В это же лето он поступил теперь уже в Московскую консерваторию. На прослушивание он отправился со своим учителем — Аврелианом Руббахом. На выступлении Капустина присутствовал Александр Гольденвейзер — будущий педагог талантливого мальчика. После прослушивания вступительной программы Николая, где он играл "Воспоминания Дон Жуана" Ф.Листа — одно из самых виртуозных произведений композитора — Гольденвейзер удивленно спросил Руббаха: "Где ты нашел такого пианиста?".

Гольденвейзер был лично знаком с некоторыми выдающимися пианистами и композиторами, например, с Петром Чайковским и много рассказывал своим ученикам об этих людях. Однако в будущем в интервью Мартину Андерсону Николай Капустин скажет: "Как учитель он ничего не давал, он был очень стар — ему был 81 год".
  
В 1957 году проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, где Капустин исполнил свое первое опубликованное произведение — Концертино для фортепиано с оркестром. Он играл вместе с биг-бендом Юрия Саульского. По словам Николая, это был его первый опыт в таком коллективе, который очень ему понравился. В 1961 году он начинает работать с ранее упомянутым Олегом Лундстремом. В интервью Маге Антониной Капустин расскажет: "Одиннадцать лет работы с Лундстремом стали моей "второй консерваторией": большое количество аранжировок, выступлений и игры на слух. Мы расписывали все партии для оркестра. Мы были большими энтузиастами. Это была школа, более серьезная, чем консерватория".

Программка 1962 года. Фото: jazz.ru.
  
В 1960-х годах Капустин продолжал работу с Лундстремом, параллельно создавая семью. В Новокузнецке он познакомился со своей будущей женой — Аллой Барановской. Свадьба состоялась в январе 1969 года, и уже через два года у них появился первенец — Антон. Дважды отцом Николай Капустин стал в 1978 году, когда родился сын Павел.
 
После появления детей Николай Капустин принял решение закончить гастроли и объявить о работе с оркестром "Голубой экран". Стоит отметить, что в 1960-е годы Капустин начал осознавать свой творческий "почерк" и установил для себя композиционные принципы. Его целью стало вписать джазовые методы в классические рамки: "Я никогда не слышал этого раньше. И как только я начал сочинять, стало понятно, что это вполне реально. Я показал свои сочинения друзьям, они восприняли это очень хорошо, и понял — я на правильном пути". Таким образом, Николаю Капустину удалось совместить джаз и классику.
 
В 1980 году Капустин в последний раз лично исполняет Фортепианный концерт №2 и после этого решает заниматься исключительно композиторской деятельностью.
 
Dmitry Masleev: Kapustin - Piano Concerto No. 2
 
Впоследствии в интервью Мартину Андерсону Капустин расскажет, что ему "не нравится играть на сцене, но нравится записывать". Так, в 1983 году Музыкальный издательский дом записывает Токкатину" (Op. 36). Многие свои работы музыкант записал на лейблах "Мелодия" в России и "Triton" в Японии. Важно отметить, что многие записи все еще остаются недоступными за пределами Японии.

За свою жизнь Николай Капустин написал около 160 произведений: шесть концертов для фортепиано с оркестром, концертная рапсодия, струнный квартет, полифонический цикл, множество этюдов и сочинений для различных инструментов (саксофона, виолончели и так далее), а также  около 20 фортепианных сонат. Его стиль остается бесподобным и узнаваемым именно в силу того, что ему удалось совместить джаз и классику. Российского музыканта высоко признают в Японии и США. В последние годы Капустин выбрал отстраненный образ жизни и редко появлялся на публике, лишь продолжал сочинять.  

Ранее неизвестные произведения автора, открытые в рамках проекта "Неизвестные имена российского джаза", фондом ФИРКОН и радио "Орфей", можно послушать в видеоверсии уникального концерта в исполнении Большого джазового оркестра Петра Востокова по ссылке. Для любителей джаза фондом ФИРКОН и радио "Орфей" создана новая джазовая интернет-радиостанция, которая доступна для слушателей по адресу: https://jazzclassic.ru . Проект реализован фондом ФИРКОН при поддержке ПФКИ.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть