"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Сохранять и продвигать: будущее культурного наследия в информационном мире

У культурного наследия большая гуманистическая миссия, но для современной аудитории этого может быть недостаточно.

Фото: poretskoelibrary.ru
Фото: poretskoelibrary.ru

2022 год в России объявлен годом культурного наследия, его популяризации и сохранения. 21 июля в пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялся круглый стол, посвящённый этой теме. В конференции приняли участие представители СМИ о культуре из Гаваны, Каира и Дели.

В центр обсуждения попали два аспекта: государственные инициативы по поддержке и сохранению культурного наследия и стратегии продвижения темы культуры в современных медиа. Модератором дискуссии выступил директор международного сотрудничества медиагруппы "Спутник" Василий Пушков, он предварил дискуссию грустным примером из жизни: его коллега, корреспондент зарубежного СМИ, признался, что не знает, как писать о культуре, чтобы это заинтересовало читателя сегодня.


Фото: riafan.ru

По мнению самого Пушкова, в мире происходит слишком много важных событий, которые требуют освещения, что вытесняет тему культуры с полос изданий. В дополнение к выступлению модератор попросил каждого спикера высказаться: актуально ли сейчас говорить о продолжении сотрудничества между учреждениями культуры и СМИ, или эта связь себя исчерпала.
 
Для Аймана Хафеза, фотожурналиста каирской газеты "Аль-Ахрам", сохранение интереса к культуре — во многом вопрос правильного инвестирования. "Инвестировать можно в маркетинговые активности: например, приглашать зарубежных кинематографистов для съемки исторических фильмов в подходящих ландшафтах страны, организовывать фестивали или спортивные мероприятия. Для СМИ важно качественно освещать эти события, делать видеорепортажи". С точки зрения Хафеза, "хотя современная журналистика имеет свои особенности, а СМИ сегодня пишут на все темы, для культуры ситуация в будущем не ухудшится".

 Фото:dialogorg.ru. Египетская газета "Аль-Ахрам"

В свою очередь заместитель директора вещания медиагруппы Наталия Нерсесян отметила важность доступной и комфортной инфраструктуры в продвижении туристических локаций. Заместитель директора вещания МИА "Россия сегодня" сравнила свой первый опыт пребывания в Туле и поездки в город "пряников, оружейников и самоваров" в последние годы. По словам Нерсесян, город преобразился, и теперь его хочется рекомендовать для поездки на выходные из Москвы.
 
Модератор дискуссии не разделил оптимизм коллег, сетуя на то, что инфраструктура становится доступной только в более-менее известных туристических местах, а популяризация культурной повестки чревата потерей в качестве материалов. При этом очевидно, что формат подачи информации может и должен меняться. "Социальные сети — лучшие друзья культуры сегодня" — возразила Наталия Нерсесян. "В социальных сетях люди активно обмениваются фотографиями культурных объектов, это больше не привилегия крупных СМИ".

Фото: ethnoworld.ru

Заместитель директора Института наследия Надежда Филатова отметила, что новости культуры не несут в себе негатива, поэтому никогда не станут  "горячим " контентом, при этом Филатова надеется, что однажды интерес общественности к теме культурного наследия возрастёт.
 
Разговор о сохранении культурного наследия прозвучал на конференции в более позитивном ключе. Венси Охас Мазо, главный специалист Кубинского института радио и телевидения, рассказал о том, как правительство Кубы заботится о достоянии локальной медиа индустрии. "В цифровую эпоху существует угроза сохранению культурного наследия. Например, информацию, хранящуюся на цифровых кассетах, через несколько лет уже нельзя будет воспроизвести. Но радио и телевидение останутся памятью государства" — сообщил спикер.
 
В настоящее время на Кубе действуют около 100 государственных радиостанций и 10 телевизионных каналов, а в архиве телевидения и радио хранятся более 500,000 материалов на 80,000 бобинах кинопленки. Преимущественно это контент из стран Латинской Америки и Советского Союза, начиная с 1960-х годов. По выражению Охаса Мазо, архивы — это, к тому же, "место социализации и обмена знаниями ".
 
Схожую позицию выразил главный редактор отдела искусств портала  "Раштрия Сахара",  Джай Пракаш. "На государственных и частных средствах массовой информации лежит социальная ответственность. Сохранение коллективных знаний поможет будущим поколениям исследователей, этот процесс происходит постоянно, история не стоит на месте " — подчеркнул индийский журналист.
 
Хорошими новостями на тему сохранения культурного наследия поделилась и заместитель директора Института наследия Надежда Филатова. По ее словам, еще десятилетие назад список всемирного наследия ЮНЕСКО возглавляли природные и культурные объекты из европейских стран, таких, как Италия, а в последние годы Россия, Индия и Китай занимают все более уверенные позиции. В настоящий момент в список включен 31 объект на территории Российской Федерации, ещё 20 объектов находятся в так называемом предварительном списке. Из наиболее поздних номинантов — заповедник "Дивногорье" (Воронежская область), Кенозеро (Архангельская область) и эскимосский посёлок Наукан (Чукотка).
 
Впрочем, Филатова признает, что в вопросах сохранения культурного наследия есть немало барьеров на законодательном уровне: количество номинаций ограничено, не теряет актуальности и проблема финансирования. Некоторые объекты, как, например, Венеция, находятся под угрозой исчезновения: в случае с итальянским городом, исправить положение оказалось крайне сложной задачей, вопреки большому количеству смелых обещаний.
 
Действительно, мир не стоит на месте: сохранение и передача культуры следующим поколениям не происходят по умолчанию, а находятся в зоне ответственности человечества. Здесь будет полезно вспомнить 5 стратегических принципов Конвенции ЮНЕСКО (1972): следование положениям основополагающих документов, консервация, наращивание потенциала, взаимодействие и помощь местных сообществ. Что же касается интереса к теме культуры и ее артефактам, вопрос остаётся открытым: должна ли культура сделать шаг на пути к массовому зрителю или наоборот? Дискуссия определённо требует продолжения.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть