"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 декабря 2016 18:33

X Премия Кандинского: кто победил?

14 декабря на площадке кинотеатра "Ударник" члены жюри X Премии Кандинского назвали имена победителей в трёх номинациях: "Научная работа. История и теория современного искусства", "Проект года" и "Молодой художник. Проект года".

Победители Таус Махачева, Виктор Мизиано, Андрей Кузькин. Фото: Марина Рунович
Победители Таус Махачева, Виктор Мизиано, Андрей Кузькин. Фото: Марина Рунович

Премия Кандинского — независимая российская награда в области современного искусства, учреждённая фондом BREUS Foundation в 2007 году. Отличительная черта премии — её абсолютная открытость. Выдвигать конкурсантов могут не только экспертные советы и различные культурные учреждения: сами художники и исследователи современного искусства вольны подать заявку.

В шорт-лист премии вошли девять участников — каждая номинация была представлена тремя авторами. Размер призового фонда таков: 1 800 000 рублей в номинации "Проект года", 450 000 рублей в номинации "Молодой художник. Проект года" и публикация в рамках издательской программы BREUS Publishing на русском или английском языке в номинации "Научная работа. История и теория современного искусства".

— У Премии Кандинского есть три главных особенности. Первый принцип сокращает дистанцию между художником и премией и даёт возможность автору проявить себя в том случае, когда он не попал в поле внимания художественных институций,
— подтвердил особую демократичность награды Шалва Бреус, президент Международного Культурного Фонда BREUS Foundation и учредитель премии. — Вторая наша особенность — это так называемая "плавающая номинация", которую мы меняем раз в пять лет. В этой номинации мы поддерживаем то направление в современном искусстве, которое, на наш взгляд, требует повышенного внимания. Первые пять лет это была награда в области "Медиа-арт", а сейчас — научная номинация по исследованию современного искусства. Третья особенность такова: вокруг премии Кандинского и в жюри все десять лет всегда бушевали серьёзные страсти, — с улыбкой рассказал Бреус. — Эти страсти всегда были очень естественными, искренними и сильными. Мне кажется, это и отличает нашу художественную жизнь в современном искусстве от других более рациональных и монетизированных видов искусства, таких как кино и телевидение.


Шалва Бреус. Фото: Марина Рунович

Награждение победителей предварялось не только речью Бреуса, но и коротким видеороликом, который раскрывал наиболее яркие художественные события прошлых лет, случившиеся в рамках Премии Кандинского. Закончился фильм отрывком, показывающим любимый перформанс организаторов: зал, полный гостей и участников премии, полностью замотан в белую ткань. Выйти по одному — невозможно, получится только вместе. И получилось — все объединились и выбрались.
 
— Это очень важно: ни на йоту не поступившись своей личной свободой, организовываться с миром вокруг нас, — отметил Бреус, тонко прокомментировав ситуацию с современным искусством в России и передавая слово жюри.

Первым объявили победителя в номинации "Научная работа. История и теория современного искусства". Им стал Виктор Мизиано, теоретик современного искусства, куратор, доцент Новой академии художеств в Милане и почётный профессор Университета искусства и дизайна в Хельсинки. На суд жюри он представил книгу "Виноградов и Дубосарский". Исследование посвящено творчеству этих художников, работающих совместно и, в отличие от многих современных авторов, сохраняющих классический формат традиционной живописи. В книге делается попытка понять и объяснить новые тенденции российского искусства и определить роль художников в контексте развития отечественной и мировой культуры.


Фото: Марина Рунович

Взяв номинацию, Виктор Мизиано обошёл своих коллег, также вошедших в шорт-лист: Георгия Кизевальтера со сборником материалов "Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР" и Алека Эпштейна с работой "Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба". В своей речи Мизиано отметил, что "книга получилась такой, какой она получилась потому, что её делал куратор", а также пошутил, что намеревался получить награду ещё в прошлом году за другую работу и сейчас очень удивлён своей победе.


Виктор Мизиано. Фото: Марина Рунович

В жюри номинации входили видные учёные, а также культурные и общественные деятели: Екатерина Андреева, Екатерина Бобринская, Александр Якимович, Екатерина Вязова и Елена Петровская.

Следующими награждали художников. Оттого ещё более интересен выбор жюри: приз в номинации "Молодой художник. Проект года" взяла Таус Махачева (Супер Таус) с видеодокументацией перформанса "Без названия 2". Поднявшись на сцену, Таус отметила, что такая награда — беспрецедентный случай: "впервые в истории премии Кандинского приз получает не художник, а супергерой".

Можно, конечно, заключить, что автор (кстати, бакалавр Голдсмит колледжа в Лондоне и магистр Королевского Колледжа Искусств, а также финалистка премии "Инновация" в номинации "Новая генерация" в 2012 году и премии "Будущее Европы" в 2014 году) беззастенчиво хвалит себя, но это не совсем так. Речь идёт об альтер-эго автора, воплощённом в перформансе, газетных вырезках и скульптуре — супергерое, который тащит на себе памятник Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой, двум смотрительницам дагестанского музея, которые в начале 1990-х спасли полотно А. Родченко "Абстрактная композиция", вырвав его из рук грабителя.


Таус Махачева. Фото: Марина Рунович

В Дагестане не так много монументов, посвященных конкретным женщинам, и потому для Таус важно задокументировать подвиг, кажущийся обыденностью. Супергерой ищет место для скульптуры в Махачкале, Москве и в Париже, в итоге оставляя памятник на выставке в ММОМА. В этой работе автор поднимает вопрос не только о "хрупкой восточной женщине", но и о видимости повседневных подвигов, о прозрачности различных художественных институций — как западных, так столичных и региональных.

Вместе с Таус Махачевой на премию были номинированы Аня Желудь с проектом-инсталляцией "Хуже, чем ничего" и Полина Канис с видеоработой "Смена".

Завершалась торжественная церемония награждением победителя в номинации "Проект года". Пожалуй, для жюри это стало самым трудным выбором (уж не здесь ли кипели искренние "страсти", упомянутые Шалвой Бреусом?). Свои работы на конкурс представили Евгений Гранильщиков с проектом "Без названия (после поражений)", творческая группа "Синий суп" с видеоработой "Cascade" и Андрей Кузькин с фотографической ретроспективой собственных перформансов "Право на жизнь". И "жизнь" возобладала — художник Андрей Кузькин стал победителем.


Андрей Кузькин. Фото: Марина Рунович

По словам художника, его проект "Право на жизнь" существует в трех версиях. Первая — сама биография автора, перформансы, художественно обработанные и выстроенные в определённом хронологическом порядке.

Вторая — это выставка, в которую вся эта художественная жизнь превратилась: она представлена в виде напечатанных на планшетах фотографий с краткими обезличенными пояснениями. "Один человек в течение пяти часов ходил по кругу в застывающем цементе, привязанный за пояс верёвкой", "Один человек пытался согреть большой камень с помощью электрической энергии, выработанной вращением педалей велосипеда", "Один человек вырезал у себя на теле вопрос: "Что это?"...

Третья версия проекта – книга с фотографиями и комментариями. Безмолвное созерцание выверенных и отобранных событий, где личность героя намеренно размыта, заставляет их разворачиваться заново. Зритель проживает факты художественного прошлого в языковом пространстве, в то время как они обрастают новыми незримыми подробностями.


Андрей Кузькин, фрагмент проекта "Право на жизнь". Фото: Марина Рунович

Андрей Кузькин, получив награду из рук представительницы жюри Марии Цанцаноглу, рассказал залу, что для него "было важно понять, как сохранить мои акции и перформансы, как передать их дальше и показать, что всё моё творчество — единый неразрывный процесс".

Победителей в художественных номинациях выбирало экспертное жюри, в которое, помимо Марии Цанцаноглу, вошли деятели культуры и директора музеев Яра Бубнова, Марина Лошак, Ольга Свиблова, Зельфира Трегулова, Василий Церетели и Екатерина Бобринская.

В рамках X Премии Кандинского в кинотеатре "Ударник" работает выставка, в экспозиции которой представлены работы как победителей, так и вошедших в шорт-лист участников конкурса. Спешите видеть! 


Фото: Марина Рунович
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ДРУГОЕ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть