Фото: РГ / Спецпроект "10 лет дома"
Напомним историю, как Крым и город федерального значения Севастополь вошли в состав России. 6 марта 2014 года Верховный совет Крыма обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о принятии республики в состав Российской Федерации. Это произошло на фоне обострения конфликта между гражданами Крыма и украинской властью после государственного переворота в Киеве. В Крыму начались митинги и выступление за воссоединение с Россией. 11 марта Верховным советом Крыма и Севастопольским горсоветом была принята Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.
16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум по поводу вхождения в состав РФ. Большинство крымчан высказались за воссоединение полуострова с Россией. 18 марта 2014 года был подписан договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав РФ.
За минувшие 10 лет в Крыму достигнуты следующие успехи и открыты перспективы.
С 2014 года развитие Крымского полуострова определяет федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя". Её приняли 11 августа того года. Программа регулировала интегрирования крымской экономики в экономическое пространство всей страны и модернизацию промышленной и социальной инфраструктуры полуострова.
В январе 2019 года программа стала государственной программой РФ "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя". Срок ее действия не раз продлевался и на сегодня рассчитан по 2027 год включительно.
Организацию функционирования госпрограммы ведет АНО "Дирекция по информационно-аналитическому сопровождению государственной программы РФ "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя". По данным этой структуры, в прошлом, 2023 году на реализацию госпрограммы поступило 142,8 миллиарда рублей из бюджета. В наступившем году на эти цели направлено 105,3 миллиарда рублей. На ближайшие три года будет выделено ещё более 300 миллиардов рублей.
Росстат подсчитал, что с момента вхождения в состав России валовой региональный продукт Республики Крым вырос в 3,5 раза только на 2022 год (данные следующих лет будут обнародованы позже). За этот же срок ВРП Севастополя поднялся в 7,6 раза. Инвестиции в основной капитал в 2014-2022 годах в Крыму стали больше в 8,1 раза, в Севастополе – в 21,3 раза.
Также, по статистике, на 0,7 процента возросла численность населения Крыма. А вот число жителей Севастополя увеличилось почти на 41 процент, или с 399 до 562 тысячи человек. Растёт и номинальная зарплата в Крыму, которая в среднем в 2022 году составляла 41,404 тысяч рублей в месяц (в Севастополе этот показатель на тысячу рублей больше).
После воссоединения Крыма с Россией Украина прекратила железнодорожное и автобусное сообщение с полуостровом, и основным транспортным путем с материка стала Керченская паромная переправа. В 2014 году глава России Владимир Путин поставил задачу построить через Керченский пролив мостовой переход, где были бы автомобильные и железнодорожные пути. Строительство моста обошлось более чем в 220 миллиардов рублей, но затраты себя оправдали. Крымский мост от Керченского до Таманского полуострова является самым длинным мостом России и Европы: 19 километров. В мае 2018 года по автомобильной дороге моста впервые прошел легковой транспорт, в октябре того же года было налажено движение грузового транспорта. С декабря 2019 года по железнодорожной части моста стали ходить пассажирские поезда, с июня 2020 года – грузовые. Сегодня в такие города Крыма, как Симферополь, Севастополь, Феодосия и прочие, прибывают поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Кисловодска, Ростова-на-Дону и других городов России.
Крымский мост. Фото: © Сергей Мальгавко/ ТАСС
Кроме того, в августе 2020 года было пущено движение по автомобильной трассе "Таврида" (Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь). Эта четырехполосная дорога представляет собой одну из важнейших транспортных артерий Крыма. Её протяженность 250,7 километров. Дорога проложена в обход крупных населенных пунктов, оборудована надземными пешеходными переходами, путепроводами и двухуровневыми транспортными развязками и способна пропускать более 40 тысяч автомобилей в сутки. По "Тавриде" от Керчи до Симферополя можно доехать за два часа, а до Севастополя – менее чем за три.
Воссоединение Крыма с Россией усилило нагрузку на действующий Симферопольский аэропорт, так как было блокировано наземное сообщение полуострова с нашей страной. Российское правительство занялось развитием крымского воздушного порта. Близ села Укромное построили новый терминал площадью 78 тысяч квадратных метров. Аэропорт оснащен восемью выходами-телетрапами, позволяющими обслуживать до 3,7 тыс. пассажиров в час. Комплекс принял первых пассажиров в апреле 2018 года. Годом позже аэропорт Симферополь получил имя знаменитого уроженца Крыма, художника-мариниста Ивана Айвазовского. Но с началом в 2022 году СВО РФ на Украине ради безопасности работа аэропорта Симферополь была приостановлена.
В 2015-2016 годах был проведен энергомост в Крым: цепочка из нескольких объектов, обеспечивающих связь региональной энергетической системы с Единой энергосистемой России. С его вводом в эксплуатацию энергетическая мощность Крыма выросла более чем 1 270 мегаватт, что полностью обеспечивает местные потребности в электроэнергии. Вместе с энергомостом возведены две новые современные подстанции: Тамань и Кафа, а также модернизированы пять действующих станций: Вышестеблиевская, Камыш-Бурунская, Кубанская, Симферопольская и Славянская. В 2018-2019 годах на полную мощность были выведены новые Таврическая и Балаклавская газовые теплоэлектростанции, расположенные, соответственно, в Симферополе и Севастополе. В 2019-2020 годах обновлена Сакская ТЭЦ.
С 1 января 2015 года и до 31 декабря 2039 года в Крыму и Севастополе функционирует свободная экономическая зона. В СЭЗ принят особый режим осуществления предпринимательства: льготное налогообложение, применение процедуры свободной таможенной зоны и другие преференции. На сегодня в СЭЗ Крыма и Севастополя зарегистрировано около 1,2 тысяч участников. В их предприятиях создано свыше 82,3 тысяч рабочих мест.
Фото: РГ / Спецпроект "10 лет дома"
Крымский туризм также усиленно развивается: с 2014 года на полуострове реконструированы около 600 отелей и пансионатов и более 70 построены заново. Только за 2023 год открыто 13 новых гостиниц почти на 400 номеров. Удвоилось количество благоустроенных пляжей. Крым улучшает такие виды туризма, как гастрономический, винный туризм (кольцевой маршрут "Винные дороги Крыма"), горно-пешеходный. В течение десятилетия Крымский полуостров посетили более 60 миллионов человек, причем рекордным поставил 2021 год: почти 9,5 миллиона человек.
В общей сложности за 10 лет в Крыму проложено 300 километров новых дорог и более 4 тысяч километров отремонтировано. Впервые со времен СССР был сделан комплексный ремонт покрытия мостов. Крым получил более тысячи новых автобусов, порядка 150 троллейбусов, трамваи и дорожную спецтехнику.
Сейчас на территории полуострова реализуется несколько дорожных проектов, в том числе строительство четырехполосного объезда Алушты, объезда Симферополя на участке Донское - Перевальное и других. До 2023 года было введено в эксплуатацию более 7 миллионов квадратных метров жилья. Также строятся и реконструируются детские сады, школы, учреждения здравоохранения. За эти годы были открыты многопрофильный республиканский медицинский центр в Ялте, Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко в Симферополе, созданы республиканский сосудистый центр, четыре центра амбулаторной онкологической помощи: в Джанкое, Евпатории, Симферополе и Ялте, новое паллиативное детское отделение на базе Республиканской детской клинической больницы.
Филиал ФНКЦ ФМБА России в Крыму. Фото: hospital-yalta.ru
Иными словами, воссоединение Крыма с Россией пошло только на пользу и региону, и всей России, и звучащие сегодня повсюду слова "10 лет дома" являются не фигурой речи, а констатацией непреложного факта.