Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 декабря 2016 18:33

X Премия Кандинского: кто победил?

14 декабря на площадке кинотеатра "Ударник" члены жюри X Премии Кандинского назвали имена победителей в трёх номинациях: "Научная работа. История и теория современного искусства", "Проект года" и "Молодой художник. Проект года".

Победители Таус Махачева, Виктор Мизиано, Андрей Кузькин. Фото: Марина Рунович
Победители Таус Махачева, Виктор Мизиано, Андрей Кузькин. Фото: Марина Рунович

Премия Кандинского — независимая российская награда в области современного искусства, учреждённая фондом BREUS Foundation в 2007 году. Отличительная черта премии — её абсолютная открытость. Выдвигать конкурсантов могут не только экспертные советы и различные культурные учреждения: сами художники и исследователи современного искусства вольны подать заявку.

В шорт-лист премии вошли девять участников — каждая номинация была представлена тремя авторами. Размер призового фонда таков: 1 800 000 рублей в номинации "Проект года", 450 000 рублей в номинации "Молодой художник. Проект года" и публикация в рамках издательской программы BREUS Publishing на русском или английском языке в номинации "Научная работа. История и теория современного искусства".

— У Премии Кандинского есть три главных особенности. Первый принцип сокращает дистанцию между художником и премией и даёт возможность автору проявить себя в том случае, когда он не попал в поле внимания художественных институций,
— подтвердил особую демократичность награды Шалва Бреус, президент Международного Культурного Фонда BREUS Foundation и учредитель премии. — Вторая наша особенность — это так называемая "плавающая номинация", которую мы меняем раз в пять лет. В этой номинации мы поддерживаем то направление в современном искусстве, которое, на наш взгляд, требует повышенного внимания. Первые пять лет это была награда в области "Медиа-арт", а сейчас — научная номинация по исследованию современного искусства. Третья особенность такова: вокруг премии Кандинского и в жюри все десять лет всегда бушевали серьёзные страсти, — с улыбкой рассказал Бреус. — Эти страсти всегда были очень естественными, искренними и сильными. Мне кажется, это и отличает нашу художественную жизнь в современном искусстве от других более рациональных и монетизированных видов искусства, таких как кино и телевидение.


Шалва Бреус. Фото: Марина Рунович

Награждение победителей предварялось не только речью Бреуса, но и коротким видеороликом, который раскрывал наиболее яркие художественные события прошлых лет, случившиеся в рамках Премии Кандинского. Закончился фильм отрывком, показывающим любимый перформанс организаторов: зал, полный гостей и участников премии, полностью замотан в белую ткань. Выйти по одному — невозможно, получится только вместе. И получилось — все объединились и выбрались.
 
— Это очень важно: ни на йоту не поступившись своей личной свободой, организовываться с миром вокруг нас, — отметил Бреус, тонко прокомментировав ситуацию с современным искусством в России и передавая слово жюри.

Первым объявили победителя в номинации "Научная работа. История и теория современного искусства". Им стал Виктор Мизиано, теоретик современного искусства, куратор, доцент Новой академии художеств в Милане и почётный профессор Университета искусства и дизайна в Хельсинки. На суд жюри он представил книгу "Виноградов и Дубосарский". Исследование посвящено творчеству этих художников, работающих совместно и, в отличие от многих современных авторов, сохраняющих классический формат традиционной живописи. В книге делается попытка понять и объяснить новые тенденции российского искусства и определить роль художников в контексте развития отечественной и мировой культуры.


Фото: Марина Рунович

Взяв номинацию, Виктор Мизиано обошёл своих коллег, также вошедших в шорт-лист: Георгия Кизевальтера со сборником материалов "Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР" и Алека Эпштейна с работой "Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба". В своей речи Мизиано отметил, что "книга получилась такой, какой она получилась потому, что её делал куратор", а также пошутил, что намеревался получить награду ещё в прошлом году за другую работу и сейчас очень удивлён своей победе.


Виктор Мизиано. Фото: Марина Рунович

В жюри номинации входили видные учёные, а также культурные и общественные деятели: Екатерина Андреева, Екатерина Бобринская, Александр Якимович, Екатерина Вязова и Елена Петровская.

Следующими награждали художников. Оттого ещё более интересен выбор жюри: приз в номинации "Молодой художник. Проект года" взяла Таус Махачева (Супер Таус) с видеодокументацией перформанса "Без названия 2". Поднявшись на сцену, Таус отметила, что такая награда — беспрецедентный случай: "впервые в истории премии Кандинского приз получает не художник, а супергерой".

Можно, конечно, заключить, что автор (кстати, бакалавр Голдсмит колледжа в Лондоне и магистр Королевского Колледжа Искусств, а также финалистка премии "Инновация" в номинации "Новая генерация" в 2012 году и премии "Будущее Европы" в 2014 году) беззастенчиво хвалит себя, но это не совсем так. Речь идёт об альтер-эго автора, воплощённом в перформансе, газетных вырезках и скульптуре — супергерое, который тащит на себе памятник Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой, двум смотрительницам дагестанского музея, которые в начале 1990-х спасли полотно А. Родченко "Абстрактная композиция", вырвав его из рук грабителя.


Таус Махачева. Фото: Марина Рунович

В Дагестане не так много монументов, посвященных конкретным женщинам, и потому для Таус важно задокументировать подвиг, кажущийся обыденностью. Супергерой ищет место для скульптуры в Махачкале, Москве и в Париже, в итоге оставляя памятник на выставке в ММОМА. В этой работе автор поднимает вопрос не только о "хрупкой восточной женщине", но и о видимости повседневных подвигов, о прозрачности различных художественных институций — как западных, так столичных и региональных.

Вместе с Таус Махачевой на премию были номинированы Аня Желудь с проектом-инсталляцией "Хуже, чем ничего" и Полина Канис с видеоработой "Смена".

Завершалась торжественная церемония награждением победителя в номинации "Проект года". Пожалуй, для жюри это стало самым трудным выбором (уж не здесь ли кипели искренние "страсти", упомянутые Шалвой Бреусом?). Свои работы на конкурс представили Евгений Гранильщиков с проектом "Без названия (после поражений)", творческая группа "Синий суп" с видеоработой "Cascade" и Андрей Кузькин с фотографической ретроспективой собственных перформансов "Право на жизнь". И "жизнь" возобладала — художник Андрей Кузькин стал победителем.


Андрей Кузькин. Фото: Марина Рунович

По словам художника, его проект "Право на жизнь" существует в трех версиях. Первая — сама биография автора, перформансы, художественно обработанные и выстроенные в определённом хронологическом порядке.

Вторая — это выставка, в которую вся эта художественная жизнь превратилась: она представлена в виде напечатанных на планшетах фотографий с краткими обезличенными пояснениями. "Один человек в течение пяти часов ходил по кругу в застывающем цементе, привязанный за пояс верёвкой", "Один человек пытался согреть большой камень с помощью электрической энергии, выработанной вращением педалей велосипеда", "Один человек вырезал у себя на теле вопрос: "Что это?"...

Третья версия проекта – книга с фотографиями и комментариями. Безмолвное созерцание выверенных и отобранных событий, где личность героя намеренно размыта, заставляет их разворачиваться заново. Зритель проживает факты художественного прошлого в языковом пространстве, в то время как они обрастают новыми незримыми подробностями.


Андрей Кузькин, фрагмент проекта "Право на жизнь". Фото: Марина Рунович

Андрей Кузькин, получив награду из рук представительницы жюри Марии Цанцаноглу, рассказал залу, что для него "было важно понять, как сохранить мои акции и перформансы, как передать их дальше и показать, что всё моё творчество — единый неразрывный процесс".

Победителей в художественных номинациях выбирало экспертное жюри, в которое, помимо Марии Цанцаноглу, вошли деятели культуры и директора музеев Яра Бубнова, Марина Лошак, Ольга Свиблова, Зельфира Трегулова, Василий Церетели и Екатерина Бобринская.

В рамках X Премии Кандинского в кинотеатре "Ударник" работает выставка, в экспозиции которой представлены работы как победителей, так и вошедших в шорт-лист участников конкурса. Спешите видеть! 


Фото: Марина Рунович
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ДРУГОЕ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть