VII фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" проходит с 13 сентября по 12 ноября 2022 года при содействии Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.
Спектакль, который привезли гости из Ташкента на Всероссийский фестивальный смотр, имеет для них и в целом для истории узбекской оперетты особое значение. "Ходжа Насреддин" – первое сочинение, написанное в этом жанре узбекским автором Энмарком Шакировичем Салиховым в 1981 году. Визитная карточка ташкентского коллектива, пионер национальной оперетты, желанный гастролёр на любой сцене "Ходжа Насреддин" с неизменным успехом и зрительской востребованностью нес свою миссию самоидентификации в профессиональном искусстве.
Триумфальное шествие оперетты сквозь десятилетия к сегодняшнему дню претерпело несколько постановок. В преддверии своего 50-летнего юбилея Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана приготовил третью постановку легендарного "Насреддина". В июне 2022 года состоялась премьера обновленной и помолодевшей оперетты, более созвучной современности и понятной новым поколениям зрителей.
Над новым сценическим прочтением истории о легендарном народном любимце Ходже Насреддине работала команда режиссера-постановщика Гульрух Нажидовой: дирижер Дильшод Муталов, художник-постановщик Наталья Глубокина, художник по костюмам Лола Новкович, балейтместер Феруза Исаева, хормейстер Яна Карабанова.
Постановка – прелестный цветок Востока – расцвел на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской немыслимыми красками. Визуальная пряность сценографии радовала глаз московского зрителя. Рукотворные декорации отсылали к народным узбекским промыслам. Костюмы эмира, наложниц светились роскошью золотых вышивок и драгоценных каменьев. Бутафорские фрукты на восточном базаре сочились ароматами. Сама нестареющая музыка азиатских затейливых мелодий и ритмов с эстрадными элементами оркестровки и гармонических созвучий почти дымилась запахами плова. Антураж условных Бухары-Самарканда-Багдада был преувеличенно узнаваем.
Простонародный юмор пронизывал всю драматургическую ткань повествования, незамысловато проявляя истинное остроумие и смекалку народной мысли. Наив воплощения игровых ситуаций не претендовал на изощренные изыски модерновых постановок. Впечатление кукольного балагана, традиционного народного театра было уместно для разыгрываемого действа и рифмовалось со стилем масок комедии дель арте. Колоритные персонажи-типажи, собирательные образы положительных и отрицательных героев, типичные пары добра-зла, щедрости-жадности, ума-глупости – излюбленный прием фольклорной театральной традиции многих народов. Происходящее на сцене воспринималось как представление бродячей труппы на импровизированных подмостках посреди базарной площади Бухары в давние полусказочные времена. Полубыль-полунебыль, все условности были отданы воображению зрителя.
Заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков и его Ходжа Насреддин, вобравший в себя весь список необходимых черт характера, чтобы остаться "с головой после ее отрубания, с кожей после ее сдирания и живым после повешения", словом, выйти победителем из любой ситуации, заражал оптимизмом, надеждой в верой в самое хорошее в этой прекрасной жизни. Перед спектаклем артисты-участники вышли в фойе к публике, зазывая в зал и настраивая на приключенческо-философский лад одновременно.
Спасибо ташкентским гостям за то, что они работают с народными традициями, сохраняют связь с неиссякаемым источником национальной культуры, пропагандируют музыку узбекских композиторов и бесстрашно привозят на суд российской аудитории квинтэссенцию понятия "беречь и приумножать древнее наследие" на примере новой постановки оперетты "Ходжа Насреддин". Все было ясно и просто, мудро и велико.
В марте 2022 года ушел из жизни Заслуженный деятель искусств Узбекистана и России композитор Энмарк Шакирович Салихов. Спектакль "Ходжа Насреддин" стал данью памяти автору.