Новая стратегия развития государственной статистики и Росстата до 2030 года: шаг в будущее
20 января 2025
Председатель Независимого профсоюза актеров Денис Кирис высказался о проекте создания разножанровых фильмов об СВО
20 января 2025
Подвигу выживших посвящается
20 января 2025
"Улитка на склоне" по одноименному роману братьев Стругацких. МТЮЗ. Режиссёр Пётр Шерешевский.
20 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Сохранять и продвигать: будущее культурного наследия в информационном мире

У культурного наследия большая гуманистическая миссия, но для современной аудитории этого может быть недостаточно.

Фото: poretskoelibrary.ru
Фото: poretskoelibrary.ru

2022 год в России объявлен годом культурного наследия, его популяризации и сохранения. 21 июля в пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялся круглый стол, посвящённый этой теме. В конференции приняли участие представители СМИ о культуре из Гаваны, Каира и Дели.

В центр обсуждения попали два аспекта: государственные инициативы по поддержке и сохранению культурного наследия и стратегии продвижения темы культуры в современных медиа. Модератором дискуссии выступил директор международного сотрудничества медиагруппы "Спутник" Василий Пушков, он предварил дискуссию грустным примером из жизни: его коллега, корреспондент зарубежного СМИ, признался, что не знает, как писать о культуре, чтобы это заинтересовало читателя сегодня.


Фото: riafan.ru

По мнению самого Пушкова, в мире происходит слишком много важных событий, которые требуют освещения, что вытесняет тему культуры с полос изданий. В дополнение к выступлению модератор попросил каждого спикера высказаться: актуально ли сейчас говорить о продолжении сотрудничества между учреждениями культуры и СМИ, или эта связь себя исчерпала.
 
Для Аймана Хафеза, фотожурналиста каирской газеты "Аль-Ахрам", сохранение интереса к культуре — во многом вопрос правильного инвестирования. "Инвестировать можно в маркетинговые активности: например, приглашать зарубежных кинематографистов для съемки исторических фильмов в подходящих ландшафтах страны, организовывать фестивали или спортивные мероприятия. Для СМИ важно качественно освещать эти события, делать видеорепортажи". С точки зрения Хафеза, "хотя современная журналистика имеет свои особенности, а СМИ сегодня пишут на все темы, для культуры ситуация в будущем не ухудшится".

 Фото:dialogorg.ru. Египетская газета "Аль-Ахрам"

В свою очередь заместитель директора вещания медиагруппы Наталия Нерсесян отметила важность доступной и комфортной инфраструктуры в продвижении туристических локаций. Заместитель директора вещания МИА "Россия сегодня" сравнила свой первый опыт пребывания в Туле и поездки в город "пряников, оружейников и самоваров" в последние годы. По словам Нерсесян, город преобразился, и теперь его хочется рекомендовать для поездки на выходные из Москвы.
 
Модератор дискуссии не разделил оптимизм коллег, сетуя на то, что инфраструктура становится доступной только в более-менее известных туристических местах, а популяризация культурной повестки чревата потерей в качестве материалов. При этом очевидно, что формат подачи информации может и должен меняться. "Социальные сети — лучшие друзья культуры сегодня" — возразила Наталия Нерсесян. "В социальных сетях люди активно обмениваются фотографиями культурных объектов, это больше не привилегия крупных СМИ".

Фото: ethnoworld.ru

Заместитель директора Института наследия Надежда Филатова отметила, что новости культуры не несут в себе негатива, поэтому никогда не станут  "горячим " контентом, при этом Филатова надеется, что однажды интерес общественности к теме культурного наследия возрастёт.
 
Разговор о сохранении культурного наследия прозвучал на конференции в более позитивном ключе. Венси Охас Мазо, главный специалист Кубинского института радио и телевидения, рассказал о том, как правительство Кубы заботится о достоянии локальной медиа индустрии. "В цифровую эпоху существует угроза сохранению культурного наследия. Например, информацию, хранящуюся на цифровых кассетах, через несколько лет уже нельзя будет воспроизвести. Но радио и телевидение останутся памятью государства" — сообщил спикер.
 
В настоящее время на Кубе действуют около 100 государственных радиостанций и 10 телевизионных каналов, а в архиве телевидения и радио хранятся более 500,000 материалов на 80,000 бобинах кинопленки. Преимущественно это контент из стран Латинской Америки и Советского Союза, начиная с 1960-х годов. По выражению Охаса Мазо, архивы — это, к тому же, "место социализации и обмена знаниями ".
 
Схожую позицию выразил главный редактор отдела искусств портала  "Раштрия Сахара",  Джай Пракаш. "На государственных и частных средствах массовой информации лежит социальная ответственность. Сохранение коллективных знаний поможет будущим поколениям исследователей, этот процесс происходит постоянно, история не стоит на месте " — подчеркнул индийский журналист.
 
Хорошими новостями на тему сохранения культурного наследия поделилась и заместитель директора Института наследия Надежда Филатова. По ее словам, еще десятилетие назад список всемирного наследия ЮНЕСКО возглавляли природные и культурные объекты из европейских стран, таких, как Италия, а в последние годы Россия, Индия и Китай занимают все более уверенные позиции. В настоящий момент в список включен 31 объект на территории Российской Федерации, ещё 20 объектов находятся в так называемом предварительном списке. Из наиболее поздних номинантов — заповедник "Дивногорье" (Воронежская область), Кенозеро (Архангельская область) и эскимосский посёлок Наукан (Чукотка).
 
Впрочем, Филатова признает, что в вопросах сохранения культурного наследия есть немало барьеров на законодательном уровне: количество номинаций ограничено, не теряет актуальности и проблема финансирования. Некоторые объекты, как, например, Венеция, находятся под угрозой исчезновения: в случае с итальянским городом, исправить положение оказалось крайне сложной задачей, вопреки большому количеству смелых обещаний.
 
Действительно, мир не стоит на месте: сохранение и передача культуры следующим поколениям не происходят по умолчанию, а находятся в зоне ответственности человечества. Здесь будет полезно вспомнить 5 стратегических принципов Конвенции ЮНЕСКО (1972): следование положениям основополагающих документов, консервация, наращивание потенциала, взаимодействие и помощь местных сообществ. Что же касается интереса к теме культуры и ее артефактам, вопрос остаётся открытым: должна ли культура сделать шаг на пути к массовому зрителю или наоборот? Дискуссия определённо требует продолжения.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Новая стратегия развития государственной статистики и Росстата до 2030 года: шаг в будущее
Председатель Независимого профсоюза актеров Денис Кирис высказался о проекте создания разножанровых фильмов об СВО
Подвигу выживших посвящается

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть