Партнёрство на крещендо
18 мая 2024
Воспитание театром
17 мая 2024
От идеи до реализации – один грант!
17 мая 2024
Сто лет "Мурзилке"!
17 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Чем чёрт не шутит. Спектакль "Ночь перед Рождеством".

Театр имени Евгения Вахтангова (Симоновская сцена), режиссёр Олег Долин.

Все фото взяты из соцсетей Театра имени Вахтангова.
Все фото взяты из соцсетей Театра имени Вахтангова.

Если вы не знаете, что такое галушка, вот вам два совета. Первый: посмотрите постановку "Ночь перед Рождеством" в театре Вахтангова. Второй: загляните в словарь Гоголя, приложенный им самим к "Вечерам на хуторе близ Диканьки". Если вы уже знаете, что такое галушка, — одним делом меньше: вам остаётся только сходить в театр Вахтангова. Ну, а если вы и ходили, и знаете... то сходите ещё, даже если ходили на прошлой неделе. Новый спектакль режиссёра Олега Долина определённо стоит того.

Перед тем как идти в театр, я решила освежить в памяти гоголевскую повесть, взятую создателями за основу, и поначалу думала скептически: что может быть нового во взгляде на эту, в общем-то, избитую историю? Вакула мечтает об Оксане... Оксана мечтает о черевичках... И в тот же момент вспомнила детское ощущение, когда ещё в школьные годы, читая "Ночь...", я испытывала приятное головокружение от вихря событий, которые, как мне тогда казалось, невозможно пересказать. Со страниц текста Гоголь протягивал руку и уводил в загадочный мир малоросского хутора, где нет времени на размышления и есть место только чувствам. Иначе не оседлаешь чёрта. И из здания Симоновской сцены я выходила с тем самым — детским —  ощущением, как если бы мне снова было двенадцать лет. Не преминув взглянуть украдкой, на месте ли луна.
 
В сущности, на целевую аудиторию 12+ и рассчитан спектакль: на протяжении всего действия пунктиром выведена сюжетная линия с девочкой (Агния Баранова), которая, читая и вчитываясь в гоголевские строки, погружается в своё мировидение и проходит целый путь: от протеста против книги — до безудержного полёта фантазии… в буквальном смысле слова "полёт". Тем временем её отец смотрит новостную программу и до самого конца остаётся "голосом за кадром", застрявшим в мире реальности, тогда как и ему бы не помешало прочитать повесть вместе с дочерью.

 
Спектакль достоин именно семейного просмотра, потому что лишь взрослый зритель (читать: повзрослевший ребёнок) может расшифровать то множество деталей, которые заложены в постановку; мелких, как домики на авансцене. И — отделить собственно сюжет "Ночи…" от детского восприятия, сопоставив заодно неожиданные ассоциации героини с собственными, за давностью лет подзабытыми впечатлениями.
 
Например, в эпизод, где к Солохе (Мария Волкова), "чёртовой бабе", один за другим приходят её поклонники — сами-знаете-для-чего — и где Чуб (Карен Овеян) драматично и неоднократно (ведь драматичное запоминается в детстве лучше всего!) восклицает: "А я думал, что она только мне одному…", — тоже сами-знаете-что, — комически вторгается девочка и резонно спрашивает отца, можно ли вообще детям такое читать. Но всё предстаёт в наивных — сами-знаете-каких — красках, имеющих обаяние игры в куклы. Нечистая сила здесь соседствует с чистой любовью, а многозначительный повтор имён придаёт им большее значение, чем, возможно, придавал сам Гоголь.

 
На контрасте с эпизодом возникает прелюбопытный режиссёрский ход, отходящий от авторского замысла: чёрт не просто похищает месяц, но ещё и кокетничает с ним, при этом оба в своём диалоге практически не произносят внятных слов. И это неслучайно: откуда ж словам взяться, если в самой повести месяц… молчит? Всё, что мы видим на сцене, — проекция детского чтения, которое само по себе есть наивное искусство.
 
Домыслы простираются вплоть до того, что в эпизоде, где Вакула (Эюб Фараджев) попадает в Петербург, возникает образ экскурсовода (Полина Бондарь): очевидно, из жизненного опыта девочки. Старина смешивается с современными представлениями, но суть происходящего от этого не меняется: от того, что в нашей жизни существуют самокаты, а на вечеринках звучит заученная всеми до дыр песня Last Christmas группы Wham!, Вакула не перестаёт влюбляться в Оксану, а Оксана — в Вакулу.


 
Можно сказать, что исследование особенностей мышления, которое сочетает абсолютно всё: от узнаваемого голоса поп-короля Джорджа Майкла и экшн-сцены преследования преступников до нежной музыки Эдит Пиаф, Нэта Кинга Коула и одухотворяющего явления Девы Марии, — один из значимых пластов постановки. Мир глазами ребёнка в спектакле — это, прежде всего, мир глазами самого режиссёра, который рос, как принято говорить, в хорошей детской. И которому удалось, размышляя о далёких временах, запечатлеть срез своего поколения в присущем ему ключе (некоторыми приёмами постановка перекликается с другим спектаклем господина Долина, "Женщина-змея" в театре на Бронной).
 
Возвращаясь непосредственно к сюжету, стоит отметить, что самый яркий персонаж в спектакле — это, конечно же, угловатый в своих движениях чёрт: дети и сами всегда с чертовщинкой. Визгливые "бабы" Диканьки, впрочем, тоже. А влюблённый Вакула, наоборот, — мягкий, как пластилин, и не раз совершает акробатические трюки. Но не трюками едиными завораживает действие: настоящими жемчужинами постановки выступают метафоричный эпизод с галушками (которые, на самом деле, люди) и чарующий своей красотой эпизод с левитацией чёрта (который, в каком-то смысле, и Оксана: Евгения Ивашова мастерски сочетает обе роли).
 
Не менее значима, однако, роль зрителя: на май и июнь все билеты уже раскуплены. Хотя ночь — перед Рождеством.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Партнёрство на крещендо
Воспитание театром
От идеи до реализации – один грант!

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть