Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

26 декабря 2016 15:57

"Содружество актеров Таганки" вспоминает Леонида Филатова

Как сказал один из великих философов: “Поэты не уходят в прошлое, они растворяются в будущем”. В минувшие выходные в Театре “Содружество актеров Таганки” вспоминали Артиста. Артиста, который так много сделал для того, чтобы помнили других, и который, вне сомнений, сам навсегда останется в будущем.

Леонид Марголин. Фото: пресс-служба "Содружество актеров Таганки"
Леонид Марголин. Фото: пресс-служба "Содружество актеров Таганки"

24 декабря советскому и российскому актёру театра и кино, кинорежиссёру, поэту, писателю, Народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ в области кино и телевидения Леониду Филатову исполнилось бы 70 лет. В своих дневниках Леонид Филатов как-то написал: “Я не настолько нахальный, чтобы предполагать, что меня будут помнить после смерти кто-то кроме моих близких”. Он ошибся.

Леонид Филатов. Человек уникального, разностороннего таланта. Трудно сказать, кто он больше – актёр, режиссёр, пародист, поэт, писатель…  Потому что всё, что он делал, делал на высочайшем уровне. Работал так, как сам установил себе планку – “не просто серьёзно, а лучше всех”.
 
Как абсолютно серьёзно, будучи ещё совсем молодым человеком, он ходил по театрам Ашхабада, где жил тогда, и писал рецензии на спектакли “гастролеров”. К слову, после одной из разгромных рецензий разгневанный “премьер” зашёл в редакцию и потребовал адрес “этого Л. Филатова”. К счастью для искусства адреса ему не дали.

Выставка редких фотографий Л. Филатова. Фото: "Содружество актеров Таганки"
 
Как абсолютно серьёзно, по его собственным словам, “от провинциальной наглости”, приехал в Москву, поступать во ВГИК на режиссёрское отделение. Не поступил. И потом, абсолютно несерьёзно, за компанию, пошёл поступать в Щукинское театральное училище (“Ну, какой из меня артист, с таким-то лицом?”). Даже к вступительным экзаменам особо не готовился, поэтому читал свои произведения, придумывая имена авторов. И поступил. А спустя несколько лет вопреки многим прогнозам был принят в труппу Московского театра на Таганке. И именно в театре абсолютно серьёзно Филатов встретил свою судьбу – она звезда сцены, он – никому неизвестный актер, но это не имело никакого значения: “Я заболел Шацкой безнадёжно и навсегда”.
 
В кинематограф Филатов пришел довольно поздно, и как сам говорил, ему везло на хороших режиссеров. “Город первой любви”, “Экипаж”, “Забытая мелодия для флейты”, “Вам и не снилось”, “Женщины шутят всерьез”, “Сукины дети”. Несколько десятков – так много! – ярких, запоминающихся работ… И, увы, так мало!  Несмотря на огромную занятость в театре и кино, была ещё поэзия, переводы, сценарии к фильмам, литературные пародии. Была знаменитая сказка “Про Федота-Стрельца, удалого молодца”, которая мгновенно “ушла в народ” и разлетелась на цитаты.
 
Обо всём этом вспоминали на Большой сцене Театра “Содружество актеров Таганки”, где состоялась встреча друзей – День памяти “Чтобы помнили …”.  Говорили о многом, делились сокровенными воспоминаниями, читали избранные произведения Леонида Алексеевича.
 

Николай Губенко, художественный руководитель Театра, Народный артист РСФСР

“Я думаю, не имеет смысла говорить, как одарён Филатов. В актерской профессии он – признанный лидер. Лёня был чрезвычайно справедлив, честен и безгранично талантлив. Его погубила не болезнь почек, не инсульт. Его погубила болезнь, которой страдают лучшие люди России – стремление к справедливости. Справедливость – такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. Его то ему и не хватало. А нам, мне лично, не хватает Лёни”.
 

Сергей Соловьев, кинорежиссёр, Народный артист России


Сергей Соловьев. Фото: "Содружество актеров Таганки"

“Это только кажется, что театр - просто пространство. Нет, это воплощённая человеческая душа! В том числе и душа Лёни Филатова. Я убежден, что это никуда не исчезло, не растворилось. Лёня - здесь и сейчас, жив и страстен.
 
У нас в театре была удивительная, веселая, студенческая жизнь, хоть мы и были уже взрослыми людьми. Помню, когда готовили спектакль “Чайка”, то в зале устроили настоящий пруд. Запустили лодку. Лёня репетировал сцену, когда Тригорин выясняет отношения с Заречной. Я ему говорю: “Ты все замечательно делаешь, но уже надоело, что ты всё время лодке сидишь, скучно. Ты босой? – Да! – Давай, вылезай и, гуляя по воде, продолжай текст”. И вдруг он берёт свою ногу двумя руками и перекидывает за борт. “Лёнь, Тригорин, конечно, старше Нины, но ещё не до такой степени. Так делать не надо. Вылезай, как ты вылезаешь”. И вдруг он мне в ответ сказал ужасно грустную фразу: “Я по-другому не могу”. Мы тогда страшно смеялись, что Тригорин не может ногу из лодки вытащить, а сам куда-то Нину зовет и обещает немыслимо прекрасную жизнь. Впрочем, как смеялись по поводу всего, что бы ни происходило, других эмоций не было, а ведь с этого момента началась эта трагическая история в жизни Филатова. Да и во многих наших жизнях. С этого момента началось Преодоление.
 
В этом человеке была колоссальная сила. Эта сила называлась силой таланта, потому что всё, что он делал дальше, это была энергия его таланта. И только потом до нас дошло-доехало, что произошло, что тогда было на репетиции с этой лодкой…
 
Как-то по-дурацки, рано, прервалась работа, которая доставляла нам столько наслаждения и радости”.   
 

Борис Галкин, актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, Заслуженный артист России, сокурсник Леонида Филатова

Борис Галкин. Фото: "Содружество актеров Таганки"

“Когда из жизни уходят родные, близкие сердцу люди, именно в этот момент чувствуешь, как их действительно не хватает, потому что вместе с ними уходит твоя любовь. Это чувство невосполнимо и оно остается между небом и землёй. Незадолго до трагического дня Лёня написал несколько строк, которые мне очень дороги:
 
Хоть нам с тобой уже немало лет, и нас порою посещают нужды,
Но ничего, как выяснилось, нет нужней старинной, юношеской дружбы.
Твой голос, друг, отважен и не лжив, всегда открыт и празднику и бою,
И если я ещё покамест жив, я жив ещё и дружбою с тобою.
 
Это действительно так, и мы живем друг другом и по сей день. Я живу”.
 

Валерий Александрович Иванов-Таганский, актёр, режиссёр, драматург, заслуженный артист России, один из тех, с кем Филатов работал и в театре и в кино, и о котором Леонид Алексеевич как-то сказал в театральном закулисье: “Валерка Иванов, конечно, хороший актер, но я его побаиваюсь, кулак у него, что надо”.


Валерий Иванов-Таганский. Фото: "Содружество актеров Таганки"

“Одна из первых театральных работ Филатова – спектакль “Товарищ, верь”. Здесь он впервые получил главную роль и к тому же материал, позволявший его поэтической натуре развернуться в полную силу. Пушкиных по замыслу режиссера спектакля Юрия Любимова  было пятеро. Иван Дыховичный играл Пушкина повесу. Пушкин – Борис Галкин – был чист, непосредственен и по-детски обидчив. Рамзес Джабраилов со всем своим темпераментом играл Пушкина-арапа. Золотухин, на мой взгляд, был Пушкиным, которого сочинил в своем воображении русский народ. А вот тот тонкий, почти эфирный материал, где зритель должен был поверить, что Пушкин не только поэт, а к тому же еще и гений, выпало на долю Филатова. Леонид с этой сложнейшей партитурой справился превосходно! Чем отличался Пушкин Филатова от других? Прежде всего – глазами. Весь фокус был в глазах. Они, не в укор другим исполнителям, которые играли первоклассно, чувствовали по особенному боль времени. Происходило помножение пушкинского вечного на отражение сегодняшнего. Позже эти глаза появились на экране и выделили Филатова из плеяды героев экрана его времени”.
 

Олег Митяев, автор-исполнитель, музыкант, актёр, поэт, композитор, Народный артист Российской Федерации

Леонид Марголин и Олег Митяев. Фото: "Содружество актеров Таганки"

“Как-то спросил совета у Леонида Алексеевича, что мне нужно обязательно прочесть. Филатов порекомендовал книгу Юрия Тынянова “Пушкин”. Это произведение настолько меня поразило и вдохновило, что я написал песню “Поручик”, которую потом везде исполнял. И когда доехали в Царское село, то уж как “дали”! Позже к нам подошёл человек из Фонда русской поэзии и сказал: “Хорошая у вас получилась песня про… Лермонтова. Это ведь он был поручиком. Но вы не расстраивайтесь, потому что Лермонтов тоже служил в Царском селе”.
 
Однажды Леонид Филатов сказал: “Я мечтал навсегда остаться в памяти современников. Этого не получилось”. И опять ошибся…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть