Грандиозная премьера второго сезона шоу Елены Кипер «По классике» состоялась
26 апреля 2025
От этюда до спектакля: переосмысление Гоголя на сцене ГИТИСа
26 апреля 2025
Восемь театров из шести городов Сибири и Дальнего Востока стали победителями Десятого конкурса «Полюс. Золотой сезон»
26 апреля 2025
Русское кино о любви, надежде и преодолении покажут в Таиланде
25 апреля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Игра навзрыд

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото: сайт Театра имени Гоголя
Все фото: сайт Театра имени Гоголя

"Преступление и наказание" в постановке Антона Яковлева в Театре имени Гоголя – пожалуй, самая эмоциональная премьера сезона. Кажется, что исполнитель роли Раскольникова Василий Неверов, пребывающий на сцене все три часа в состоянии, не побоюсь этого слова, исступления, заслуживает какой-то особенной актерской награды. Впрочем, достойно выглядят и все его партнеры по сцене.

Конечно, "Преступление…" можно ставить по-разному. Да и нужно по-разному – уже потому, что  всего "внутреннего объема" великого романа в одном спектакле не охватить. Постановщик выбрал мелодраматическую линию – а через нее выход на "вечные вопросы" (опять же в моральной плоскости).

Спектакль имеет подзаголовок "Следственный эксперимент". И в самом деле, мы попадаем в полицейский участок, видим полицейских с дубинкой, видим Раскольникова, бьющегося в истерике, будучи прикованным наручниками… И видим спокойнейшего, логичнейшего Порфирия Петровича (Дмитрий Высоцкий). Собственно,  эмоциональный поединок между ними и составляет движущую силу спектакля.  Истерика, исступление, эмоции на грани припадка – или четкое, логически выстроенное, аналитическое отношение к жизни? Конечно, нам симпатичнее Раскольников – но только поначалу. Потом, когда мы видим, что  его порыв приводит к тому, что страдают посторонние люди (тот же несчастный маляр, который готов идти на каторгу за несовершенное убийство), мы начинаем к Порфирию Петровичу относиться куда лучше…



Со сцены (особенно в первом действии) на нас буквально обрушивается эмоциональный ураган человеческих страданий – история несчастной семьи Мармеладовых, прежде всего. Иногда кажется, что по переполненному, наэлектризованному  залу сейчас пройдет волна истерики.

Едва ли не важнейшим из женских образов, как ни странно, в постановке становится сестра процентщицы, Лизавета (Алена Гончарова). Это она, являясь Раскольникову в бредовых видениях, олицетворяет собой укор, на который у героя нет ответа (в самом деле, если убийство процентщицы хоть как-то объяснить можно, то Лизавету-то за что?).  Поэтому совершенно закономерно именно Лизавета изображает в яркой сцене ту самую несчастную лошадь, страдание которой, так запомнившееся маленькому Родиону, подвигло его на бунт… И несомненной удачей постановщика можно считать четкое обозначение вот этого тупика: герой восстал на защиту  обиженных этим миром – и убил одного из них…

Повторю: именно Василий Неверов в главной роли буквально ведет за собой спектакль, тащит его, оставаясь на максимально высокой эмоциональной волне. Можно только порадоваться такой силе молодого актера.



Декорации максимально условны и функциональны (художник-постановщик Алексей Кондратьев). Просто пустые деревянные контуры в человеческий рост, ящики без верха и низа. Они превращаются то в тюремный бокс, то в каморку Раскольникова (в которой он может находиться, только скрючившись). А то и в телегу, в которую запрягают несчастную лошадь-Лизавету.

Теперь о том, что, возможно, постановщику следует подтянуть после обкатки на премьерных спектаклях ("Преступление" показано публике всего-то 28 февраля). Это эмоциональный (и не только) дисбаланс между действиями. Во втором все куда мягче, ровнее, спокойнее (продолжает биться только Раскольников). Контраст великоват. Куда-то исчезает яркий образ полицейского участка – а вместе с ним неочевидным делается и подзаголовок про "следственный эксперимент". Линия Свидригайлова – Дуняши (Андрей Финягин и Анастасия Епифанова) так и остается побочной (между тем в романе она одна из важнейших; трагически противоречивый характер Свидригайлова – одно из несомненных  открытий Достоевского, здесь же он всего лишь опереточный негодяй).



Иногда кажется, что авторы инсценировки (сам Антон Яковлев, главный режиссер театра, и драматург Елена Исаева) старались обозначить ВСЕ темы и сюжеты книги. Как будто для того, чтобы не читавшие "Преступления" составили о нем точное представление (ну, например, нерадивые школьники).  Вряд ли стоит заботиться об этом, стесняя собственную творческую свободу.

Спектакль, что бывает не так уж и часто сегодня, вступает с текстом Достоевского в достойные, партнерские как будто отношения. Без передергивания и шаржирования классика, он делает его героев, его проблематику близкой и интересной для аудитории. И в этом смысле он тоже – удача театра.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Михаил Кононов: человек света. К 85-летию со дня рождения актёра
Грандиозная премьера второго сезона шоу Елены Кипер «По классике» состоялась
От этюда до спектакля: переосмысление Гоголя на сцене ГИТИСа

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть