Сто четыре года от премьеры до премьеры
4 октября 2024
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
4 октября 2024
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"
4 октября 2024
Сергей Кондрашев встанет за пульт конкурса "Партитура"
4 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

3 сентября 2024 12:34

"Архдрама" по гамбургскому счету

Специально для "Ревизора.ru".

Сцена из спектакля "СтолетвМакондо". Все фото – сайт Архангельского драмтеатра.
Сцена из спектакля "СтолетвМакондо". Все фото – сайт Архангельского драмтеатра.

Вчера закончились московские гастроли Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова. Москвичам показали пять спектаклей: "Сто лет в Макондо", "Доктор Живаго", "Пряслины", "Василий Теркин" и "Мастер и Маргарита".

Я посмотрела все, кроме "Теркина". Главное чувство – благодарность организаторам гастролей за возможность познакомиться с таким ярким неординарным театром, имеющим свое узнаваемоелицо. Первое, что поражает, это репертуар. Ни одной пьесы, только инсценировки знаменитых сложнейших романов, каждый из которых – глыба, страшно приблизиться. Но театр не побоялся не только приблизиться, но решительно взять штурмом эти литературные вершины и предложить свое прочтение, не оглядываясь на опыт предшественников. Все спектакли демонстрируют высокий художественный уровень, безо всякого налета провинциальности. И именно поэтому они не нуждаются в снисхождении и позволяют себя оценивать по гамбургскому счету.


Спектакль"СтолетвМакондо".

"СтолетвМакондо", "Доктора Живаго" и "Мастера и Маргариту" поставил главный режиссер театра Андрей Тимошенко. Его творческий почерк не спутаешь ни с чьим. Метафора – главный инструмент художественного языка режиссера. Благодаря метафорам визуальный ряд спектаклей завораживающе красив (Тимошенко не только режиссер, но и сценограф всех своих спектаклей). В Макондо действие происходит одновременно на нескольких высоких сценах-подиумах, окружая зрителей, сидящих на вращающихся стульях, со всех сторон с центром в виде ледяного куба, который постепенно тает в течение спектакля. Ярчайшие образы надолго остаются в памяти – гигантское копье пронзает грудь Пруденсио, магниты притягивают вещи, химические препараты шипят в стеклянных банках, источая запах серы (серой пахнет, это так нужно?), бананы ловят на вилки на свадьбе. Выразительнейшие сцены секса – в виде теневого театра на простынях и – особенно – в виде ударов мокрых полотенец по стене, война в виде танца скелетов, обагренных кровью, пирамида из тряпичных голов (17 погибших сыновей полковника), радуга и увеличительные стекла с подзорной трубой, вознесение на небо на простынях Ремедиос Прекрасной... Один визуальный образ сменяет другой, метафоры длятся и длятся, когда их смысл уже исчерпан, и они лишь застопоривают действие и запутывают сюжет. Поэтому, чтобы зритель окончательно не потерялся в этом калейдоскопе латиноамериканского карнавала, во втором акте образный язык на время сменяется чистым нарративом, и каждый актер рассказывает о своем персонаже. Перед нами проходит черед судеб, одиночеств, человеческих страстей, войн, смертей и поисков Бога, которого Хосе Аркадио пытается поймать на фотокамеру, но оказывается, что Бога нет… Описывать сценические метафоры, в которых переплетается и лирика, и мистика, и фарс и трагедия, можно до бесконечности. В финале настоящий дождь смывает с лица земли род Буэндиа. Но тут из коробки извлекается живая бабочка. Она летает сначала на сцене между актерами, а потом и между зрителями. Жизнь продолжается.

В "Докторе Живаго" сюжет развивается линейно, никаких загадок и сложностей для зрителя не представляя. Но и здесь метафора становится главным художественным инструментом режиссера. И, как и в "Макондо" служит спектаклю двойную службу, местами восхищая своей точностью, красотой и глубиной, местами вызывая досаду иллюстративностью и прямолинейностью на грани вульгарности. Лопаты – символ мирного крестьянского труда, а в следующую минуту рабочие стучат черенками по полу в сцене забастовки, а в сцене похорон, перевернутые рабочей поверхностью вверх, превращаются в хоругви, и с ними идут на кладбище и поют вечную память. А в военных и революционных сценах они же становятся ружьями или штыками. И это очень выразительный образ. Бинты в санитарном поезде опутывают Лару и Живаго, символизируя запутанность их жизней и их связанность между собой – и это тоже очень емкая метафора. Равно как и прыгающая через скакалку Лара, к которой запрыгивает Комаровский, порабощая и крадя ее детство и гипнотизируя на "раз-два-три" в зловещем вальсе. А вот когда Комаровский надевает ошейник на Амалию и водит ее на поводке, как свою собачонку, возникает чувство неловкости, как от прямолинейной грубости образа, так и от злодейской опереточности самого персонажа Ивана Братушева, резко контрастирующего по способу существования с остальными персонажами. Люди, проваливающиеся в люки, расстрелянные казаками, красное революционное полотно, оборачивающееся реками крови, рождественские песнопения, сменяющиеся взрывами – все это создает образ эпохи, работает на смысл.


Спектакль "Доктор Живаго".

Когда Стрельников (Александр Субботин), перед тем, как ставить визы на расстрелы, опускает руки в ведро и достает их оттуда "окровавленными", становится досадно от примитивности и иллюстративности метафоры. А вот когда он совершает суицид одним хлопком в ладони, радуешься лаконичной и точной режиссерской находке. Когда на словах стихотворения "Засыплет снег дороги…" во время короткой варыгинской идиллии начинает идти снег, снова возникает досада от иллюстративности, хотя выглядит очень красиво. И весь спектакль раскачиваешься на таких качелях – от восторга до досады и раздражения. Что касается чтения стихов, оно вообще редко удается в театре. К сожалению, и этот спектакль не стал исключением. Стихи рвутся на части, в действие вклиниваются их обрывки и ошметки, смыслы кастрируются, ритм и музыка сбиваются или убиваются пафосом… Поэта Живаго в спектакле не получилось. Ведущий актер театра Дмитрий Беляков играет взросление, судьбу, духовное восхождение, но не творца. В поэтический дар его героя верится с трудом. Вообще впечатление, что исторические судьбы России и духовные проблемы волновали режиссера гораздо больше, чем тема творчества и любовная линия романа. Поэтому массовые сцены и визуальные метафоры оказались гораздо выразительней, чем лирические эпизоды Живаго и Лары (образ последней мне показался совсем далеким от романного прототипа с его всепобеждающей женственностью). Впрочем, режиссер поставил перед актерами очень сложную задачу, распределив между ними текст от автора, из-за чего порой они вынуждены пускаться в философские рассуждения, с трудом соотносимые с их характерами.
  
Если говорить об актерских удачах, не могу не отметить молодую актрису Екатерину Зеленину в роли Тони, чье внешне сдержанное, но полное невыносимой боли чтение последнего письма мужу трогает до слез… В финале сцена заполняется крестами. Каждый персонаж получает свой. Но не в смерть, а в жизнь вечную.
 
Вера в то, что letum non omnia finit (со смертью не все кончается) – основное жизненное кредо режиссера, которое можно поставить эпиграфом ко всем его спектаклям, по крайней мере, к тем, что привезли в Москву.


Спектакль "Мастер и Маргарита".

Наконец, "Мастер и Маргарита", на успех которого я меньше всего рассчитывала, оказался настоящим подарком во многих отношениях. Первая удача – это Воланд и вся его свита, в которой лидирует Коровьев (Дмитрий Беляков) и особенно Бегемот (Нина Няникова). Кот – это вообще огромная радость (особенно если сравнить с провальными котами из спектакля Театра Наций и фильма Локшина). Здесь кота не стали рядить ни в какие шкуры, точно аниматоров с Арбата. Только рваный костюмчик с жилеткой, усы и котелок. Образ получился лукавый, хулиганский, прыткий, юркий и совершенно очаровательный. Очень удались ершалаимские сцены с прекрасным Иешуа (Петр Куртов), с его беззащитной обезоруживающей твердой верой в доброту человеческой природы и грядущее царство истины. Неожиданным стало решение дать роль Пилата и Мастера одному актеру (Иван Братушев). Обычно Мастера ассоциируют с Иешуа и/или с самим Булгаковым, но режиссер выбрал другой ассоциативный ряд. А с автором в конце неожиданно идентифицируется Иван Бездомный (Александр Зимин), очевидно, согласно режиссерской концепции, благодаря страданиям и откровениям веры превратившийся в настоящего писателя, поведавшего нам эту историю. Решение неожиданное и небесспорное, но не в этом формате его обсуждать. Второе действие, посвященное истории Мастера и Маргариты, значительно уступает первому (видно, любовные сюжеты не самая сильная сторона творчества Алексея Тимошенко), но при этом именно любовь побеждает смерть, согласно концепции режиссера, который изменил финал романа, оставив героев в живых. Не скажу, что такой хэппи-энд показался мне убедительным, но публику, уставшую от трагедий в жизни, он явно порадовал. Аплодисменты были бурными и продолжительными. И я к ним искренне присоединилась. Потому что честность, чистота, искренность, азарт этой труппы во главе с ее лидером, стремящимся сделать мир лучше, хотя бы в пространстве каждого отдельного спектакля, не может не подкупать.
  
Напоследок скажу, что спектакль Владимира Хрущева "Пряслины. Две зимы и три лета" не стоит сравнивать с великой театральной эпопеей Додина. Но при этом он получился вполне достойным. С выразительным оформлением, главный элемент которого – огромный платок, покрывающий сцену, словно гигантский омофор, с дырами-проемами, аккуратно залатанными по краям. Эти дыры – результат неумолимого течения все разрушающего времени. Этот плат – и постельное покрывало, и свадебное платье Лизы Пряслиной, и белье, которое стирают в реке. Северного говора в спектакле нет ни у кого, кроме народной сказительницы (Софья Сыроватская), читающей фрагменты авторского текста. Она словно душа спектакля – бесхитростного, строгого, безо всяких художественных изысков. Честного и страшного в своей художественной правде и трогательного.

Спектакль "Пряслины".
  
Закончу тем, с чего начала. Я очень рада, что познакомилась с Архдрамой. Несмотря на все мои занудные придирки и претензии, театр оставил о себе светлые и радостные воспоминания. От души желаю ему всяческого процветания и жду новых гастрольных спектаклей.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Сто четыре года от премьеры до премьеры
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть