Самые красивые мечети Казани
25 января 2022
Кумир миллионов: день рождения Владимира Семеновича Высоцкого
25 января 2022
Как Высоцкий звучит на языках народов мира
25 января 2022
Резиденция "Академия Звука" объявила open call для начинающих музыкантов
24 января 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Драматургия через театр держит зеркало перед обществом"

Дан старт конкурсу всероссийского открытого проекта "Цех драматургов"

Автор: Ревизор.ru
Фото: пресс-служба фестиваля "Цех драматургов"
Фото: пресс-служба фестиваля "Цех драматургов"

9 ноября 2021 года в ТАСС в режиме онлайн прошла пресс-конференция, посвященная началу работы всероссийского открытого проекта "Цех драматургов". О целях и задачах проекта и запланированных мероприятиях рассказали руководители цеха: поэт, драматург Елена Исаева, координатор проекта Людмила Цишковская, председатель жюри конкурса, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, члены жюри драматург Ольга Михайлова и главный продюсер "Амедиа продакшн" Наталия Клибанова, а также ректор Театрального института имени Б. Щукина - партнера проекта - Евгений Князев.

Всероссийский открытый проект "Цех драматургов" реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в области "Проекты по выявлению и поддержке молодых талантов в области культуры, искусства и креативных индустрий".

На странице "Цеха драматургов" на сайте фонда указано, что на проведение конкурса выделено  16 миллионов рублей. Проект осуществляется "Городским обществом искусства и литературы" в партнерстве с Российским институтом Театрального Искусства ГИТИС, Театральным институтом им. Б.Щукина, телеканалом НТВ, кинокомпаниями "АМЕДИА", "Каро Продакшн", "АВРОРАФИЛЬМ" и другими.

Задачами проекта является поиск и обучение молодых, талантливых авторов пьес и киносценариев для профессиональной работы с большими репертуарными театрами и киностудиями. С 1 ноября стартовал конкурс заявок на участие в очном и заочном семинарах по драме и кинодраме. Пресс-конференция в ТАСС была посвящена подробному описанию этапов проекта и его перспектив. Кроме того, ее участники, авторы идеи и их партнеры, поделились своими мнениями о своевременности конкурса и своих ожиданиях.

Координатор проекта Людмила Цишковская сообщила, что заявки будут приниматься до 15 декабря 2021 года. Их могут прислать авторы – граждане Российской Федерации не старше 40 лет. Приветствуется участие авторов из регионов.

На конкурс предоставляются оригинальные пьесы и сценарии (не инсценировки), написанные на русском языке, нигде до этого не ставившиеся и не экранизированные. Один участник вправе подать один текст. Также в качестве конкурсных материалов рассматриваются заявки на написание пьесы или сценария, представляющие собой краткое содержание с развитием сюжета и описанием героев и даже идеи пьес и сценариев с развернутым описанием.

Поступившие на конкурс заявки будут отданы ридерам, а затем с наиболее перспективные тексты будет рассматривать жюри. 25 января объявят имена 15 драматургов и киносценаристов. И с ними начнется работа под эгидой проекта. Эти авторы пройдут бесплатное обучение на очных и заочных семинарах, которые будут вести драматурги и сценаристы Ольга Михайлова, Александр Железцов и Елена Исаева. Также участников ждут мастер-классы со звездами театра и кино. На сегодня предполагается, что часть участников будут жителями Москвы и Московской области и смогут пройти очное обучение. Ученики, которые представят регионы будут заниматься онлайн.

Семинары начнутся 1 февраля и продолжатся до августа 2022 года. Лучшие пьесы и сценарии будут показаны на мини-фестивале в сентябре 2022 года в виде театрализованных читок. Пять лучших авторов по результатам конкурса получат гранты в размере миллиона рублей. Драматурги смогут потратить эти средства на постановку спектакля в московских или региональных театрах, а сценаристы – на создание тизера/презентации киносценария.

- Драматург – бесценный бриллиант, который нужно не просто найти, но и огранить – то есть научить, - отметила Людмила Цишковская. – Наша команда давно занимается молодой драматургией: молодых драматургов и молодых режиссеров мы "соединяем" друг с другом, подводим их к сотрудничеству. Сейчас мы с драматургами Ольгой Михайловой и Еленой Исаевой пришли к выводу, что нужен механизм поиска талантливых драматургов, чтобы их правильно сориентировать и довести процесс обучения до логического конца. В нашем проекте драматург напишет пьесу, затем мы его сведем с режиссерами, постановочной группой, с артистами, то есть включим его в театральную среду и творческий процесс. После этого драматург станет уже не новичком, а автором, о котором все услышали. Наш проект поможет проявиться талантам.

В обосновании проекта "Цех драматургов" говорится: "И современная драматургия в театре, и сценарный материал в кино должны стать одними из главных факторов продолжения традиций великой русской литературы. Проект нацелен, прежде всего, на формирование у молодых авторов навыков владения всем богатством русского языка, на развитие образного мышления, которым всегда так славилась русская литература. Новая драматургия, при всех позитивных процессах, пришедших с ней в современный театр, привнесла и некоторое обеднение русского языка, связанное с тем, что, зародившись в подвалах, современная драматургия не смогла эстетически преодолеть комплекс андеграундного мышления, ориентируясь на "бедный театр" и нишевые социальные темы".

Исходя из этого, проект намерен решать не только практические задачи – выявления и поддержки молодых и талантливых драматургов и сценаристов со всей страны, повышения их профессиональной компетентности, налаживания для них сети профессиональных контактов, выхода на широкую зрительскую аудиторию и пр. – но и мегазадачу развития в современном мире традиций русской драматургической и сценарной школы. Об этой сверхзадаче много говорилось на пресс-конференции.

Ольга Михайлова рассказала, что название "Цех драматургов" придумано по аналогии с цехами, существующими в каждом театре. По ее мнению, на протяжении последних лет 30, к сожалению, "цех драматургов" едва ли не наиболее уязвим среди них. В советское время была налажена четкая система прохождения пьес от письменного стола драматурга до театральных подмостков. Сегодня, к сожалению, она "развалилась". Талантливых драматургов много, но далеко не у каждого из них есть шанс дойти до театра со своей пьесой. Особенно у авторов из регионов. Михайлова назвала имя хорошего алтайского драматурга Сергея Решетнева как пример того, что русская провинция не оскудела талантами. К сожалению, данный конкурс предназначен только для авторов младше 40 лет. Меж тем помощь в "продвижении" нужна и авторам постарше, и руководители цеха драматургов надеются, что впереди проекты без возрастных ограничений.  Помочь авторам с тем, чтобы их сочинения превратились в театральные постановки, - одна из задач "Цеха драматургов". Но Ольга Михайлова видит и второе, не менее важное предназначение конкурса и проекта в целом.

- Рядом с нами подрастают режиссеры, которые понимают, что предназначение театра – идти за драматургией, так было всегда исторически. Сегодня театр находится в поисках нового языка! – сказала драматург.

На ее взгляд, нынешняя ситуация похожа на рубеж XIX-XX столетий, когда новая драма возникла из нового театрального языка. Чехов казался "нудным" автором, у которого герои только сидят и разговаривают, но Станиславский прочитал эти пьесы – и произошла реформа театра. В то время все "игровые" пьесы, вроде "Стакана воды" Эжена Скриба, перестали быть интересными, хотя и написаны были сравнительно недавно. Актуальной стала "новая драматургия" Ибсена, Метерлинка и, разумеется, Чехова.

- Драматургия – индикатор времени, через драматургию легче всего обнаружить, что происходит в обществе в глобальных масштабах, - считает Ольга Михайлова. - Не отдельные недостатки, не частные отношения между людьми – а глобальные проблемы. Драматургия показывает, что будет впереди. И это не просто частная художественная история – именно драматургия через театр держит зеркало перед обществом. Современная драматургия обнаруживает другой конфликт, другую ситуацию. Эта драматургия должна быть обязательно прочитана театром.

Михайлова указала на проблему сегодняшнего дня: люди с неохотой стали ходить в театр, кроме тех, кто по профессии обязан это делать. По ее мнению – это оттого, что в театре не показывают чего-то нового, способного потрясти душу и дать катарсиса, и проблема в отсутствии драматургии, отражающей современные реалии разом объективно и художественно. Та же самая беда и в кино. Только там еще положение дел осложняется тем, что торжествует "отбор текстов облегченного типа", как выразилась Михайлова. Кто-то решил, что зритель хочет кино "полегче". Руководители "Цеха драматургов" с этим не согласны. Они верят: у российского кино и театра замечательный зритель, который ждет серьезных и глубоких работ. Но если такие тексты появятся, будут нужны и режиссеры, способные говорить на том же языке. Помочь новым одаренным драматургам и режиссерам найти друг друга – еще одна задача "Цеха драматургов". "Наше начинание не драматургическое, оно общетеатральное", - уверена Ольга Михайлова.

Евгений Князев на правах партнера проекта поделился надеждами и упованиями, которые возлагают представители театрального сообщества на работу "Цеха драматургов":

- Мы стали партнерами Цеха драматургов, потому что нам это интересно. Я надеюсь, что придет новый драматург, такой же, как те, кто написал пьесы, которые идут в театрах десятилетиями – как "Варшавская мелодия", например. Надеюсь, что придет человек, который даст театру современного героя, чтобы зрителю было интересно смотреть. Я вижу возникновение творческих тандемов режиссер-автор. Режиссеры, которые есть у нас в институте, с удовольствием ознакомятся с пьесами "Цеха драматургов", и, может быть, сложится дуэт, чтобы вместе идти по жизни. Желаю удачи этому проекту, он мне очень нравится.

Евгений Князев упомянул и о том, что два года назад в Театральном институте им. Щукина открыта магистерская программа для драматургов. Таким образом театральный вуз намерен преодолеть дефицит современных, актуальных и вместе с тем художественно совершенных пьес. Евгений Князев выразил некоторый скепсис в отношении модного нынче направления вербатим (напомним, спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами), потому что оно злоупотребляет изображением будней маргинальной прослойки, к которой никак нельзя сводить все наше общество. Такая же драматургическая магистратура существует уже два года и в ГИТИСе, рассказал Григорий Заславский. В обе магистратуры пока набрано по пять человек.

- У нас итоговой работой была инсценировка, - сообщил Григорий Заславский. - Одна из наших выпускниц, девушка из Колумбии, написала талантливую пьесу. Очень надеюсь, что ее работа дойдет до сцены. Цель магистратуры – как и Цеха драматургов – чтобы каждое талантливое произведение было поставлено в театре. Драматург рождается только в театре. До постановки о рождении пьесы и нового автора говорить не приходится.  

Как председатель жюри конкурса "Цеха драматургов", Григорий Заславский видит большое значение этого проекта для молодежи:

- Ощущение отсутствия новых авторов, которое пытаются заменить вербатимными проектами, дает людям возможность подумать, что драматургией может заниматься каждый. Это не так, драматург – это особый склад мышления и особый талант. Недаром многие великие писатели не способны были писать пьесы. Новый театр действительно рождается тогда, когда появляется новая драматургия. Но, помимо таланта, это еще и ремесло. Пьесы, которые идут на сцене не одно столетие, следуют нехитрому правилу: завязка, кульминация, развязка. Нам важно, чтобы пьесы были написаны профессионально, чтобы их можно было поставить, сыграть.

Григорий Заславский также выразил готовность предлагать работы учащихся "Цеха драматургов" режиссерам-студентам ГИТИСа, чтобы они со студентами-артистами превратили их в спектакли.

- Сегодня очень большой спектр тем требует высказывания. Надеемся, что наши ребята будут именно теми, кто осмыслит их для большой сцены, - выразила общее мнение Елена Исаева. – Часто говорят, что современная драматургия хороша для подвалов. Это не так. Наши ребята будут писать для больших сцен и крупных театральных коллективов. Мы своих ребят никогда не бросаем. Если текст очень хороший, мы его обязательно показываем, пытаемся его "продвинуть", где можем.

Елена Исаева рассказала о новом направлении в драматургии: сотрудничестве с музеями, которые сегодня создают "интерактив" в виде исторических постановок. По словам Исаевой, один из грантов до этого получил конкурс пьес, посвященных войне 1812 года, организованный совместно с Бородинской панорамой. Участники написали три прекрасных пьесы, которые сейчас идут внутри экспозиции музея для его посетителей, но вполне достойны и театральной сцены. Другой опыт успешного сотрудничества был с Музеем современной истории (бывший Музей Революции): минувшей весной в нем состоялся фестиваль современных пьес молодых авторов о войне. Постановки вызвали живой интерес у зрителей, которые оставались на обсуждение после каждого показа.

Член жюри конкурса Наталья Клибанова с позиции руководителя кинокомпании подтвердила, что всем создателям кино- и телевизуального контента остро не хватает хорошо подготовленных сценаристов и профессионально рассказанных историй. По ее словам, спрос на мастеров сценарного дела превышает предложение.

- Мы ищем авторов, которые могут на сегодняшнем языке профессионально рассказать историю. Я едва ли не больше всех коллег заинтересована найти этих талантливых ребят, чтобы создавать контент, который будет понятен и интересен нашему телезрителю, - сказала Наталья Клибанова.

В заключение на пресс-конференции прозвучало обещание освещать ход конкурса, все его результаты и успехи.

Для потенциальных участников: вся информация о конкурсе размещена на сайте.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Самые красивые мечети Казани
Михаил Харит: "Мы живём в “договорной” реальности"
Кумир миллионов: день рождения Владимира Семеновича Высоцкого

В Москве

Театральная школа во всю страну
Закрытие VI фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку"
В Москве проходит второй этап 41-го Международного студенческого фестиваля ВГИК
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть