Столетие Озы
16 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
16 апреля 2024
Позывной неразборчив
16 апреля 2024
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Иностранец Насреддин среди россиян

Специально для "Ревизора.ru".

Фото автора
Фото автора

Национальная оперетта "Ходжа Насреддин" Энмарка Салихова была представлена Государственным театром музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана на VII Фестивале "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ". Яркий восточный пейзаж от носителей узбекской культуры солнечными красками расцветил осеннюю палитру фестивального холста.

VII фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" проходит с 13 сентября по 12 ноября 2022 года при содействии Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.

Спектакль, который привезли гости из Ташкента на Всероссийский фестивальный смотр, имеет для них и в целом для истории узбекской оперетты особое значение. "Ходжа Насреддин" – первое сочинение, написанное в этом жанре узбекским автором Энмарком Шакировичем Салиховым в 1981 году. Визитная карточка ташкентского коллектива, пионер национальной оперетты, желанный гастролёр на любой сцене "Ходжа Насреддин" с неизменным успехом и зрительской востребованностью нес свою миссию самоидентификации в профессиональном искусстве.

Триумфальное шествие оперетты сквозь десятилетия к сегодняшнему дню претерпело несколько постановок. В преддверии своего 50-летнего юбилея Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана приготовил третью постановку легендарного "Насреддина". В июне 2022 года состоялась премьера обновленной и помолодевшей оперетты, более созвучной современности и понятной новым поколениям зрителей.

Над новым сценическим прочтением истории о легендарном народном любимце Ходже Насреддине работала команда режиссера-постановщика Гульрух Нажидовой: дирижер Дильшод Муталов, художник-постановщик Наталья Глубокина, художник по костюмам Лола Новкович, балейтместер Феруза Исаева, хормейстер Яна Карабанова.



Постановка – прелестный цветок Востока – расцвел на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской немыслимыми красками. Визуальная пряность сценографии радовала глаз московского зрителя. Рукотворные декорации отсылали к народным узбекским промыслам. Костюмы эмира, наложниц светились роскошью золотых вышивок и драгоценных каменьев. Бутафорские фрукты на восточном базаре сочились ароматами. Сама нестареющая музыка азиатских затейливых мелодий и ритмов с эстрадными элементами оркестровки и гармонических созвучий почти дымилась запахами плова. Антураж условных Бухары-Самарканда-Багдада был преувеличенно узнаваем.

Простонародный юмор пронизывал всю драматургическую ткань повествования, незамысловато проявляя истинное остроумие и смекалку народной мысли. Наив воплощения игровых ситуаций не претендовал на изощренные изыски модерновых постановок. Впечатление кукольного балагана, традиционного народного театра было уместно для разыгрываемого действа и рифмовалось со стилем масок комедии дель арте. Колоритные персонажи-типажи, собирательные образы положительных и отрицательных героев, типичные пары добра-зла, щедрости-жадности, ума-глупости – излюбленный прием фольклорной театральной традиции многих народов. Происходящее на сцене воспринималось как представление бродячей труппы на импровизированных подмостках посреди базарной площади Бухары в давние полусказочные времена. Полубыль-полунебыль, все условности были отданы воображению зрителя.



Заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков и его Ходжа Насреддин, вобравший в себя весь список необходимых черт характера, чтобы остаться "с головой после ее отрубания, с кожей после ее сдирания и живым после повешения", словом, выйти победителем из любой ситуации, заражал оптимизмом, надеждой в верой в самое хорошее в этой прекрасной жизни. Перед спектаклем артисты-участники вышли в фойе к публике, зазывая в зал и  настраивая на приключенческо-философский лад одновременно.

Спасибо ташкентским гостям за то, что они работают с народными традициями, сохраняют связь с неиссякаемым источником национальной культуры, пропагандируют музыку узбекских композиторов и бесстрашно привозят на суд российской аудитории квинтэссенцию понятия "беречь и приумножать древнее наследие" на примере новой постановки оперетты "Ходжа Насреддин". Все было ясно и просто, мудро и велико.

В марте 2022 года ушел из жизни Заслуженный деятель искусств Узбекистана и России композитор Энмарк Шакирович Салихов. Спектакль "Ходжа Насреддин" стал данью памяти автору.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Столетие Озы
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
Позывной неразборчив

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть