Лариса Долина спела в рок-оратории "Чёрный январь. Прощёное воскресенье" с детьми из Луганска
30 января 2023
Дорога в вечность. О картине Сергея Дебижева "Святой Архипелаг".
30 января 2023
Нездешние традиции
30 января 2023
Бриллиантовый Гайдай
30 января 2023

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 октября 2022 20:00

Архитектура, ботаника и психология на арене цирка: новые форматы театральных лабораторий запустили на "Тавриде"

Автор: Ревизор.ru
Фото: пресс-служба "Таврида.Арт"
Фото: пресс-служба "Таврида.Арт"

Взаимосвязь психологии, ботаники, архитектуры, театра и музыки с цирковым искусством рождают новые формы и смыслы. В арт-школе уличного театра и цирка на "Тавриде" запустили творческие лаборатории. Они могут стать основой образовательных программ будущего Университета креативных индустрий.

С 4 по 9 октября на площадке арт-кластера "Таврида" в Крыму прошла арт-школа  уличного театра и цирка в рамках образовательного заезда "Сложности = Возможности". На протяжении недели артисты цирка, актеры уличных театров, художники-постановщики и режиссеры из 45 регионов России изучали новые технические возможности современного циркового оборудования, обучались законам работы в воздухе, искали оригинальные способы взаимодействия с реквизитом.

Молодые профи приняли участие в уникальных лабораторных форматах, призванных найти новые формы и смыслы в цирковом и театральном искусстве.

"Лаборатории арт-школы уличного театра и цирка – это эксперимент. Мы расширяем творческие возможности участников, погружая их в другие сферы. Например, знания из области психологии позволяют актерам уличных театров лучше понимать чувства как собственных персонажей, так и реакцию зрителей, с которыми они взаимодействуют. Другой пример – перенос архитектурных стилей на пластику тела. Данные методы являются новаторскими в цирковом и театральном искусстве в России. На заезде мы только начинаем внедрять их, но совсем скоро подобные творческие лаборатории могут стать частью образовательной программы Университета креативных индустрий", – рассказывает куратор арт-школы уличного театра и цирка Ольга Маркелчева.

Всего на площадке запустили 5 лабораторий: "Ботанический цирк", "Цирк, звук, ритм, вокал", "Актерская психология и клоунада", "Архитектурный цирк" и "Предметный цирк".

Психолог для клоуна или клоун-психолог?


Фото: пресс-служба "Таврида.Арт"

В лаборатории "Актерская психология и клоунада" основам психологии артистов обучил специалист в области психоанализа личности, актер театра и кино Дмитрий Томин. Участники более детально разобрали собственное поведение на сцене и продумали способы взаимодействия с аудиторией. Результатом стали небольшие этюды, которые оценивал художественный руководитель театра клоунов "Микос" (Москва) Сергей Поганели.

"Мы открываем новые грани воображения. В основном у всех артистов, которые начинают работать в жанре клоунады, появляются вопросы о том, как возникают те или иные эмоции у человека – переживание и смех. Клоун должен понимать публику, с которой он работает, поэтому знания из области психологии становятся хорошей теоретической базой для творцов", – рассказывает Сергей Поганели.

Участники лаборатории познакомились с сознанием и подсознанием, разобрали психологические особенности личности и способы воздействия на аудиторию.

Архитектура тела.

В лаборатории "Архитектурный цирк" артисты стали слушателями лекций члена Союза Архитекторов России, архитектора-реставратора, главного архитектора проектного бюро "Абрис" (Вологда), внештатного сотрудника кафедры архитектуры ВОГУ Марии Шамариной. Вместе с экспертом они погрузились в разные эпохи, изучили отличительные особенности античной архитектуры, готического стиля, ренессанса, модерна и конструктивизма.

"На занятиях происходят совершенно необычные вещи, о которых мы даже и не могли подумать. Мне кажется, что именно такое сочетание не сочетаемого рождает свежие идеи. Лаборатория помогает раскрепоститься и открыть новые формы. Во время занятий участники то превращались в античные статуи, то становились шпилями готических соборов – и все это с помощью пластики", – поделилась Мария Шамарина.

Главная задача – переложить принципы архитектуры на пластику тела и собственными движениями выразить нужный образ. Ключи к трансформации движений в контексте выбранного стиля участникам дал режиссер хореографических и телесных перформансов, танцевально-двигательный терапевт Николай Митяшин.

Звуковой перформанс.

Лаборатория "Цирк, звук, ритм, вокал" направлена на коллаборацию музыкального театра и жонглирования. Среди экспертов лаборатории обладатель золотой медали на Парижском фестивале "Цирк завтрашнего дня" Тимур Кайбжанов и Яна Коломиец, педагог по эстрадному и академическому вокалу, солистка камерного театра "Музико".

"Это действительно новый формат. Раньше были попытки совместить вокал, стихи, музыку, ритм и жонглирование, но полноценной лаборатории не существовало. Уверен, что полученные на "Тавриде" знания и навыки ребята применят в своих постановках", – отмечает  Тимур Кайбжанов.

На тренингах участники арт-школы театра и цирка научились использовать собственный голос и реквизит для создания звукового перформанса. Так, с помощью скрипов, шепота, стука булавы и других "музыкальных инструментов" в павильоне артисты воссоздали атмосферу переполненного вокзала и тихой морской бухты – а ведь это только часть возможностей для игры со звуком.

Ботанический цирк.

Почувствовать себя цветком и изучить ботанические свойства растений, чтобы открыть новые пластические формы, предложили в рамках лаборатории "Ботанический цирк". Программа лаборатории – объединение опыта доктора геолого-минералогических наук Ольги Мининой и сооснователя уличного театра "Небесная карусель" (г. Санкт-Петербург) Натальи Овчинниковой.


Фото: пресс-служба "Таврида.Арт"

"Если мы обратимся к Европейским циркам, то в их выступлениях присутствует ботаническая тема. Растения достаточно медленные, заземленные – такой способ существования мы постарались взять за основу при работе с телесностью. Сначала участники слушают лекции, пытаются понять сущность растений, а затем пробуют перенять их свойства и отразить их в своем поведении", – объясняет Наталья Овчинникова.

На занятиях участники учились у растений мимикрировать в пространстве сцены, существовать в творческом симбиозе, заземляться и открывать новые грани работы с пластикой.

Предмет = партнер.

Лаборатория "Предметный цирк" направлена на поиск новых принципов и приемов работы с цирковым аппаратом и реквизитом. Эксперт "Тавриды", артист-гимнаст на полотнах и трапеции, серебряный призер фестиваля "Золотой слон" в Испании, обладательница титула "Принцесса российского цирка" Сабрина Шатирова показала, как использовать кольца и держать баланс на трапеции. Добавить смысловой нагрузки в работу с цирковым реквизитом смогла актриса Большого театра кукол (г. Санкт-Петербург), педагог и продюсер Янина Буртман. С помощью тренингов по актерскому мастерству участники увидели в таких предметах как стул, бумага и полотно настоящих партнеров по сцене.

"Мне кажется все арт-классы на "Тавриде" очень разносторонние. Я сама думаю, как бы успеть на занятия к другим экспертам, потому что здесь очень много интересных людей и направлений. Это помогает посмотреть на творчество свежим взглядом. Артист – это человек, который всегда находится в поиске. Здесь можно узнать что-то новое, раскрыться, попробовать элементы на канате и одновременно прочитать монолог", – рассказала Сабрина Шатирова.

В рамках лаборатории артисты уличного театра и цирка соприкоснулись с драматическим искусством и овладели новым языком для взаимодействия с реквизитом.


Фото: пресс-служба "Таврида.Арт"

Образование будущего.

Лаборатории арт-школы уличного театра и цирка – новый формат, который меняет представление о цирковом и театральном образовании. Коллаборации становятся основой новых творческих форм и граней в искусстве и подталкивают творцов на эксперименты. 

"Ожидание от лабораторий на "Тавриде" полностью оправдалось. Мы изучаем тело, звук, речь и насмотренность, а потом воплощаем знания в творческой антрепризе. Лично для меня участие в лаборатории – это повод себя взбудоражить и испытать. Сейчас любят универсальных артистов, поэтому наша задача – как можно больше изучить, развить свои навыки", – поделился Вячеслав Мельник, участник арт-школы уличного театра и цирка из Саратовской области.

В ближайшем будущем подобные лабораторные форматы могут стать частью образовательной программы Университета креативных индустрий, который строится в Крыму. Круглогодичный образовательный центр откроет свои двери для молодых профессионалов уже в 2023 году и станет ядром туристско-образовательного кластера "Таврида.Арт".
 
Партнеры образовательного заезда: Россотрудничество, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Российский союз уличных театров и артистов, театр клоунады "Микос", уличный театр "Небесная Карусель", Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, конкурс "Мастера гостеприимства".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Архитектура, ботаника и психология на арене цирка: новые форматы театральных лабораторий запустили на "Тавриде"
Провинциальный театр: как развивать культуру, если ты не из столицы?
На "Тавриде" поставят музыкальный спектакль для столичной сцены, разработают умный дом будущего и по-новому откроют национальные театры

В Москве

Встреча с театром
В Москве пройдет спектакль "Рабочий и колхозница. Гала. 85 лет любви"
Прогулка по цехам: музыкальная переквалификация
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть