Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

200 лет со дня рождения основоположника научной педагогики в России Константина Ушинского

Великий педагог родился в Туле в семье мелкопоместного дворянина 3 марта 1823 года.

Константин Ушинский. Фото: rus.team
Константин Ушинский. Фото: rus.team

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Спустя два столетия работы Константина Дмитриевича Ушинского цитируются, изучаются и продолжают применяться на практике. Как всё начиналось?

В биографии человека есть некие "судьбоносные моменты", которые во многом определяют наше дальнейшее развитие. Для Константина Ушинского первым таким открытием стало знакомство с Петром Редькиным, профессором философии государства и права. Они познакомились во время обучения в Московском университете. Пётр показал Ушинскому значимость педагогики как науки, меняющей жизнь всего общества через конкретного человека к лучшему.

Первый опыт преподавания в Демидовском юридическом лицее оказался неудачным. Тамошняя атмосфера душила, не способствовала привнесению изменений косной системы образования. Ушинский ушёл, чтобы через четыре года вернуться в педагогику, стать известным и раз и навсегда изменить стереотипы обучения.

Гатчинский сиротский приют, славившийся суровым воспитанием, становится следующим переломным моментом в судьбе Ушинского. За пять лет работы он не просто меняет местные порядки, но и в корне решает проблему воровства и доносительства среди воспитанников. Константин Ушинский провозглашал гуманность и взаимоуважение в качестве основы образовательного процесса. И это в противовес системе физических наказаний, царившей в то время в каждом учебном заведении! Обучающиеся, по его мнению, должны не слепо повиноваться мнению учителя, а действовать разумно, в согласии с чувством собственного достоинства и признанием этого же в другом человеке.

Ушинский начинает публиковать свои идеи, и его замечает императрица Мария Александровна (супруга Александра II). Она давно мечтала провести реформы в Смольном институте, но вот подходящего человека пока не находилось. И тут – Ушинский!

Фото: fessl.ru

Его реформы в Смольном получают высочайший карт-бланш. Какими принципами руководствуется Константин:

- Образование для всех. (И это до отмены крепостного права!) Вне зависимости от пола и сословия. Именно благодаря Ушинскому женщины впервые в России начали изучать естественные науки.
 
- Педагогика должна основываться на теории, а не на личном опыте учителя. Поэтому педагогика должна развиваться в университетах, опираясь на психологию и физиологию. Константин Ушинский подробно описывает, почему дети не могут заниматься одной и той же монотонной деятельностью, почему лучшее обучение — это наглядное, тут же применимое на практике.

- Обучение должно быть сознательным. Это не механическая зубрежка.

- Принцип от частного к общему. От знакомого к незнакомому. Системность и последовательность процесса обучения.

- Первоначальная задача – сделать процесс увлекательным для ребёнка, при этом не превращая всё в игру.

- Главная задача обучения – подготовка к жизни и труду. Обучение — это средство воспитания.

- Воспитание должно быть гуманным. Это про убеждение личным примером, а не про слепое повиновение.

  Самое главное, что произошло при реализации реформ Ушинского, это не разрушение предыдущих традиций процесса обучения. А изменение мировоззрения многих людей: обучающихся, преподавателей, классных дам. Больше не работало подавление индивидуальных особенностей, живого мышления.

За свою жизнь Ушинский создал множество научных трудов и пособий по педагогике и оставил последующим поколениям учителей завет:

"Приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно, что результаты его большею частью печальны и жалки и что, во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть