Фото: "Фонтанка.ру", предоставлено организаторами
Черно-белые снимки сделаны лично Солженицыным в 1950-х – 1960-х годах. В 1953-м будущего нобелевского лауреата освободили из казахского Степлага и отправили в "вечную" ссылку в аул Кок-Терек. После окончательного освобождения в 1956 году Солженицын переехал в Центральную Россию — жил во Владимирской области и Рязани. У него богатая коллекция фоторабот. Есть версия, что фотоаппарат он приобрел, чтобы снимать свои рукописи и тем самым сохранять их на случай нового изъятия. Но так как не пользоваться фотоаппаратом было бы подозрительно, он начал делать жанровые и бытовые снимки.
Как говорят организаторы выставки, у Солженицына был дальномерный фотоаппарат "Зоркий", выпускавшийся в СССР до 1956 года, делавший отпечатки черно-белые, форматом шесть на девять. На оборотах остались рукописные комментарии Александра Исаевича.
Некоторые кадры изображают то, о чём писал Солженицын в своей прозе. Пожилая женщина у бревенчатого дома — Матрёна Васильевна Захарова, героиня рассказа "Матрёнин двор". Две собаки вдохновили автора на "крохотку" "Шарик".
По данным издания, в столетний юбилей Солженицына в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга работает выставка писем прозаика, музей печати проводит выставку "Жить не по лжи" с иллюстрациями к текстам нобелиата. В библиотеке Маяковского с 8 по 13 декабря устраивают мини-фестиваль в честь писателя с показом фильмов и лекциями.