"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Большие маленькие музыканты

Grand Piano Competition собрал в Москве талантливую молодёжь со всего мира

© Grand Piano Competition

Первый Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition прошёл в начале мая в Москве. Его инициатором и художественным руководителем стал пианист Денис Мацуев, а учредителями – Минкультуры и Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. Владимир Зисман – музыкант, теоретик и популяризатор музыки, рассказал Ревизор.ru о поразивших его моментах конкурса и перспективах этого начинания.
 
Идея Международного конкурса Grand Piano Competition находится в русле современной мировой тенденции – включения молодёжи в общий культурный контекст. В России уже есть яркие примеры этого – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик" или проект Юрия Башмета "Всероссийский юношеский оркестр". Причём их участников было бы уместнее называть не молодёжь, а дети.

Вот и в новом конкурсе, задуманном и реализованном Денисом Мацуевым, младшей участнице, Ольге Иваненко, всего 11 лет. Возраст совершенно не помешал ей блистательно и с совершенно детским удовольствием исполнить первую часть моцартовского Концерта №20 ре минор во втором туре. Таким же радостным и солнечным исполнением II и III частей Концерта №21 Моцарта порадовала двенадцатилетняя Варвара Кутузова, ставшая одной из семи победителей этого конкурса.
 
Надо отметить, что, несмотря на присуждение и вручение премий, формат мероприятия скорее не конкурсный, а фестивальный. Денис Мацуев учёл то, что участники состязания – дети, и все пятнадцать финалистов достойны самого доброжелательного отношения, а значит и премий достойны все. В итоге, по результатам конкурса было присуждено не пять, как планировалось ранее, а семь премий для участников, получивших звание Лауреата конкурса. Кроме того, юные пианисты, игравшие на Grand Piano Competition, будут удостоены ещё тридцати двух дополнительных премий, специальных и поощрительных призов.
 
По регламенту конкурс проходил в два тура, на которые, после просмотра видеоматериала претендентов, было отобрано пятнадцать юных пианистов. Второй тур состоялся в Большом зале консерватории. Выступающие должны были уложиться в двадцать минут, а значит исполнить либо первую, либо вторую и третью части фортепианного концерта. На этом этапе им аккомпанировал Государственный академический симфонический  оркестр им. Светланова, а за дирижёрским пультом находился Народный артист России Александр Сладковский. Всё это не только придавало статус мероприятию, но и задавало высокую планку каждому солисту.
 
Можно отметить и уровень жюри – в Москве собрались музыканты и педагоги мирового уровня. Среди них, в частности, профессор Королевского колледжа музыки в Лондоне Ванесса Латарш, профессор Ганноверской высшей школы музыки и Академии музыки в Тель-Авивском университете Арье Варди, профессора Московской консерватории Валерий Пясецкий и Сергей Доренский, известный пианист и педагог Хёнджун Чан (Республика Корея), Мартин Энгстрём – импресарио, специализирующийся на поиске и продвижении молодых талантов, что в данном случае более чем актуально.
 
Атмосфера в Большом зале консерватории была предельно благожелательной. Публика тепло встречала каждого юного пианиста, особенно полюбившуюся всем Окуи Шио из Японии, и мне кажется, что именно она получит приз зрительских симпатий. Запомнилось яркое исполнение Сонаты ре минор Д. Скарлатти в первом туре тринадцатилетним Ильёй Ломтатидзе из Грузии. Представительница этой же страны Барбаре Татаридзе эмоционально очень точно исполнила первую часть Концерта №2 Шопена во втором туре – в её игре присутствовала та самая элегантная шопеновская свобода, которой, как мне показалось, не хватило представителю Китая Ляо Тинхуну.
 
После исполнения II и III частей Третьего концерта С. Прокофьева четырнадцатилетним россиянином Александром Малофеевым зал просто взорвался аплодисментами, это была реакция изумления – глядя на маленького мальчика совершенно невозможно было ожидать той прокофьевской пианистической мощи, обрушенной им на зал.
 
И вот второй тур закончен, и Денис Мацуев объявил результаты. Лауреатами конкурса стали Иван Бессонов (Россия), Варвара Кутузова (Россия), Ляо Тинхун (Китай), Александр Малофеев (Россия), Сандро Небиеридзе (Грузия), Окуи Шио (Япония) и Джордж Харлионо (Великобритания). Гран-при получили Александр Малофеев и Сандро Небиеридзе.
 
Размышляя об итогах конкурса и продемонстрированном здесь детском пианизме, первое, что хочется отметить – для этих ребят не существует технических проблем. Они одинаково профессионально исполняют и Шопена, и Рахманинова, и Листа, и Скарлатти, и Лигети.
 
Во-вторых, и это самое существенное, они это делают также и стилистически точно. Ведь каждый музыкант находится в том узком коридоре возможностей, которые заданы автором. Проявление же исполнительской индивидуальности зависит от практически неуловимых деталей и нюансов, которые определяются личным пониманием музыки.
 
Именно это и было здесь самым поразительным – юные пианисты поняли, смогли переосмыслить и передать тот смысл произведений, который, как мы, взрослые, обычно считаем, постигается лишь с возрастом и жизненным опытом. Слушая их, ловишь себя на том, что отсутствует не только чувство, что перед тобой играет ребёнок, но и потребность в какой бы то ни было снисходительности к возрасту исполнителя.

Очень хочется надеяться, что традиция этого конкурса будет продолжена. По крайней мере, старт был очень мощным.

Официальный сайт конкурса:
www.grandpianocompetition.com

E-mail:
grandpianocom@gmail.com

Конкурс в соцсетях:
https://www.facebook.com/rosconcertcompany
http://vk.com/rosconcertcompany

Официальный хештег конкурса:
#GrandPianoCompetition

© Grand Piano Competition

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ДРУГОЕ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть