Профессия – жена гения
25 сентября 2021
"Большие гастроли" Брянского драмтеатра в Рязани: молодежный спектакль "Любовь в стиле баROCKко"
25 сентября 2021
Крепкий орешек. "Донбасс-опера" на фестивале "Видеть музыку"
24 сентября 2021
Состоялось первое заседание Общественного совета по проведению независимой оценки качества при Минкультуры России в новом составе
24 сентября 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Игорь Витренко: "Молодой автор – это не про возраст и не про строчку в паспорте"

Интервью "Ревизора.ru" с драматургом из Рязани, чья пьеса ставится сразу в нескольких театрах России.

Игорь Витренко. Фото из личного архива драматурга.
Игорь Витренко. Фото из личного архива драматурга.

Игорь Витренко – актёр, драматург, сценарист, автор ряда актуальных пьес, публиковавшихся в профильных изданиях, включая журнал "Современная драматургия", получавших престижные литературные премии, участник творческих лабораторий и драматических семинаров и конкурсов преимущественно всероссийского уровня. Живет и работает в Рязани.

Игорь, поводом для нашего интервью послужил тот факт, что вашу пьесу "Я танцую как дебил" поставит Рязанский театр драмы в результате Всероссийского конкурса по поддержке современной драматургии. Расскажите, что это был за конкурс, кто подавал на него заявку – вы сами, или театр, в чем суть этого конкурса?

На самом деле, я не очень в курсе подробностей. И я этим не занимался. Знаю, что конкурс проводится то ли ежегодно, то ли раз в два года. И заявки подают, конечно, театры, а не драматурги. У режиссеров, художественных руководителей, директоров есть какие-то идеи. Конкурс помогает их воплотить.

В каком состоянии сегодня подготовка спектакля, который, как говорят в театре, будет дан в начале 234-го театрального сезона? Что уже сделано? Насколько вам нравится то, что уже готово?

Я не хожу на все репетиции. Был на первой читке и уже тогда порадовался распределению ролей. Мне кажется, очень точное попадание. А недавно ходил на актерский прогон, то есть артисты уже работают без листочков, с текстом – "в зубах", знают, что и как. И мне очень понравилось то, что я увидел. Иногда радовался каким-то репликам просто потому, что их неожиданно слышать в нашем театре. Впереди работа со сценографией. Там много интересного придумали режиссер с художником. После этого, думаю, станет просто огонь.

Игорь Витренко на фестивале Любимовка, 2020. Фото - Юрий Коротецкий.

Достигли ли взаимопонимания с режиссером Арсением Кудрей? Кстати, я знаю Кудрю как артиста. Это первый для него режиссерский опыт? Как совпало, что драматург и постановщик "нашли друг друга"?

Мы с Арсением знакомы давным-давно. Он мне написал зимой ВКонтакте, что хочет почитать мою пьесу. Я отправил. Уже через час-два он написал, что ему интересно. По моим ощущениям, у нас полное взаимопонимание с самого начала.Мы сразу обговорили какие-то моменты. Я понял, что режиссер видит, к чему хочет прийти и более-менее успокоился. И нет, это далеко не первая постановка Арсения. Мне кажется, он лет 10 уже ставит.

В тексте пьесы фигурируют много разнородных локаций. Как думаете, легко ли их будет отобразить на сцене? Верите ли в возможность родного театра осуществить все ваши замыслы?

Я думаю, театр – совершенно невероятное место. Волшебное. При правильном подходе одного движения стула или ткани может быть достаточно для того, чтобы сменить место действия. Это в кино необходима конкретность и полная реалистичность. Если мне говорят про торговый центр, то я хочу увидеть и эскалатор, и витрины, и другие красОты. А на сцене мне этого не надо. Две-три точные детали, а все остальное я домысливаю. Театр условен. Что, конечно же, не отменяет правды существования актеров в рамках спектакля.

Пьеса кончается обращением к постановщикам: "Поп-культура – это сумасшедшая скорость.Тима Белорусских или сериал "Чернобыль" более или менее волнуют/интересуют людей сейчас – в конце июня 2019-го. Через год все будет по-другому, через два по-третьему. Та же ерунда со словами "хайп", "байтить" и т.д. Сегодня они есть, завтра нет уже.Я это к чему… Решили ставить "Я танцую как дебил" – смело перекраивайте "актуальную" ткань текста. Меняйте к чертям сленг, говорите о музыке, звучащей отовсюду именно теперь, в тот момент, когда пьеса превращается в спектакль. Я уверен, артисты и зрители должны говорить про "здесь и сейчас" не только в пространстве смыслов, но и в пространстве лексики". С одной стороны, вы проявляете похвальную гибкость; с другой – насколько вы готовы уступать ради постановки? Не может ли случиться так, что в театре "исправят" пьесу так, что она потеряет авторский замысел?

Так я же не предлагаю говорить ВЕСЬ текст своими словами. Я пишу про очень конкретные вещи, маркеры текущего момента. Пусть в тексте останется 2019-й. Но мы живем уже в 21-м, потом будет 22-й. Тима Белорусских по-прежнему популярен, но уже не так, как два года назад. Сейчас он, может, и будет уместен в спектакле. Но пройдет год-два, и его упоминание будет звучать, скажем так, не очень… А в принципе я нормально отношусь к изменениям в тексте, если они оправданы и согласованы с автором. Я отлично понимаю, что пьеса и спектакль – это две разных вещи. Связанные друг с другом, но разные.

Игорь Витренко в спектакле "Мы были" театра-студии "Шанс".

Я слышала, что пьеса "Я танцую как дебил" ставится или уже поставлена и в других театрах России. Расскажите об этих постановках и о том, как удалось их добиться. Можно ли уже сравнивать какие-то состоявшиеся инсценировки, или все – дело будущего?

Точно будут спектакли в Челябинском Молодежном театре и в Национальном театре Карелии. Я постановок не добивался. Просто мне написали или режиссеры или завлиты театров с предложением. Я с радостью согласился. В репетициях участия не принимаю. Поэтому ничего определенного сказать не могу. Видел запись декабрьской читки в Челябинском Молодежном, и мне понравилось. Вроде бы и текст свой знаю, а за героев переживал, как будто не знал. После этого режиссеру – Ивану Миневцеву – доверяю. Знаю, что он немного подсократил текст. И еще предложил мне дописать одну сцену, что я с удовольствием и сделал.

"Я танцую как дебил" – единственная ваша "счастливая" пьеса, дошедшая до постановки, или были и другие опыты? Вообще, сколько у вас пьес на сегодня написано? Все ли они готовы к постановке, если звезды счастливо встанут, и вы проснетесь знаменитым?

Есть постановка в небольшом Хельсинском театре. Это спектакль по пьесе "Царь-зашквар". Шесть монологов, написанные шестью авторами. А "Я танцую как дебил" – первая сольная, дошедшая до постановки. В планах нескольких театров есть еще две пьесы – "Рома, правда и подкасты" и "Вот возьму и нарисую" (ее я написал вместе с Александром Тюжиным). А дальше посмотрим. Пьес у меня порядочно. Если не брать этюдные вещи, сольно я написал пять, скажем так, полнометражных пьес ичетыре в соавторстве с Александром Тюжиным. Плюс "Царь-зашквар". И как по мне, это законченные вещи, каждую из которых можно брать и ставить. Почему бы и нет?

Игорь Витренко на семинаре драматургии Совещания молодых писателей Союза Писателей Москвы в 2019 году.

Мониторите ли вы ситуацию – кто еще из драматургов, живущих и работающих в одном с вами городе, в Рязани, имеет творческий багаж в виде реальных постановок своих произведений? Что для этого нужно драматургу в сегодняшних условиях? Грубо говоря, как "пробиться"?

Сознательно я не отслеживаю чужие успехи. Если что-то на глаза в соцсетях попадается, лайкаю, поздравляю, радуюсь. По поводу "пробиться"… В России есть прекрасная система драматургических конкурсов. Их немало – "Евразия", "Любимовка", "Действующие лица", "Ремарка", "Исходное событие -XXI век" и еще есть другие. Надо писать и рассылать пьесы на эти конкурсы. И когда ты попадаешь в шорт-лист или в победители какого-нибудь конкурса, твою пьесу могут заметить режиссеры, худруки театров. А могут не заметить. Тогда надо еще писать и рассылать. Драматург Родион Белецкий рекомендует каждую свою новую пьесу распечатывать и делать веерную рассылку почтой по всем театрам России, в которых ставится современная драматургия. Я пока не пробовал так делать. Но Родион говорит, что схема рабочая.

Несколько вопросов по самой пьесе "Я танцую как дебил". Она – о соприкосновении молодежной субкультуры с миром взрослых. С чего возник именно такой замысел?

Замысел возник не про соприкосновение. Замысел был про отца и сына-подростка, влюбившихся в одну и ту же девушку. И она сильно младше отца и нормально так старше сына. А потом уже эта мысль стала обрастать "мясом" и тогда придумалось все остальное. Но в принципе я посвятил эту пьесу прекрасным подросткам, с которыми я в то время плотно общался. И они очень на меня повлияли. Не было бы их, и пьесы не было бы.

У вас в тексте непонимание поколений затрагивает не только культурную, внешнюю сферу. По сути, вы написали новую версию конфликта "отцов и детей". На чьей стороне вы как автор в этой расстановке сил? Вам скоро 40 лет, к кому вы себя относите – к отцам или детям? Вообще, в наше время 40-летний драматург – это молодой драматург, начинающий, или уже мэтр? Как вы определяете "молодость" писателя?

В конфликте отцов и детей я мечусь между двух огней. У меня есть сын. Подозреваю, что я временами для него зануда, говорящий прописные истины. У меня есть родители. Думаю, они до сих пор не совсем принимают то, чем я занимаюсь. Вопрос про возраст – расплывчатый, на самом деле. И ответ такой же будет. Артюр Рембо к 19 написал все свои знаковые стихи, а Генри Миллер профессионально занялся литературой после 30. В общем, молодой автор – это не про возраст, мне кажется, и не про строчку в паспорте.Это когда вопросов у тебя больше, чем ответов; когда ты хочешь учиться, а не поучать; когда есть силы удивляться и радоваться. Если автор эти способности теряет, он стареет, как по мне. Хотя исключения есть. А формально я уже не молод, конкурсы молодых авторов проводятся для людей "35 минус".



Наш портал ориентирован на молодежную аудиторию, поэтому что можете посоветовать тем своим коллегам, которые только ступают на стезю драматурга?

Надо писать. Столько, сколько можете. Для меня в плане объемов идеал Стивен Кинг. Он ежедневно пишет 2000 слов. Я, кажется, ни разу столько не осилил. Надо читать. И прозу, и – обязательно – пьесы. Все-таки драматургия – это особенный жанр, это не только "слева кто говорит, а справа – что говорит", это другое построение истории. Плюс необходимо учиться. Сейчас есть книжки, вебинары, статьи. Они, как правило, касаются кинодраматургии, но, мне кажется, большая часть советов вполне подходит и для театральных историй. Ну и все попутное смотреть – фильмы, сериалы, спектакли. И плохие, и хорошие. Понимать, что плохо в плохих, а что хорошо в хороших. И, само собой, не стоит забывать про жизнь, про настоящих людей. Слушать их, интересоваться ими. Вчера гулял вечером, пообщался с пьяным мужичком, он искал "Таньку, бухающую где-то тут". Конечно, этот разговор – не повод для истории. Но это может стать штришком в какой-то пока ненаписанной пьесе. А может не стать. Это не принципиально. Принципиально то, что я пообщался с кем-то, и мир стал еще интересней.

То важное, о чем я не спросила, но сказать обязательно надо?

Театр сегодня очень разнообразен. Это не скучающие люди в доисторических камзолах, бубнящие текст, осточертевший им самим. Хороший, живой театр – это современно, даже если на сцене идет древнегреческая трагедия. А уж когда современную пьесу ставят – вообще огонь. Даже если вы думаете, что ненавидите театр, я уверен, что вы можете найти свои спектакли, своих режиссеров, свою драматургию. Только надо искать. Вот это я и скажу – ищите. Готов помочь в поиске. Я уверен, что с помощью театра можно расширить границы восприятия, и сделать это совершенно легально.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Профессия – жена гения
"Большие гастроли" Брянского драмтеатра в Рязани: молодежный спектакль "Любовь в стиле баROCKко"
Крепкий орешек. "Донбасс-опера" на фестивале "Видеть музыку"

В Москве

Спектакль "Мультики" на Фестивале молодой режиссеры "Артмиграция"
Фестиваль кино и визуальных искусств "Мир сквозь тишину" пройдет в Москве с 1 по 3 октября
В "Геликон-опере" выступит пианистка Александра Довгань
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть