Фестиваль "Театральная стрелка" взбудоражил культурную жизнь Нижнего Новгорода.
Всем известно, что театр, имея в виду классический в общем представлении, перестал существовать в своем первозданном виде. Да и делить театральные жанры только на трагедию, комедию и драму стало нелепо.
"Жанров больше нет!", — громко заявляет Алексей Киселев вначале своей лекции.
"Но существует большое многообразие форм", — продолжает свою речь, интригуя слушателя. Возвращаясь к истокам, театр зарождался как аллегория природных явлений и трудовых процессов. Это были народные празднества с элементами обрядовых танцев и песнопений. А если взглянуть на театр сегодня, сразу не разберешься, что к чему.
Фото: ЦТМ
Казалось бы, театр – это вид искусства, соединяющий другие виды искусства. Но такие определения Алексей Киселев разносит как ледокол. Он считает, что человечество сейчас живет в то время, когда каждая теория опровержима, фаза постправды. Так же и с театром. Ни одно определение не является полным и верным, каждое можно подвергнуть сомнению и критике.
Так что же такое театр?!
"Театр создал человек, а человек создает себе подобного и подходящего. Театра – это некий бесполый человек, или способный менять пол с опорами на 2х ногах. Одна из опор – грусть, другая – радость. И балансируя между опорами, появляется трагедия, драма и комедия", — поясняет критик.
Что же касается российского театра, тут все сложнее. На российской сцене вообще отсутствует такой жанр как комедия, а постановки под грифом "комедии" не смешные, не грустные, просто странные.
"Российский театр – хмурый театр. Странно наблюдать, когда на сцене взрослые люди встают в какие-то нелепые позы, чтобы вызвать эмоции у зрителя. Сейчас вообще сложно найти в чистом виде комедии или только трагедию. Все где-то около. Хотя спектакль Дмитрия Крымова "О-й поздняя любовь" является примером блистательной комедии, что редкость".
Понятно, что театр должен вызывать эмоции. У него есть тело, голос, он может "говорить". И эти 3 выразительных средства составляют некую модель из трех видов театра.
Фото: ЦТМ
Опера, когда при помощи голоса актеров человек рефлексирует. Зачастую мы не всегда понимаем пение артистов, и с помощью субтитров цепляемся за смысл. Используя только вариативность голоса, его различные тембральности и силу звука, зритель ощущает всю полноту постановки, весь накал страстей.
Если передавать эмоции с помощью тела, безусловно, здесь побеждает балет. Как сказал Алексей Киселев, балет можно считать тем классическим театром, который был в 19 веке, потому что только балетное искусство сохранило свои "партитуры": музыкальные и пластические.
Остается слово. Кончено, театр драмы занимает здесь основную позицию. Алексей Киселев приводит в пример бразильские сериалы, когда правильная постановка слов может вызывать у зрителя неподдельные эмоции.
Когда собрана модель из выразительных средств, "человек-театр" идет "в мир". Это такой рефлексирующий субъект, который при взаимодействии с окружающей средой начинает выдавать свои "рефлексы" в самых разных вариантах. Эти варианты Алексей Киселев называет формами театра:
1. Театр кукол
2. Оперетта
3. Мюзикл
4. Современный танец
5. Цирк
6. Мультимедиа
7. Документальный театр
8. Stand-up
9. Театр художника
10. Постдраматический театр
11. Антитеатр
На лекции критик привел примеры к каждой из форм. Например, самый запоминающейся постановкой документального театра был спектакль шведской труппы "Rimini protokoll" - 100% Oslo. Все актеры – местные жители, которых отбирали по статистическим данным. По франшизе спектакль поставили в Воронеже на сцене Театра оперы и балета. Это совместный проект Платоновского фестиваля искусств и театральной компании "Rimini protokoll".
Самый интересный спектакль антитеатра – "Молчание на заданную тему" независимого проекта "ТЕАТР.doc", когда актеру в начале спектакля дают тему и на протяжении 60 минут он и зрители в зале молчат. Это не шутка! В аннотации к спектаклю написано: "Мы предоставляем зрителю остродефицитный товар – молчание".
Во время лекции Алексей Киселев отвечал на вопросы присутствующих о будущем театра, о том, что смотреть и как понимать. Из услышанного можно сделать несколько выводов:
Театр в целом ждут изменения. Уже сегодня независимые театры с "кухонных форматов" переходят на большие площадки и становятся более популярными, чем зависимые государственные учреждения. Появляются новые талантливые режиссеры, которые могут вывести "российский театр" на мировой уровень.
Фото: ЦТМ
Насмотренность играет ключевую роль в понятии театральной жизни не только России, но и мира в целом. Критик посоветовал съездить в Эдинбург на международный театральный фестиваль, где на каждом углу происходят действа, можно стать героем постановки или просто посмотреть спектакли мировых коллективов.
Справка
Алексей Киселёв
Театральный критик и театровед.
Окончил театроведческий факультет ГИТИС в 2011 году.
Программный директор фестиваля "Золотая маска".
Главный редактор издательства Яндекс "Я в театре".
Куратор фестиваля "Форма".
Автор статей в популярных изданиях "Афиша", "Афиша-Daily", "КРОТ", "Ведомости", "Театр", "Петербургский театральный журнал", "Esquire" и др.
Читает лекции о театре прошлого, рассказывает о современном положении театра и его перспективах.