Спектакль "Щелкунчик". Фото: Московский театр кукол
Алексей, трудно Вам было после 15 лет работы в Крымском театре начинать все сначала в Москве?
Скорее было интересно проверить свои знания, опыт и актерскую школу на московской сцене. Проверил. И очень благодарен моим преподавателям за то, что дали правильное понимание профессии. А труппа в театре собралась очень сильная! Ребята учились в разных театральных институтах, у разных мастеров, но у меня ощущение, как будто мы все ходили в одну школу. Только в разные годы.
Расскажите о своем Петрушке.
О Петрушке я мечтал давно – с тех пор, как в 2001 году в Москве увидел его на первом Образцовском фестивале! Мы с другом даже подходили к петрушечнику Анатолию Архипову, разглядывали пищик-инструмент, через который Петрушка “говорит”, спросили у Анатолия, не глотал ли он пищик? Он нам пожелал по “типуну на каждый язык” и мы уехали домой в Крым. Там попытались сделать пищик, но он не получился. И конечно я не мог и представить, что через столько лет судьба вновь сведёт меня с Анатолием в Московском театре кукол и подарит того, о ком я мечтал - Петрушку!
И как проходили репетиции, весело?
Порой, даже очень. Но иногда Петрушка не хотел работать. Это звучит странно, но у меня полное ощущение того, что не я его веду, а он меня. Это какое-то волшебство. Я никогда не знаю, какое коленце он сейчас выкинет. Как-то я долго никак не мог придумать финал одной сцены. Признаюсь, почти сдался. И буквально на ближайшем прогоне к нам по случаю заглянул болгарский режиссер. Петрушка увидел зрителя, оживился и сам вывел очень лаконичный и остроумный финал! Вот такая петрушка получилась. (Смеется)
Спектакль "Щелкунчик". Фото: Московский театр кукол
В каких еще спектаклях Вы еще играете? И кого?
Во многих спектаклях – “Чиполлино”, “Крабат – ученик колдуна”, “Огниво”, “Волшебный орех. История Щелкунчика”… В последнем я играю Дроссельмайера, это роль " живого плана". Он очень странный: носит старомодный камзол и напудренный парик, иногда ведёт себя, как ребёнок... И мне показалось, что эту странность надо "проявить" во всем. И вот мой персонаж то шагает порывистой походкой, то может резко остановиться и медленно, как механическая кукла, повернуть голову. Или появиться перед зрителями с выбеленным лицом, выкрашенной в огненнорыжий бородой и без бровей.
Спектакль "Огниво". Фото: Московский театр кукол
А в “Огниве” я играю желтую собачку. (Снова смеется) Помните, там три ужасные собаки охраняли клад. Так вот, моя самая маленькая, но с большими глазами. Когда тебе достается большая роль, конечно, это праздник. Но у кукольников не должно быть комплексов, главная роль, неглавная. Мы неизбежно работаем вместе. Например, актёр, исполняющий главную роль, может в этом же спектакле быть задними ногами пуделя, передвигать декорации, подавать реквизит своим партнёрам... А если зритель всю эту нашу "кухню" не замечает, значит, мы всё правильно делаем.
Какие у Вас планы на будущее?
Знаете, когда я выбирал будущую профессию, то уже знал, что хочу быть именно кукольником. Это мой мир. Современный кукольный театр очень пластичен, он дает больше возможностей, чем воображаешь себе в самых смелых фантазиях. Артист театра кукол - универсальный артист: на ходули – пожалуйста, жонглировать – легко. Кульбит, играть на музыкальных инструментах, в кино сниматься – без проблем! Вы приходите к нам в Московский театр кукол и все поймете и увидите сами.