"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

21 февраля 2024 13:32

"Мандат", или Ларчик мизантропии

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото: сайт Студии театрального искусства
Все фото: сайт Студии театрального искусства

Спектакль Сергея Женовача "Мандат" в его Студии театрального искусства (премьера прошла в прошлом мае) – это искусно сделанная и внешне немудреная вещица, вроде изящного ларчика; но полон этот ларчик до краев режиссерской мизантропией.

Несколько лет в СТИ идет вторая эрдмановская пьеса, "Самоубийца". Но дилогии никак не получается, "тот" Эрдман в подаче режиссера совсем другой, нежели "этот".



Ну а настоящий Николай Эрдман, театральный вундеркинд 1920-х, написал свою вещь как раз сто лет назад (и поставил ее у Мейерхольда и много, много где еще; потом, конечно, все наглухо запретили, а автор поехал в ссылку) с вполне понятными намерениями: высмеять тех обывателей-мещан, которые, с одной стороны, хотят пролезть в партию ради благ, с другой – ждут восстановления монархии.  "Мандат" с тех пор ставили нечасто – по подсчетам театроведов, всего-то 11 раз (кстати, сегодня на московской сцене живет еще один "Мандат" - "саунд-драма" Владимира Панкова в театре  Et cetera; публика и критика оценила этот спектакль высоко). Уникальность "Мандата" в том, что это универсальная вещь, понятная всем поколениям: всегда есть приспособленцы, всегда есть "сложные обстоятельства", в которых надо выживать…  Оно ведь и с гоголевским "Ревизором" так, начальники и жулики найдутся во все времена во всех странах.   



Справедливо заметила театровед Марина Тимашева, рецензируя постановку Женовача – нашим нынешним драматургам нечто подобное создать решительно не по силам. Да, добавлю уже я, у них неплохо получаются сатирические зарисовки нынешней жизни, но чтобы вот такое, универсальное и поэтому глубокое – тут дудки.

Короче, высмеиваем приспособленцев всех времен и мастей. Но у Женовача все несколько – а то и принципиально - иначе. На нашей сцене мы сегодня то там, то тут видим "фиги в кармане", намеки на актуальные обстоятельства.  Пошловато, но публике, как говорят нынче, "заходит". Казалось бы, универсальный "Мандат" для этого  годится в высшей степени. Однако режиссер шагнул в другую сторону от фельетонного соблазна.



Один из приемов внешне нехитрой, однако эффектной пьесы в том, что обыватели меняют картины – на одной стороне безобидный пейзаж, на другой – Карл Маркс. Женовач и его постоянный соавтор сценограф Александр Боровский в оформлении спектакля прием абсолютизируют – на сцене словно запасник музея и множество картин, которые можно менять, приспосабливаясь… К чему? Вот вопрос. История внешне такова. Нэпман Сметанич (его играет Алексей Вертков) готов выдать своего придурковатого, но очень важного с виду сынка (Глеб Пускепалис) за дочку обнищавшей после революции бизнесвумен Надежды Петровны (Ольга Калашникова). Но его требование – чтобы в новой родне был хоть один коммунист! Вот и пришлось сыну и брату, Павлу Гулячкину (эксцентричная роль Сергея Аброскина) раздобывать себе мандат…настоящий или фальшивый, не так важно. А еще там кухарку принимают за Великую Княжну (роль простушки у Елизаветы Кондаковой). А еще при первом признаке возрождения монархии все немедленно становятся монархистами (потом – наоборот).



Сторонникам монархии и коммунизма лучше этого не видеть. Режиссер методично, предельно издевательски выводит самое святое для этих и тех в максимально неприглядном, комическом виде. Честное слово, иногда хотелось вскричать: ну зачем уж так-то зло?! "Чума на оба ваших дома", да, но и на всех без исключения его обитателей. И на их исполнителей. И на нас, зрителей, и вообще на весь белый свет. А может, и нет этого белого света, и все иллюзия? Хоть переворачивай картины, хоть нет, спасения не видно… Женовач меняет местами реплики персонажей, и выносит в финал такой монолог, делая его ударным и несущим основные смыслы (в тексте он был в другом месте): " Кончено. Все погибло. Все люди ненастоящие. Она ненастоящая, он ненастоящий, может быть, и мы ненастоящие?! Что люди, когда даже мандаты ненастоящие…". Занавес. Какая уж тут комедия… плакать хочется.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть