На REALIST WEB FEST победила "Дочь Коммуниста"
2 августа 2021
Минздрав разрешил лечение за счет пациентов. Это зло или благо?
2 августа 2021
Начал работу проект Союза писателей Москвы “От сердца к сердцу, от разума к разуму” для молодых писателей
2 августа 2021
Русский ПЕН-центр принимает работы на соискание Международной молодежной премии "Восхождение"
2 августа 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Девять нравов Фёдора Добронравова

28 мая на сцене Театра Эстрады прошёл бенефис Народного артиста России Фёдора Добронравова.

Фото: ПЦ "Федор Добронравов"
Фото: ПЦ "Федор Добронравов"

За один вечер актёр исполнил девять главных ролей в премьерной постановке Александра Назарова “Чудики” по мотивам рассказов Василия Шукшина.

Последнее воскресение весны – театральный сезон на закате, а в Театре Эстрады аншлаг. Что это: феномен Шукшина или феномен Добронравова?

На пустой сцене - большой куб. Он полностью встраивается в советский антураж зала (на одной из его граней изображён флаг СССР), поэтому довольно быстро, несмотря на необычный размер, выпадает из поля зрения. Однако его “безмолвное присутствие” содержит в себе какую-то загадку – эффект коробки с сюрпризом. Оказывается, этот куб – часть целой семьи полых шестисторонников, напоминающих детскую игрушку (кубики с картинками). Мобильность, свободная трансформируемость – необходимые качества для декораций, участвующих именно в таких динамичных, “калейдоскопических” спектаклях (сценография Иларии Никоненко).

Фото: ПЦ "Федор Добронравов"

Один поворот – новая грань. А с ней новая история, новый герой. Но техническую смену планов осуществить гораздо проще, чем человеческую – актёрскую, поэтому особо поражают моментальные, почти “цирковые” переключения Фёдора Добронравова из одного персонажа в другой: ворчания больного старика сменяют сбивчивую речь озадаченного плановика, а после щепетильного профессора филологии следует суетливый “микробиолог”-любитель. Интересно наблюдать за мгновениями перехода в новое состояние, когда уже появляется другая “оболочка” (костюм и обстановка), но голос и манеры остаются ещё от предыдущего героя.

С лёгкой руки постановщиков всех девятерых персонажей, главных шукшинских “чудиков” зовут Василиями (точнее, разными вариантами этого имени: от “Васьки” до “Василиев …овичей”), но Василий Василию – рознь, и никакой путаницы не возникает. Не возникает и пресыщения от одного исполнителя всех ролей (как не надоедают, например, хорошие друзья, добрые соседи, родные стены дома или сериал “Сваты”, который показывают круглосуточно по всем праздникам и выходным).

Фото: ПЦ "Федор Добронравов"

Часто возникают споры: Шукшин – прозаик или сценарист? Его живые, зримые рассказы многих режиссёров располагают к постановке. А сколько в них ещё места для собственного творчества, ведь нет сковывающих ремарок, не выписаны подробно жесты, интонации, ритмы. Хотя одновременно в этом же и сложность: воспроизвести текст на сцене, не разрушая очарования шукшинской прозы.

В спектакле А. Назаров использует рассказы Василия Макаровича разных лет (в промежутке между шестьдесят вторым и семьдесят четвёртым годами). Добиться единства, “монолитности” в композиции спектакля непросто. Соединяются мысли и о грядущем (“Космос, нервная система и шмат сала”), и о прошлом (“Экзамен”), о мечтах и возможном будущем (“Микроскоп”), о мечтах и возможном прошлом (“Миль пардон, мадам”). Во втором отделении тональность несколько меняется, усиливается тема одиночества “чудиков”, и каждый из них одинок по-своему. 

А кто вообще такие “чудики”? Они существовали всегда? Или только тогда? Меняется ли как-то степень, мера “чудаковатости” со временем?

Мы, сегодняшние, знаем, что сбылось то, чего бы они не хотели видеть в своём будущем, то есть в нашем настоящем (вонючие города и прочее), и мы знаем, что не случилось то, на что они надеялись, к чему стремились (красной нитью сквозь все рассказы проходит идея: “Вот-вот построим коммунизм и заживём!”) Всё, во что верили (или даже веровали) тогда, сейчас выглядит тоже отчасти странно, нереально, чудаковато.

Фото: ПЦ "Федор Добронравов"

Но как бы меланхолия не пробивалась сквозь шукшинский юмор, заканчивается спектакль под песню “Всё ещё впереди” в исполнении Марка Бернеса.

После небольшого турне 21 июня “Чудики” вернутся на сцену Московского Государственного Театра Эстрады.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

На REALIST WEB FEST победила "Дочь Коммуниста"
Минздрав разрешил лечение за счет пациентов. Это зло или благо?
Начал работу проект Союза писателей Москвы “От сердца к сердцу, от разума к разуму” для молодых писателей

В Москве

Искусство движущихся картинок Федерико Феллини
Продолжение культового сериала "Секс в большом городе"
Бунтарь новой волны
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть