"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Созидательная работа. Интервью с Фатимой Мухомеджан

Интервью "Ревизора.ru" с директором благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" Фатимой Мухомеджан.

Фатима Мухомеджан. Все фото предоставлены фондом "Искусство, наука и спорт".
Фатима Мухомеджан. Все фото предоставлены фондом "Искусство, наука и спорт".

В откровенной беседе с директором благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" Фатимой Мухомеджан."Ревизор.ru" обсудил такие насущные вопросы, как возможность продолжения благотворительной деятельности в условиях сужения международного сотрудничества и экономических сложностей, создание доступной во всех смыслах среды в обществе для лиц с особенностями здоровья, развитие тифлокомментирования (специального комментирования для незрячих зрителей) в нашей стране и поддержку молодежных культурных проектов в так называемой глубинке: жизнь в провинции - не приговор!

Фатима Рафиковна, Благотворительному фонду Алишера Усманова уже 15 лет. Как можно оценить пройденный за эти годы путь? И с чего начиналась его благотворительная деятельность?

Фонд был основан в 2006 году, когда ещё благотворительность в нашей стране была не очень профессиональной. Благотворительные фонды осуществляли чаще всего адресную помощь. Программная деятельность в секторе только зарождалась, не были отработаны форма подачи заявок, конкурсная процедура. Сегодня благотворительность – это бизнес-процесс со схожими инструментами и управленческими подходами: работа ведется системно, с четкой стратегией, планированием. Мы презентуем нашу деятельность Высшему совету, нашим коллегам по холдингу и по сектору, аргументируем наши расходы, юридически защищаем наши права. "Искусство, наука и спорт" – частный фонд, а не корпоративный. То есть решения принимаются основателем фонда, но, в любом случае, одобрение от коллег, кто занимается бизнесом, мы получаем. Это важно и для нашего имиджа, и чтобы мы были в едином инфополе.

Фонд ИНиС был создан Алишером Бурхановичем для того, чтобы осуществлять через него благотворительность. На тот момент бОльшую часть деятельности составляла адресная помощь. Были и крупные культурные проекты: например, приобретение коллекции Вишневской-Ростроповича, коллекции Союзмультфильма. Это большие, серьёзные проекты государственного значения, сохранение культурного наследия страны, но тогда мы не могли говорить о системности в поддержке культуры, как это происходит в последние годы работы фонда. На том, начальном этапе проекты были реализованы по мере поступления запросов, либо по потребности основателя фонда. Он или сам видел интерес в каком-то проекте, или получал обращения с просьбой поддержать что-то. Такая деятельность была немного хаотичной, но на тот момент и требования к благотворительным фондам были гораздо проще с точки зрения отчётности, прозрачности, формирования бюджета. Благотворительность была "на окраине" всех процессов, которые проходили в стране, и до неё не доходило пристальное внимание.


Фатима Мухомеджан. Фото предоставлено БФ "Искусство, наука и спорт"

Можете ли привести статистику теперешнего состояния охвата деятельности Фонда Алишера Усманова? Скажем, количество поддержанных проектов, акций?

Наша деятельность делится на две части:

1. меценатская поддержка крупных проектов и крупных культурных, образовательных, спортивных институций;

2. реализация программ "Особый взгляд" и программа "Развитие регионов".

Если говорить о меценатском блоке, то количество точно не наш KPI. Можно, конечно, посчитать, сколько мероприятий проведено благодаря поддержке наших благополучателей. Но мы никогда этим вопросом не задавались. Когда речь идёт о крупных грантах, они прежде всего предполагают дополнительные возможности для свободного творчества. В данном случае это не целевые деньги на конкретные дела, где мы можем подсчитать, что выделенные средства направлены на проведение пяти концертов или на создание десяти спектаклей. Конечно, перед нами отчитываются по итогу года, обычно в виде финансового и творческого отчетов, гдев том числе указываются проведенные мероприятия, но для нас это не главное. Наши гранты отличаются от других, которые имеют очень четко установленные рамки и критерии, по которым выдаются, и ограничения, за которые нельзя выходить. Гранты фонда ИНиС – это поддержка талантливых, признанных в стране деятелей культуры, чтобы они могли свободно творить и создавать новые проекты. Этот подход нас выделяет в благотворительной сфере на сегодняшний день. Наши коллеги, другие фонды, все перешли на чёткую программность и системность. Чтобы "податься" на какой-либо грант в фонд, ты должен вписаться в его положение о конкурсе. Это прекрасный подход, такой грантовый конкурс в нашем фонде тоже есть – он называется грантовый конкурс "АРТ-ОКНО", который является частью программы "Развитие регионов". Он работает в регионах и для региональных коллективов, и для креативных, активных молодых людей. Задача грантового конкурса – насытить культурную повестку в малых городах страны через местные инициативы. Команда конкурса "АРТ-ОКНО" учит грантополучателей системности в работе,написанию заявки корректно, работе с документацией, созданию презентации проекта, стимулирует двигаться вперед и развиваться. Полученный опыт даёт грантополучателям возможность подаваться на более серьёзные проекты и большие гранты, например, в Президентский фонд культурных инициатив. В некоторых регионах также есть свои локальные гранты. Таким образом те, кто проходит через наш грантовый конкурс "АРТ-ОКНО", учатся делать это на профессиональном уровне, и тогда у них открывается спектр возможностей.

Но если мы говорим о тех грантах, которые выдаются нашим мэтрам культуры, здесь задача другая. У нас нет цели научить их писать заявку или вписываться в созданные нами правила. Здесь мы уважаем талант,на основе которого формируется решение о поддержке творческой личности.

Следовательно, не количество и не статистика являются главными показателями эффективности работы вашего фонда.

В данном случае да. Крупные культурные деятели – это база, наша культурная основа. Безусловно, государство выделяет бюджетные средства. Страна у нас уникальная, потому что много государственных средств выделяется на поддержку культуры. Однако в работе с бюджетными деньгами есть много "но" и ограничений. Плюс, бывают ситуации, которые ты, в конце года подавая на бюджет, можешь просто не спрогнозировать. Если прекрасный проект родится в середине года, у тебя нет шансов получить государственную поддержку, и придется искать тех, кто финансово может обеспечить твои начинания. Наша поддержка даёт деятелям культуры свободу творчества.

Расскажите о ближайших проектах и ближайших планах меценатской деятельности. Не заставляют ли текущие обстоятельства принимать какие-то антикризисные меры?


Ансамбль Владимира Спивакова. 

Мы живём здесь и сейчас. Да, очень сложно строить далеко идущие планы. Гастрольное турне национального филармонического оркестра под руководством Владимира Теодоровича Спивакова в Курскую и Белгородскую области при нашей поддержке состоялось в самом начале марта, прямо в разгар событий. Было немного волнительно, но всё прошло прекрасно, наши планы не отменились. Мы очень надеемся, что и наши дальнейшие планы не пострадают. Основатель фонда определил, что мы не будем, несмотря на кризисные ситуации, пересматривать бюджет фонда. Наша позиция: фонд занимается своей деятельностью и не меняет её "на злобу дня". Также было и в пандемию, когда мы не принимали никаких антикризисных мер. Фонд как занимался искусством, наукой и спортом, так и продолжал заниматься. При этом Алишер Бурханович признан одним из самых щедрых людей в период пандемии из тех, кто сделали свои вклады через компании, бизнес и лично. Наш Фонд свою деятельность не пересматривал, это позиция основателя, и мы очень уважительно к ней относимся. И точно так же сейчас фонду дана установка продолжать свою работу в том же режиме и объёме.

С чем фонд работает прямо сейчас?

10 лет мы являемся партнёрами ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. В этом году у них юбилей. Ансамбль при нашей поддержке организует большое гастрольное турне по России и странам ближнего зарубежья. Я надеюсь, что никакие обстоятельства эти планы не изменят. Выставка в Музеях Московского Кремля должна была состояться в начале марта, но в последний момент многие экспонаты были отозваны зарубежными партнёрами. В итоге, благодаря инициативности, креативности и профессионализму директора, Елены Юрьевны Гагариной, в середине мая выставка откроется. Музеи нашли выход, заменив экспозицию нашими российскими экспонатам. Выставка "Дуэль. От божьего суда до благородного преступления" открывается 13 мая.


Корейский танец Санчонга. Ансамбль Игоря Моисеева. 

Дальше надо спрашивать у самих творческих коллективов: есть планы, о которых мы можем узнать уже по факту, ведь мы не сужаем их возможности и полностью доверяем. Мы поддерживаем разные театры. У нас было долгое партнёрство с театром "Современник", потом мы поддерживали Театр на Малой Бронной, который выпустил порядка десятка новых спектаклей благодаря нашей поддержке. В этом году у нас интересное партнёрство с Театром сатиры, в котором сменился художественный руководитель – им стал Сергей Газаров. 21 апреля у них состоялась премьера, спектакль "Арбенин. Маскарад без слов". Это очень интересная, яркая постановка с современной хореографией и музыкой. Нам обещали, что это будет новая современная и актуальная сатира, интересная для молодёжи. Премьера оправдала ожидания.  С театром Сатиры у нас тоже большие планы – порядка четырех премьерных спектаклей до конца года!



А сужения международной деятельности не произошло?

Конечно, произошло, но это дало возможность расширить наше поле внутри страны. Это значит, что наши маэстро, у которых все дни на много лет вперёд поминутно расписаны, останутся в родной стране и будут весь свой талант дарить её жителям. Это очень важно!.. Когда мы видим реакцию регионов на приезд высочайших деятелей нашей культуры, её невозможно ни с чем сравнить и передать. Это всегда взаимное счастье. Сами маэстро делятся впечатлениями о том заряде энергии и любви, который они там получают. Публика в маленьких городах благодарная и отзывчивая. Нам, с нашей активной и суетливой жизнью, есть чему у них поучиться. Когда мы перебегаем с одного мероприятия на другое, мы захлёбываемся в этом ритме и не успеваем прочувствовать те подарки судьбы, которые нам достаются. А вот в регионе у людей, занятых тяжёлым трудом, такие концерты вызывают искренние эмоции. Мы привозили в регионы балет. Люди, которые ни разу не видели балет, испытывали такой восторг при открытии занавеса, такое придыхание, что-то невероятное!.. В этот момент действительно понимаешь, какое большое дело делает основатель фонда, даруя такие возможности жителям маленьких населённых пунктов. Ощущая это, мы понимаем, что наша деятельность очень правильная и нужная.

 
Безусловно! А что касается проектов фонда?
 
Я уже упоминала, что у нас есть две большие благотворительные программы. Одна – "Особый взгляд" – направлена на работу со слабовидящими и незрячими людьми; вторая – "Развитие регионов", она реализуется в регионах, где присутствуют предприятия компании "Металлоинвест" (Курская и Белгородская области). Но проекты сформированы таким образом, чтобы они могли быть масштабированы в случае заинтересованности других регионов. Если какой-то другой регион готов нас пригласить, тогда мы предлагаем разделить расходы: субъект федерации вкладывается финансированием, а мы – неким проектом и менеджментом. Мы формируем проекты сразу в виде кейсов, которые можно усовершенствовать в случае необходимости или трансформировать в зависимости от задач.
 
"Программа развития регионов" звучит глобально…
 
В эту программу входит три больших проекта: культурная платформа АРТ-ОКНО (гастроли, фестивали, выставки, грантовый конкурс), проект ВСЕНАСПОРТ (спортивные фестивали, забеги, уличные тренировки, работа с местным сообществом) и проект НКО-СОКРАТ (НКО для СОциоКультурногоРАзвитияТерриторий, само название говорит за себя). Все проекты направлены на развитие человека, общества, региона, страны и включают в себя образовательные программы, именно они дают развитие.

В случае грантового конкурса АРТ-ОКНО мы видим своей задачей не просто дать деньги через гранты на реализацию каких-то идей. К конкурсу прилагается образовательная программа. Участники могут её не проходить, подавая заявку на грант, но те, кто прошёл образовательную программу, имеют больше шансов. Программа востребована: люди понимают, что без обучения не получается делать проекты высокого качества, на что мы их и стимулируем. За те пять лет, что существует этот конкурс, мы видим потрясающую динамику. События стали совершенно другого уровня, люди стали понимать, как делать качественные мероприятия, и учиться их монетизировать. Мы даём жителям провинциальных городов дополнительные возможности, чтобы они ощущали, что у них есть возможности, площадка, где можно реализовать свой потенциал. Таким образом уменьшается отток населения, молодёжь начинает по-другому относиться к своему городу, создавать локальные проекты, куда они вовлекают городских жителей, городскую инфрастуктуру, обновляют историю города. В городах появляется новая жизнь. Мы видим хорошие результаты и будем продолжать конкурс, усиливать его. В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы несколько раз в год привезти "мэтров" нашей культуры, а основная культурная повестка будет организована местными жителями, которые могут подавать заявки на грантовый конкурс и реализовывать свои идеи в конкретных городах. Грантовый конкурс у нас прекрасно развивается и дает очень хорошие результаты.

Гастроли Театра Наций в Железногорске (Курская область), организованные при содействии фонда Алишера Усманова. 
 
Фатима Рафиковна, мы пока говорим о культуре, но в названии фонда есть еще слова "наука" и "спорт"…
 
Мы в первую очередь говорим о культуре, потому что культура – это вторая натура человека. Я уже упоминала проект "#Всенаспорт". Основная задача – популяризация спорта и вовлечение в него граждан. Как часто происходит в промышленных городах, где есть предприятия, которые активно вкладываются в инфраструктуру города, обновляют спортивные комплексы, бассейны, детские и спортивные площадки, строят скейт-площадки?.. Бывает, что в городе есть самое лучшее и актуальное оборудование, но жители пользоваться им не умеют, не знают техники безопасности. Оно зачастую просто простаивает. Наш проект ВСЕНАСПОРТ был создан, в том числе для того, чтобы людей подключить, вовлечь и обучить спортивному образу жизни. Образовательная программа в проект тоже включена. Наши менеджеры работают с местными тренерами, спортивными активистами, организуют их в спортивные сообщества, формируется инфраструктура. Проводятся уличные тренировки три раза в неделю, делаются большие спортивные мероприятия, например, забеги, к которым мы привлекаем не только местных жителей. Забеги бесплатны, на них может зарегистрироваться любой желающий. Также проводим большие спортивные фестивали. Совместно с местными администрациями мы придумали интересную инициативу: устраивать спортивные фестивали в День города. Классические Дни города, которые раньше ассоциировались с шашлыками и переходом от одной палатки к другой, теперь мы пытаемся сделать активными и спортивными. Люди готовы к этой трансформации, она была прекрасно принята жителями и показала хорошие результаты, поэтому мы в этом направлении действуем.


 
Фактически, фонд старается изменить в лучшую сторону ментальность людей на местах, и, по-видимому, это происходит не только в спорте?
 
Я упоминала программу "НКО-СОКРАТ". Ее цель – повышение компетенции региональных некоммерческих объединений. Это важная задача государственного масштаба, мы её реализуем в партнёрстве сАгентством социальной информации, у которого накоплен опыт работы в социальном поле на протяжении почти 30 лет и имеется глубокое знание вопроса. Мы инициировали эту программу, понимая, что в регионах сильная нехватка компетенций. Начали мы эту программу со "своих" областей (Курская, Белгородская, Оренбургская), где уже есть наши проекты. Для нас это привычная практика: в этих областях мы знаем администрацию, взаимодействуем с ней, имеем определённые возможности и хорошую репутацию. В таких условиях проще донести идею, запустить проект, отточить детали и сделать программу наиболее эффективной. Программа НКО-Сократ рассчитана на три интенсивных года работы: за это время формируется ядро активистов, которые дальше принимают эстафету и самостоятельно инициируют мероприятия, получая от нас консультации иподдержку по мере необходимости. Основная задача – "разбудить" и объединить местные НКО, чтобы они перенимали опыт друг друга, становились ресурсными центрами на местах, формировали вокруг себя деятельное сообщество. Чтобы они несли нагрузку шефства над маленькими территориями, посёлками или городами, где от активности НКО зависит очень многое.

Программа НКО-Сократ уже три года отработала в Белгороде. Это передовая область во многих сферах, по всем рейтингам. Там по итогу программы у нас есть "опорный пункт" – ядро активистов. В прошлом году они уже самостоятельно проводили форум. Мы сейчас с участниками программы продолжаем взаимодействовать, но общаемся уже в дистанционном режиме. В Курской области третий год программа работает, в Оренбургской второй год, и в 2022 году к нам подключилась Смоленская область, буквально на днях был дан старт программы НКО-Сократ в Смоленске! Ежегодно мы намерены привлекать всё больше областей через конкурс, двигаться дальше по стране и увеличивать компетенции НКО по всем регионам. Мы с партнерами надеемся на прекрасные результаты.
 
Нашему изданию всегда особенно интересна молодёжная политика.
 
Мы с молодёжью активно работаем. Грантовый конкурс АРТ-ОКНО – это, прежде всего, молодёжь: в основном на гранты подаются молодые, смелые и верящие в себя. У нас есть прекрасный опыт в городе Железногорске Курской области – создание центра современного искусства "Цикорий". В городе активная и креативная молодёжь, интересные ребята, которые получили образование не только в России, но и за границей. Эти ребята вернулись в свой город, потому что они его любят и хотели реализовывать свои проекты на родине. Мы их узнали уже на том этапе, когда энтузиасты объединились в идее создания Центра современного искусства. Начинание было "сыроватое", не вполне профессиональное, но с огромным желанием двигаться дальше. Их энтузиазм нас впечатлил.

 
А можно подробнее – как произошло ваше знакомство с железногорскими "генераторами идей"?
 
Мы познакомились так: реализуя образовательную программу в Железногорске, встретили каталог Первой Железногорской биеннале современного искусства! Это было года четыре назад, тогда даже трудно было предположить, что кто-то из жителей знал такие слова, как биеннале. Конечно, каталог был сделан, исходя из возможностей ребят, со скромным дизайном и полиграфией. НО! люди создали идею, продукт!.. Когда мы это увидели, познакомились с организаторами, то поняли, что им обязательно надо протянуть руку помощи и вывести на тот уровень, когда под ногами будет прочная основа. Поначалу ребята на нас смотрели настороженно: ассоциировали нас с администрацией города, а им казалось, что администрация их не поддерживает. Мы помогли состояться диалогу сторон в правильном ключе. Администрация и ребята получили взаимные гарантии, что город не против, а ЦСИ станет местом притяжения и развития молодежи. Проектом "Цикорий" заинтересовался музей современного искусства "Гараж", мы вложились финансово и помогли отремонтировать здание, сделали дизайн-проект совместно с коллегами. В результате в городе Железногорске теперь есть настоящий Центр современного искусства с профессиональным менеджментом, собственными выставочными проектами, мерчем и поклонниками. В прошлом году на ПМЭФ я встретила директора ЦСИ "Цикорий", Сашу Дорофееву, ее пригласили на День креативных индустрий в качестве спикера! Вот тогда мне стало понятно, что ребята уже уверенно стоят на ногах. Нам очень важно, чтобы люди, получая наше внимание, поддержку и знания, становились самостоятельными. Не всегда получится идти за руку с фондом. Жизньтечёт и меняется. Инициаторы должны понимать, что способны развивать свои проекты в городе, в котором живут. Центр современного искусства "Цикорий" уже проводит выставки, взаимодействует с близлежащими регионами, подает проекты на наши гранты. Это прекрасный результат. Следующий этап – создание центра современного искусства в Старом Осколе. Там нам самим пришлось поискать активных ребят. Мы приглашали их на конференции, которые проводил музей "Гараж". Потихоньку сформировалось ядро. И сейчас мы активно работаем над тем, чтобы у них было своё помещение, возможность развиваться. У активистов уже есть концепция своего центра. Я надеюсь, что до конца года мы совместно с музеем "Гараж" сможем реализовать готовый проект – Центр современного искусства "Быль" в Старом Осколе.

Говоря про молодёжь, надо отметить: образовательная программа, которая сопровождает грантовый конкурс, даёт молодёжи знания. Мы видим результаты реализации проектов: они делают фестивали, сторителлинги, спектакли, компиляции разных жанров, то есть это поиски новых смыслов, креатив. Все это – новая жизнь в отдельном регионе и его городах.

Фонд проводит большие городские тематические фестивали. Инициируя их, мы видим своей целью не просто провести ивент-мероприятия, развлечь и повеселить горожан, а чтобы фестивали стали в городах своими. Чтобы жители их приняли, почувствовали себя частью фестиваля, хотели вносить вклад и участвовать не только как зритель, но и подключаясь на этапе организации. При таком подходе происходит взаимодействие творческих коллективов друг с другом, с администрацией, растет туристическая активность…

 
Получается, что при разработке программ сотрудничества с каждым регионом фонд находит к нему индивидуальный подход?
 
У нас для каждого города есть своя тема. Мы посвящаем время тому, чтобы нащупать и найти точки потенциального роста именно в данном городе, ориентируясь на исторические корни, существующие творческие сообщества и их интересы. Собрать людей, объединить и убедить,что наша деятельность им нужна – это первостепенная задача.

В каждом городе наших областей есть свой фестиваль. Например, в Старом Осколе – поэтический фестиваль "Сплав". До этого существовал фестиваль поэзии "Оскольская лира", он сформировал базу, было желание развиваться. Сейчас мы его проводим на совершенно другом уровне: с акцентом на молодежь, с большой профессиональной программой, предваряющей фестиваль. Молодые старооскольские поэты взаимодействуют с другими городами. У них своя поэтическая тусовка. Они с радостью принимают профессиональную программу, шоу, поэтические спектакли, чтение стихов. Мы очень надеемся, что этот фестиваль "прорастёт" в городе, и Старый Оскол будет ассоциироваться с современной поэзией и с фестивалем "Сплав". Наша глобальная задача – чтобы мы могли помогать только финансово, а менеджмент и концепция формировались бы самим городом. В Железногорске активность связана с живописью и изобразительным искусством: там проходит фестиваль "Трансформация", где мы задействуем колледж изобразительных искусств. Мы подключаем ребят, чтобы они готовили костюмы, участвовали в формировании концепции. Вовлекая молодёжь, мы создаём почву, чтобы дальше эти фестивали жили, росли, изменялись только в лучшую сторону, на что я надеюсь. Это работа не формальная…
 
Мне кажется, что благотворительность не может быть формальной.
 
Да, я согласна. Я имела в виду "формальность" больших мероприятий, на которые разово привозишь что-то яркое и красивое. В данном случае мы не ограничиваемся этим, мы копаем глубже, создаем фундамент.


 
Стараетесь давать не рыбу, а удочку?
 
Да, конечно.
 
Поговорим немного о грустном: о проекте "Особый взгляд".
 
Это как раз таки не грустно. Это проект, который раскрасил жизнь слабовидящих людей! Они не видят краски мира, но мы дали этим людям все возможности воспринимать всю полноту жизни теми чувствами, которые у них функционируют. В этом проекте участвуют более тысячи слабовидящих и незрячих людей, которые благодаря "Особому взгляду" ведут полноценный образ жизни: путешествуют, создают семьи, рожают детей, ухаживают за ними благодаря обучающим курсам для молодых мам на портале "Особый взгляд"!.. Помимо этого, готовят вкусную еду благодаря кулинарным курсам программы "Особого взгляда". Совершенствуются в профессии, потому что мы даём возможность обучаться компьютерной грамотности и повышать свою квалификацию. Мы предоставляем возможности получения дисплеев Брайля через конкурс, который у нас проводился. Предоставление дисплеев Брайля – отдельная тема, над которой мы работаем на уровне государственного законодательства. Пока не могу похвастаться результатами, но мы не оставляем надежду и будем продолжать. Погружаясь в тему, мы осознаем, насколько людям зрячим трудно до конца понять ментальность незрячих. У нас фокус устроен по-другому. Начиная с элементарного: что такое дисплей Брайля? Приспособление, чтобы читать. А зачем незрячему читать? Есть же сейчас аудио, им необязательно читать! – приходится слышать. Но это же ограничение в правах! Во-первых, не вся литература есть в аудио формате. Во-вторых, возьмем в пример маму с детьми. Она своему ребёнку хочет почитать книжку. Не включить диск, а почитать ему сама. Почему незрячая мама должна быть лишена этого удовольствия?.. Множество нюансов можно узнать, только когда ты погружён в тему. Тогда ты понимаешь, что незрячий человек – это прежде всего человек, у которого есть близкие, родные. Он хочет с ними приятно провести время и чувствовать себя НА РАВНЫХ! Этим занимается программа ОВ – создает равные возможности. Пойти в кино, например. Если в семье есть незрячий человек, почему он должен быть лишён такого досуга? Или почему его семья должна лишиться возможности пойти в кино лишь потому, что?.. Вопросы кажутся мелкими, но их решение полностью меняет жизнь.
 
Вообще-то, когда речь идет о возможности самореализации людей, мелочей нет…
 
На одной пресс-конференции фонда была незрячая женщина, эксперт нашей программы. Муж у неё зрячий. Жена сказала такую фразу: "Я сижу с мужем в театре, нахожусь в атмосфере спектакля, слышу все звуки, а когда тифлокомментатор объясняет, что происходит на сцене, я потом со своим мужем могу на равных обсудить этот спектакль. Не услышать краткое содержание, а на равных!". Вы знаете, что тифлокомментатор объясняет, что происходит на сцене, пока не звучат реплики героев. Вот это слово "на равных" я считаю ключевым о том, что даёт наша программа. Она ставит незрячих людей на равных со зрячими и создаёт возможность абилитации, то есть повышения их возможностей. Мы в фонде шутим, что "Особый взгляд" – это Uber для незрячих. Есть сервисы, которые необходимы незрячим людям. И мы эти сервисы ориентируем в пространстве страны. Отправляем в регионы команды, где люди обучают местных незрячих ориентированию, работе с собаками-поводырями. Это дает шанс на выход слепого из дома, расширяет его мир и возможности. Дальше должна быть адаптация культурной среды под лиц с особенностями здоровья, то есть оснащение тифлокомментированием, тактильными моделями культурного пространства. Сначала это были театры и музеи, теперь мы начинаем работать с кинотеатрами. У нас был пилотный проект с кинотеатром "Художественный". Он прошёл прекрасно, в течение месяца туда приходили незрячие люди на сеансы, оснащенные тифлооборудованием, вместе со зрячими людьми. Мы провели работу с персоналом кинозала, чтобы они научились обращаться с незрячими зрителями: правильно встретить, проводить и так далее. Сейчас с Минкультом прорабатываем план внедрения тифло в кино в регионах.
 
Тифлокомментирование – важная и благородная задача, "Ревизор.ru" часто пишет о его развитии в нашей стране. Мы знаем, что в марте 2022 года в Санкт-Петербурге проходил Первый фестиваль спектаклей с тифлокомментированием с участием четырех театров. К нему ваш фонд имел отношение?
 
Мы узнали совсем недавно, что такой фестиваль, оказывается, был, и был не совсем масштабным. Мы тифлокомментированием занимаемся очень давно, между прочим, и на государственном уровне. Фонд работает над установлением стандарта тифлокомментатора, ведь его на сегодняшний день нет в нашей стране. То есть такой профессии не существует. Мы сейчас работаем над тем, чтобы такая профессия официально существовала, а культурные институции позволили себе взять в штат тифлокомментатора и оплачивать его услуги. Пока всех тифлокомментаторов финансирует фонд "Искусство, наука и спорт", он же предоставляет оборудование. Поэтому для меня загадка, почему петербургский фестиваль тифлокомментирования никак с нами "не подружился". Наши коллеги примерно в то же время вернулись из Петербурга, где презентовали наш новый проект с цирками "Росгорцирка". Организация, знающая о существовании программынашего фонда, сама вышла на нас, предложив подключить к цирку тифлокомментирование, и мы запустили совместный проект. Коллеги ездили в Петербург на презентацию этого проекта – первое представление с тифлокомментированием. И вот там выяснилось, что был театральный фестиваль тифлокомментирования. Мы всегда готовы к партнёрству и взаимодействию.

У нас есть фестиваль "Особый взгляд", который ориентирован на социальный театр. Это большое театральное направление, нацеленное на привлечение внимания к острым общественным проблемам и темам, оно не сужено до какой-то одной проблематики или нозологии. Любой социальный театр подходит под то, чтобы быть участником фестиваля. Смотр бывает московский и региональный. В прошлом году мы не смогли его провести из-за пандемии и ограничений, а в этом году он планируется в мае и, надеюсь, пройдёт. В данном случае у фестиваля стоит задача расширить границы социального театра и сделать инклюзию в действии. Социальный театр отличается от обычного театра, поэтому зрители у нас любые, а не только с особенностями здоровья.

 
Фатима Рафиковна, расскажите подробнее про взаимодействие фонда Алишера Усманова с Президентским фондом культурных инициатив.
 
Сотрудничества между фондом "Искусство, наука и спорт" и Президентским фондом культурных инициатив как такового нет. Просто я вхожу в экспертный совет ПФКИ. Меня туда пригласили в качестве эксперта, как руководителя фонда, который много работает в сфере культуры, как специалиста, который давно работает с культурой, культурными проектами и культурными институциями. Экспертный совет рассматривает какие-то проблемные моменты, спорные вопросы, где не справляется экспертная оценка, подключается экспертный совет и выносит рекомендации. Мы помогаем работе ПФКИ, потому что это фонд новый, с объёмным финансированием, с большими задачами. Потому и экспертный совет был сформирован из людей, которые могут действительно быть полезными и эффективными.

Но, насколько нам известно, у вас есть совместные проекты?

Да, в ПФКИ получили поддержку некоторые проекты, созданные нашим фондом. У нас есть проект по развитию и поддержке талантливых музыкантов детского возраста "Класс от маэстро", а у него несколько своих внутренних активностей. В частности, музыкальный форум в Белгородской области. Этот форум, помимо той поддержки, которую оказывает им проект "Класс от маэстро", подал заявку на грант Президентского фонда культурных инициатив. Я, как эксперт, присутствуя на координационном комитете, услышала от коллег про этот музыкальный форум в Белгороде, он понравился специалистам, и поняла, что он получил грант ПФКИ. Музыкант и эксперт рассказывал о том, какой это прекрасный проект, даже не зная, что я имею к нему отношение. Это было вдвойне приятно. Нахождение софинансирования – прекрасная практика, люди таким образом увеличивают свои возможности. Мы всегда только за. "Сидеть" на одном источнике финансирования в принципе неправильно.

 
Ведь никакой источник не может бить постоянно…
 
Конечно. И зацикленность ограничивает в развитии. А тут люди думают, отстаивают свои проекты, развиваются. Поэтому вариант софинансирования, когда фонд финансирует проект, а он подаёт еще на грант, практикуется у нас.
 
Фатима Рафиковна, расскажите немного о себе и своем взаимодействии с фондом.
 
В фонде "Искусство, наука и спорт" я работаю 10 лет. В сентябре исполнится 11 лет. Директором фонда стала в 2020 году. До этого была заместителем директора, потому я давно в теме всех происходящих в фонде процессов. Мне кажется, что это очень интересная, очень созидательная работа. Взаимодействие с большим кругом людей мне "откликается", соответствует моим интересам и представлениям. Сама я закончила МГУ, я филолог.
 
Знаю, что вы начинали как переводчик. А что так перевернуло вашу жизнь: от переводческой деятельности – к бизнес-журналистике, а потом к благотворительности?
 
Когда я закончила вуз, были те самые "лихие 90-ые". Очень бурные, но и интересные, несшие огромное количество возможностей и перемен. Я сначала пошла работать переводчиком в "Росвнешторг". Но этот первый опыт работы мне "объяснил", что это не моё. Было неинтересно, поэтому я перешла в журнал "Компьютерра", который издавался одноименным издательством. Это были истоки компьютерной жизни нашей страны. У нас в издательстве выходило несколько журналов. Было безумно интересно: молодой коллектив, первые айтишники, увлеченно писавшие на эту тему. Именно там я познакомилась с интернетом. Я проработала в "Компьютерре" до того момента, как вышла замуж и ушла в декрет. Потом у меня был период, когда я не работала: строила семью и воспитывала детей. У меня было трое детей, когда я поняла, что мне хочется что-то новое попробовать в жизни. Пошла работать в Государственную думу по стопам моей мамы, которая когда-то работала в представительстве правительства в ГД. Сфера была известная, мне было понятно, чем там занимаются люди. Я стала помощником депутата, очень незаурядного человека (фамилию не буду называть). Позже я осознала, что работу я выбирала прежде всего через личность работодателя. Для меня очень важен авторитет человека, с кем я работаю. Ты встречаешься с человеком, с которым у тебя совпадают взгляды, возникает взаимный интерес, вы создаете творческий и рабочий союз. На такой волне я познакомилась с заместителем мера Москвы Людмилой Ивановной Швецовой. Это прекрасная женщина, очень интересный, глубокий человек, когда я с ней познакомилась, была впечатлена её личностью. Она возглавляла социальную сферу в Правительстве Москвы и меня пригласила к себе работать советником. Я погрузилась в социальную сферу. Как раз на тот момент активно реализовалась программа "Доступная среда" в городе, я имела возможность наблюдать весь процесс изнутри. Потом я родила еще одного ребёнка, а Людмила Ивановна ушла со своей должности. Когда малыш подрос, и я почувствовала, что могу совмещать семью и работу, пришла в благотворительный фонд ИНиС. Тоже под впечатлением от масштаба личности: я шла работать не столько в благотворительный фонд, сколько к его основателю, Алишеру Бурхановичу Усманову. Настолько мне было интересно с ним общаться, иметь возможность узнавать его взгляд на происходящее, на благотворительность, на культуру, историю, что я поняла: здесь можно получить колоссальный опыт и сделать ощутимый вклад в развитие нашего общества.


 
Фатима Рафиковна, спасибо за интервью, желаем удачи вам лично и фонду Алишера Усманова во всех начинаниях!                                                                                                   
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть