Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Да, вам придётся ходить, но вообще можете делать всё, что угодно": об иммерсивных спектаклях в России

О том, как устроены иммерсивные спектакли, кто и для чего их делает, и как реагируют зрители в материале Ревизора.ru.

Фото предоставлены Анастасией Кукушкиной
Фото предоставлены Анастасией Кукушкиной

Театральное искусство во всём мире уже многие годы тяготеет к тому, чтобы покинуть "коробку", выйти на улицу и перейти к прямому взаимодействию со зрителем. Границы стираются, и сегодня представляется достаточно сложным вместить понятие театра в какие бы то ни было рамки.

Представьте себе такую картину. Вы приходите в назначенное место и время. Оказывается, что это кладбище – вполне обычное и настоящее. Незнакомый человек выдаёт вам наушники и удаляется. Таких как вы – группка. Допустим, человек десять. Голос Алисы из Яндекса в ваших наушниках говорит – идти к метро. И вы идёте. Проходите по улочкам Москвы, перемещаетесь со станции на станцию, попадаете в настоящую монастырскую трапезную и пьете чай с пирожками. Затем, то околицами, то центральными проспектами попадаете к Центральному универмагу (ЦУМу), поднимаетесь на его крышу. Между делом Алиса предлагает вам посмотреть вокруг себя, подумать о жизни, о других людях, присмотреться к чему-то, побежать или подпрыгнуть… И вот на крыше ЦУМа вы осознаёте – только что вы в полной мере прочувствовали, что такое современный спектакль.


Спектакль remote на крыше ЦУМа.

Описанное здесь – не фантазия. Это проект Remote немецкой команды Rimini Protokoll, который с большим успехом идёт во многих странах мира, в России в том числе. И это – иммерсивный спектакль.

Нельзя сказать, что иммерсивные спектакли – совершенно новое явление. Его "ноги растут" из таких форм искусства, как хэппенинги и перфомансы, те были популярны ещё в конце прошлого века. Иммерсивный спектакль иногда называют "ходилкой", а противопоставление ему – классический театр со сценой, где актёры – показывают, а зрители – смотрят.

В иммерсивных спектаклях всё немного иначе. Актёры здесь – проводники, более того, их может вообще не быть (как в примере с Яндекс Алисой). Зритель же выступает в качестве равноправного участника действия, сменяя тем самым пассивную позицию на активную. Он взаимодействует с актёрами и пространством, воспринимает и воспроизводит. Именно поэтому не бывает двух одинаковых иммерсивных постановок – они изменяются в зависимости от степени вовлеченности зрителя. Иммерсивный спектакль по определению не может состояться без зрителя.

Конечно, привыкшее к классической оппозиции сцена-зрительный зал сознание с трудом соглашается называть экскурсию по Москве с аудиогидом – театром. Однако от тех же самых квестов его отличает цель. Если у квестов основная цель – развлечь, доставить удовольствие, то в современный театр идут, чтобы измениться и вынести из полученного театрального опыта нового себя.

Спектакль remote.

Принцип привязки к пространству (site-specific) не удовлетворяет современный театр, он стремиться выйти в город, потерять физические границы. Однако многое остаётся всё же внутри зданий театров. Чтобы лучше понять природу иммерсивных спектаклей и прочувствовать их изнутри, мы обратимся к одной из постановок Центра им. Мейерхольда и к тем, кто знает о ней больше, чем зрители. Но сначала несколько слов о самом спектакле.

Действо "Питер Пэн. Фантомные вибрации" поставили режиссёры Роман Феодори и Александра Андрияшкина. Девять актёров из театральной группы ИюльАнсамбль расположились в большом пространстве зала. У каждого из них есть свой перформанс: кто-то становится на время пиратом, похищающим детей, и ему нужно (или не нужно?) причинить физическую боль предложенными способами; кто-то – роботом, которого необходимо "очеловечить", и для этого с ним разрешается делать что угодно. Кто-то дерется со зрителями подушками, а кто-то пишет на шариках свои "против взросления". Спустя какое-то время звучит таймер, и перформансы меняются на новые. Роль зрителя в этом спектакле – участвовать, или не участвовать, как в примере с пиратом, ведь отсутствие действия здесь тоже – действие. Правило одно: делать можно что угодно. Этот спектакль режиссёр назвал манифестом поколения миллениалов, которые хотят почувствовать и услышать вибрации своего уходящего детства, своего времени, друг друга.

Для актёров этот опыт – тоже особенный. Чем именно, я решила узнать у одной из актрис ИюльАнсамбля, участницы спектакля "Питер Пэн. Фантомные вибрации", Варвары Шмыковой.

Варвара Шмыкова в спектакле "Питер Пэн. Фантомные вибрации".

- Варвара, в чём для вас, как для актёра, принципиальная разница между участием в иммерсивном спектакле и классическом, со сценой?


- Невероятная радость, что в репертуаре ИюльАнсамбля появилась работа Андрияшкина и Феодори. Лично у меня это первый опыт столкновения с таким видом театра – перформативным. Сказать, что это круто и страшно – не сказать ничего. Несмотря на достаточно чёткую схему, которую мы повторяем из раза в раз, каждый спектакль – уникальный. Потому что не всё зависит от нас. Я бы даже сказала, что от нас ничего не зависит. В отличие от классической схемы – зритель сидит в зале, актёр стоит на сцене – здесь всё перемешано. И лично для меня тут начинается что-то большее, чем театр в обычном смысле этого слова. Идёт максимально прямой контакт актёр-зритель, при чём иногда инициатором контакта могу стать не я. Был однажды момент, когда что-то пошло не так, и мне было дико страшно. По-настоящему страшно. И я начала выкрикивать фразы абсолютно незапланированные в данной части. Но всё это оставалось в рамках спектакля. Мне бы хотелось побольше видеть такие спектакли и участвовать в них, потому что это история про суперживую энергию и про здесь и сейчас.

Бывает, такой вид театрального искусства не принимают и не понимают зрители. Некоторые оказываются просто не готовы воспринять необычный вид взаимодействия. О том, как реагируют зрители, и в чём причина отторжения иммерсивных спектаклей, мы расспросили администратора Центра им. Мейерхольда Тамару Смирнову.

- Нужно понимать, что чем моложе аудитория, тем она больше готова идти на контакт и воспринимать это как театр. Чем старше аудитория, даже если она открыта к экспериментам, тем больше ей некомфортно. Надо понимать, что зритель"Питера Пэна" погружён в пространство абсолютного некомфорта. К сожалению, в нашей стране до сих пор есть такая тенденция: зритель, приходя в театр, ждёт того, что его будут развлекать. Зритель не готов к тому, что ему придётся ходить весь спектакль. Идут чаще всего на имя режиссёра или артистов и не читают описание спектакля. Но когда зрителивпервые, уже перед самим спектаклем, берут программки в руки, то подходят к администратору и спрашивают:"Нам что, придётся ходить?" Им приходится объяснять, что спектакль иммерсивный и да, вам придётся ходить, но вообще можете делать всё, что угодно.

Взрослая аудитория делится на два лагеря. Кто-то говорит:"Я никогда не видел такого!" – а кто-то:"Зачем я потратил на это время?!" Но большинство не готово принимать факт, что это может называться именно театром. Театр даже для посетителей ЦИМа – это сцена и партер. Но факт на сегодняшний день: театром называется всё, что ты называешь театром. Этот факт нелегко принять.


Сцена из спектакля "Питер Пэн. Фантомные вибрации". 

Итак, сегодняшний театр стремится не просто расширить свои границы, но и выйти за их рамки. Режиссёры экспериментируют не только с формой, но и с пространством, с методами взаимодействия актёра и зрителя. Рано или поздно, считают современные театральные критики, театр окончательно откажется от старой вертикали актёр-зритель, выйдет на улицу и – уже не вернётся. Возможно, иммерсивные спектакли в том виде, в каком мы находим их на московских площадках сегодня – только начало.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть