"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Монро, Брик и горничная Раневской. Интервью с актрисой Яниной Мелеховой

Ревизор.ru поговорил с актрисой из "Стиляг" о работе в театре и кино, подготовке к ролям и отношении к режиссёрам.

Фото: Михаил Рыжов
Фото: Михаил Рыжов

Янина Мелехова – талантливая актриса родом из Белоруссии, прославилась впервые ролью в "Стилягах". Сейчас за плечами актрисы более пятидесяти работ в театре и кино, а также участие в новых театральных проектах, кино и сериалах.

 Вы выросли в творческой семье. Родители поддерживали вас в вашем выборе?

Да, мои родители поддерживают меня во всем. Они видели, что я интересовалась актерским мастерством, в театре я играла с детства, исполняла все детские роли. А решающим фактором стали съёмки в короткометражке "Война". Роль вышла удачной, и после нее я поступила в театральный институт.

 Чем вам запомнились съемки в популярном фильме "Стиляги"?

Это был мой первый крупный проект в Москве. До этого я работала в театре, преподавала, выступала со своим танцевальным коллективом, вкалывала, чтобы оплачивать комнату в коммуналке и хоть что-то есть. Когда появились "Стиляги", я перестала питаться слойками из перехода, и стала есть нормально. Благо в кино платят больше, чем в театре. Интересное началось еще на кастинге: я только переехала из Белоруссии, и ездила за рулем делать документы. Я еду в Москву на машине, почти сутки без сна, мне звонят и просят приехать на кастинг в 15.00, на часах 11.30, а мне 300 километров до МКАДа. Я ответила: успею. Прилетела за 3 часа. Через две недели мне перезвонили и утвердили, далее последовало полгода репетиций. Мы собирались по вечерам, придумывали танцы. Благодаря этому режиссерскому ходу мы стали большой дружной стильной семьей.

Фото: Михаил Рыжов

Каково было работать над ролью в фильме Бориса Грачевского?


С Борисом я познакомилась на кинофестивале, куда приезжала с фильмом "Война", и только спустя 10 лет я у него снялась. Фильм планировали показать на одном из центральных каналов, но пока не срослось. Он был показан на ряде кинофестивалей, и я слышала много положительных отзывов. Героиня моя кому-то может показаться неоднозначной, но для меня это был интересный опыт, и те, кто видит эту работу, удивляются, что я тоже могла сыграть такую вещь.
Как бывает? Актер хорошо сыграл, но это не так интересно, интереснее какие-то скандалы, даже выдуманные. К нам на съемки приехали с одного из телеканалов, сказали, что готовят сюжет о фильме. А через неделю вышел сюжет, что мы с Борисом любовники, поэтому он снимает меня в своем фильме. Все было так грамотно смонтировано, что в моем окружении поверили многие. Да что там, я и сама поверила, если бы не знала правды.
 
Разницу в белорусском и русском характере вы чувствуете?

Характер зависит от воспитания, от семьи. Я вижу, как на меня реагируют, узнавая, что я из Белоруссии. Когда Людмила Ивановна Иванова, прослушивая меня в театр "Экспромт", узнала, откуда я родом, сказала: "Ну всё, берём. Раз белоруска, должна ух как работать!" То есть, получается, мы отличаемся какой-то работоспособностью. Хотя мне кажется, что это особенность не столько моих соотечественников, сколько тех, кто приехал покорять крупный город. Ты покинул родные края, назад дороги нет, ты обязан быть работоспособным. Ещё мне кажется, что мы всё же немного попроще и более открытые. Но вообще везде, где узнают, что я белоруска, я ощущала только самые лучшие и самые позитивные эмоции по этому поводу.

Янина Мелехова в образе Мерилин Монро

Участвуете ли вы в белорусских проектах? Фильм "Хрусталь" белорусского производства номинирован на Оскар.

К сожалению, так складывается, что с тех пор как я уехала в Москву, я снималась в Белоруссии только два раза. И то это были российские проекты. Один из них "Стиляги", а другой  - сериал "Семейное дело", где этим летом я снималась с замечательным Михаилом Тарабукиным. Почему-то на белорусские картины меня пока не приглашают. Обиделись, наверное, что я уехала.

Расскажите, пожалуйста, о своей роли домработницы Раневской. Как готовились? Читали мемуары о Фаине Георгиевне?

Она актриса,  которая притворилась домработницей, чтобы оказаться рядом с Фаиной Георгиевной. Без всякой корысти. Она искренне хотела находиться рядом с таким великим человеком. Тем более зная об её одиночестве. Похожая история была в действительности: Фаину Георгиевну разыграли, и к ней в дом пришла актриса в образе сельской домработницы. В спектакле Леон Измайлов, автор пьесы, развил это в уже настоящий сюжет.

Работая над этим проектом, я не изучала дополнительно мемуары Раневской. Я их читала гораздо раньше. И очень многие её крылатые фразы мне были известны до спектакля. Наш спектакль — это не биография, мы показываем собирательный образ, и такая тотальная подготовка с исторической стороны не нужна.

Фото: Михаил Рыжов

Ваш ребёнок понимает, что мама знаменитая актриса?

Мне кажется, что Анюта пока не понимает, ведь меня не так часто показывают по телевизору. Наверное, если бы я снималась в бесконечных сериалах и мелькала ежедневно по тв, она бы по-другому реагировала. Хотя телевизор она смотрит редко, да и те проекты, где я снимаюсь, они не детские, и нет смысла показывать их ребенку.  Она знает, что я артистка, но больше театральная. Понимает, что это такое, бывала на репетициях.
Недавно я снялась в рекламе, и пока это ее любимый "фильм" с моим участием. Дочка знала, что в театре я играю Мерилин Монро и быстро поняла, что в рекламе тоже — я в этом образе.  Как только слышит музыку, бежит к телевизору с криком "мама" и не отрываясь смотрит. А когда мы едем на машине и проезжаем плакат с этой рекламой, тоже громко кричит: "мама-мама!"


Янина Мелехова в образе Мерилин Монро

Чего вам как актрисе не хватает сейчас в кино и театральном деле?

Мне всегда чего-то не хватает. Считаю, что иначе быть и не может. Если всего хватает, и наелся  своей работой,  можно уходить из профессии. Творческие муки, поиски – постоянно присутствуют.
   
Все свои театральные проекты я обожаю: на данный момент около 6 взрослых и трех детских. Стабильно идут. А роли любимые и разные. Практически везде если не главная роль, то большая. А если и второго плана, то все они глубокие, серьёзные, интересные для меня. В тоже время я стремлюсь к новым высотам, мечтаю выходить на сцену "Современника".
            
А в кино… В кино не хватает материала. Съёмки есть, но… Вот, например, летом снималась  в историческом сериале о 20-х годах, где я играю сотрудницу ЧК "Ростов". Материал очень мощный, надеюсь сериал получится крепкий. И после таких ролей сложно воспринимать "легкие". Работать в комедии, скетчкоме, мелодраме мне, возможно, сложнее, чем в драме, которая людям со стороны может показаться сложней. Видимо, я уже настолько опытна в этих ролях, благодаря театру, что сыграть порой какую-то простушку, лёгкую, беззаботную, для меня как для актрисы тяжело. Мне нужно что-то большее, чем предлагаемые обстоятельства, чтобы перевоплотиться. Но всё-таки я жду и надеюсь, что большой серьёзный материал в кино придёт ко мне и произойдет серьезный прорыв.  

Фото: Михаил Рыжов

Как обычно готовитесь к роли?

Больше работы над ролью проходит в театре, там я играла от Буратино до Мэрилин Монро, Лили Брик и заключённой Освенцима. Иногда я сама работаю над гримом, что тоже помогает мне лучше понять персонаж. В другие роли идет полное погружение в материал, исторические факты. А вот режиссер мюзикла "Маяковский" в "Театре Луны" запретил нам читать письма и биографию Лили Брик. Мы всё равно не знаем лично Лилю Брик, даже в дневниках всё может быть искажено. Создавая художественное произведение можем позволить себе некую фантазию. Если это герой реальный, то я изучаю биографию, смотрю фото, если есть — видео. Подготовка к роли занимает всё время. Ты этого не осознаёшь, но всегда на подсознании думаешь об этой роли, включаешься в неё.
            
В одном детском спектакле я играла ведьму, придумала себе яркую характерность и интересный грим. Работа над этой, казалось бы простой ролью, была крайне интересной. Там было много сцен, где молчу, но ярко реагирую на рассказы. Чтобы лицо было ярким и смешным, а реакции органичными и характерными. Я поняла, что мой "внутренний монолог" должен состоять только из нецензурной лексики. Конечно, об этом никто не знал, но результат, что говорится, "на лице". 

Фото: Артём Емельяненко

Ваша хореографическая подготовка помогает в работе?

Да, конечно. Мне комфортнее двигаться на сцене и в кадре, если есть танцевальные сцены, то я "схватываю" на лету. Плюс, хореография — это красота, грация, что нужно женщине. Поэтому всё идет в нашу актерскую копилочку.

 Что вам не нравится в работе с режиссёрами?

К профессии режиссёра отношусь очень серьёзно и уважительно! Может быть, потому что у меня папа режиссёр театральный, и я видела, как рождался каждый спектакль, годами или даже десятилетиями. Поэтому я терпеть не могу, когда режиссёр не знает, чего он хочет. Когда профессионал проработал материал, когда он выносил его как ребенка, ему можно доверять. Актёры – это пластилин, из нас можно лепить. Я готова стерпеть любые крики режиссёра, нецензурную брань, и другие пороки, если я чувствую, что за этим человеком можно идти и ему доверять.

Фото: Артём Емельяненко

Проявляете ли вы свой характер в обсуждении и процессе репетиций?


Стараюсь очень корректно себя вести с режиссёрами, выслушать, понять, принять. Даже не помню случаев, чтобы я яро спорила. Но, опять-таки, вернусь к тому, что режиссёр вынашивает идею гораздо больше, чем мы, актёры. В кино это человек, который начинает работать над проектом минимум за полгода до старта съемок. А ты попал на роль – и через пару недель уже в кадре. Режиссер видит общую картину, и ты хочешь ему доверять. Я говорю о профессионалах.
            
Я не скандальный человек, и все острые эмоции держу в себе до последнего. Может, буду плакать, страдать, переживать, биться головой об стенку, но устроить скандал мне тяжело. То же самое и с  режиссёром: почему бы не сказать свое мнение? Но я скорее буду слушаться!
            
Для режиссёров я актриса мечты: молчит и делает. Особенно на пробах. Если раньше, получая материал, я совершала ошибку, стараясь что-то эдакое придумать, а на пробах понимала, что двигалась не в том направлении. Когда мне на это указывают, начинается отторжение. Мы все подсознательно считаем, что мы — гениальные, и выбить из нас это тяжело. А актёр должен быть пустым листом. Не согласен? Молча сделай, что говорят! Заполучить роль так проще. А дальше, если режиссёр умён, он всегда выслушает актёра и так грамотно обведет тебя вокруг пальца, что ты выполнишь все равно его задачу (смеется).
 
Ваши планы?

В моих планах – не останавливаться, идти дальше. Пока я не могу ничего конкретного сказать. Жду выхода отснятых проектов, того же сериала "Ростов". В театре художественный руководитель нам немножечко намекнула о планах. Но пока спектакля нет в графике премьер, говорить об этом рано. Но у нас грядёт время кастингов, проб. Февраль, март, апрель – самые активные месяцы.

 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть